Вчера вечером в Минске произошла страшная авария. Автомобиль БМВ на кольцевой дороге в районе 10-й больницы врезался в колонну спортсменов-велосипедистов. Пострадало несколько человек. Ответственный врач станции скорой помощи Денис Моисеенко сообщил в интервью БЕЛТА, что в стационарные отделения различных больниц Минска доставлено восемь пострадавших. Травмы у молодых людей, слава Богу, не тяжелые, хотя и требуют лечения и постоянного наблюдения медиков.
Лихорадочно пробегаю глазами новостную ленту и облегченно выдыхаю, узнав, что погибших нет. На этот раз – нет. Но шокирующая новость напоминает мне о другом событии с иным, трагическим исходом, тревожит незаживающую рану. Когда-то вот так же я узнала о гибели вилейского краеведа, туриста, энтузиаста, вдохновителя международной экспедиции по Вилии «По следам графа Константина Тышкевича 150 лет спустя» Виталия Михайловича Костенко. Это тоже случилось в марте – два года назад. 20 марта 2009 года около десяти часов вечера его, ехавшего на велосипеде, сбил автомобиль и скрылся с места ДТП. Виновного нашли довольно быстро. Им оказался 33-летний вилейчанин, который в момент управления своим «фиатом» и совершения наезда на велосипедиста был в состоянии алкогольного опьянения. Виновнику, если не ошибаюсь, дали четыре года. Но человеческую жизнь уже не вернешь…
Количество ДТП с участием велосипедистов заставляет задуматься: а безопасно ли быть велотуристом в Беларуси? Или, вступая в ряды любителей покрутить педали, ты смертельно рискуешь? У нас не Париж и не Копенгаген, где тысячи людей ездят на работу на своих парноколесных друзьях, получая заряд бодрости и креатива на весь долгий день в офисе… Велодорожки, понимающие водители, высокая культура дорожного движения – нам об этом можно только мечтать?!
Читаю пункт 148 ПДД РБ: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края». Кажется, все предельно ясно. На бумаге, но не в реальной жизни. В реальной жизни водители недолюбливают велосипедистов: путаются под колесами, создают угрозу, неожиданно выезжая на проезжую часть. И вообще, что велосипедистам делать на автотрассах?! А велосипедисты жалуются на отсутствие велодорожек и хамство со стороны водителей. Кто виноват – на этот вопрос в каждом конкретном случае ответит следствие. А вот что делать? – это уже вопрос ко всем нам. Потому что каждый из нас может оказаться как за рулем велосипеда, так и за баранкой автомобиля. Или не каждый? Ведь быть велосипедистом в Беларуси опасно для жизни и здоровья…