Российский турбизнес является «паразитом» и не отличается «благородством». Такой эпитет на прошлой неделе дал ему в эфире программы «Будем здоровы» радиостанции «Эхо Москвы» Геннадий Онищенко, главный запретитель «подозрительных» продуктов в России. Впрочем, общественные организации турбизнеса, призванные защищать его интересы, публично через суд ставить на место чиновника Роспотребнадзора пока не собираются, планирую лишь «открыть ему глаза» на реальное положение дел на туристическом рынке.
«Несмотря на то, что наше законодательство очень щадящее по отношению к туристическому бизнесу, но оно от этого не становится благородным и благодарным обществу, а наоборот. Накапливая соответствующий оборотный капитал, наш туристический бизнес не совершенствуется, а наоборот - он паразитирует на этой льготности нашего законодательства», цитируются слова Онищенко в стенограмме на «Эхо Москвы».
Если оставить за скобками оскорбительный характер данного заявления, то даже по содержанию утверждения Онищенко не соответствуют действительности, считают эксперты, опрошенные корреспондентом российского портала tourprom.ru. «Закон о туризме в первую очередь направлен на защиту интересов потребителей, часто за счет туроператоров и турагентов. Изнутри отрасли картина противоположная: закон о туризме в отношении турфирм имеет диспропорции в сторону «кнута» - т.е. в сторону ответственности перед туристом, по сравнению с «пряником» - преференциями и поддержкой в виде налоговых льгот и прочим. По сравнению с той же Турцией, Таиландом, Тунисом и многими другими странами в России государственная поддержка туризма практически полностью отсутствует. В итоге из любой затруднительной ситуации туроператорам приходится вытаскивать туристов за свой счет во избежание юридических последствий», - отметил Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ, в прошлом депутат Госдумы.
Что касается «громадных оборотных средств», которые, по мнению Онищенко, вертятся в турбизнесе, то надо понимать, что большая их часть достается тем, кто производит эти услуги, пояснил эксперт. «Распределение примерно такое: 40% уходит перевозчику, около 30% - средствам размещения, и 8-10% уходят на допуслуги. В итоге чистая маржа, которая достается туроператору – это от 2% до 8-10%, и то в лучшем случае. А зачастую из-за громадной конкуренции туроператоры вынуждены работать в минус, фактически дотируя потребителей. Однако глава Роспотребнадзора, видимо, предпочитает использовать мифы о том, что все эти громадные средства «оседают» у туроператоров. Тем не менее реагировать на это высказывание РСТ не будет, ведь, как говорится, на каждый чих не наздравствуешься. Однако раз реалии работы туррынка настолько неизвестны нашему контролирующему органу, то мы постараемся ему их разъяснить», - добавил г-н Барзыкин.
P. S. Добавим ко всему вышесказанному, что и в Беларуси отношение различных чиновников к турбизнесу не отличается взвешенностью и здоровым европейским подходом. Если с въездным туризмом просто не знают, что делать и как его развивать в условиях той экономической и политической модели, которая создана в стране, то на выездной смотрят подобно г-ну Онищенко: как на "паразита, не отличающегося благородством"! Из чего можно сделать однозначный вывод: что бы ни говорили российские бизнесмены (в том числе и в сфере туризма) о более динамичном развитии бизнеса в России, обе страны в целом двигаются в одном направлении.