Во время путешествий по странам дальнего и ближнего зарубежья у меня родилась бизнес-идея: открыть хостел в Минске. Хотелось принимать туристов, давать им полезные советы, разрабатывать для них какие-то специфические «фишки». Но реализовать мечту было непросто. Особенно, когда ты одна веришь в эту идею, а все остальные считают ее фантазией.
Я ходила на различные курсы для предпринимателей, митапы в Стартап-школе, искала инвесторов по базам в интернете и на ИнвестУикендах, презентовала им бизнес-план и получала отказы.
Но мне очень сильно хотелось реализовать этот проект. А когда человек верит в себя, то этой энергией может заряжать и партнеров, и инвесторов. Примерно через полгода поисков мне удалось познакомиться с бизнесменом Александром Кныровичем. Он не только инвестировал в проект, но и словом и делом помог его реализовать.
Мы открыли хостел в Чижовке, и туда начали заселяться студенты близлежащих вузов. Потом переехали на улицу Максима Танка. Сюда приезжали люди из разных уголков Беларуси на семинары полного цикла: они и жили, и учились в хостеле. С финансовой точки зрения это были успешные проекты. Но та искра, которая меня зажигала изначально, стала угасать. Ведь хотелось заниматься именно въездными туристами. А если хочешь работать с такой целевой аудиторией, то расположение хостела имеет огромное значение.
На сегодняшний день для наших двух хостелов мы арендуем достаточно дорогие помещения в историческом центре Минска: в Троицком предместье. Это те 5% сохранившегося старого города. Мне кажется, что это удивительное место, и оно само привлекает к нам необычных людей со всего мира. Например, летом у нас жил британец, который в свои 65 лет путешествует по миру на велосипеде. Или однажды я прихожу в хостел, а там «ангелы» поют — остановился норвежский детский хор. И вот такие сюрпризы происходят постоянно. Я даже социальными танцами начала заниматься, будучи под впечатлением от наших гостей — танцевальной группы.
Но инвестиции в полном размере мы еще не окупили. Во многом это связано с закрытостью страны и ограниченным туристопотоком в Беларусь. Я недавно вернулась с саммита владельцев хостелов в Европе. У моих коллег за рубежом нет проблем с загрузкой. Они работают над качеством, над улучшением своего сервиса, над дополнительными «плюшками». Мы же постоянно заняты тем, что ищем способы, как подгрузить хостел. Это моя every day job.
Каждый день приходится общаться со всеми, кто хоть как-то может помочь нам: представители диаспор, участники и организаторы различных мероприятий в Беларуси и за рубежом и т.д. Всю информацию по событиям, все контакты заносим в Google таблицы. Не знаю, можно ли это назвать созданием въездного туристического потока в Беларусь, но, наверное, да, и мы этим занимаемся.
Для тех, кто хочет остановиться в нашем хостеле, мы готовим пакет документов для получения визы. Но часто, даже если с документами все в порядке, туристам отказывают в визе или предоставляют ее на более короткий срок. Вот один из ярких примеров. Супружеская пара из Австралии хотела приехать в Беларусь на месяц, посмотреть страну. В консульстве им выдали визу на неделю, сказали, что месяц — это слишком много, т.к. смотреть здесь нечего. В результате в нашем хостеле они провели всего сутки. В этой ситуации теряем не только мы, теряют рестораны, музеи, парки культуры и др.
Я надеюсь, что скоро для въезда в Беларусь визы будут не нужны, ведь для некоторой категории туристов визы в Гродно уже отменили. Но пока что развивать у нас бизнес, завязанный исключительно на туристах, очень сложно.
С точки зрения прибыльности и масштабирования мне сегодня интереснее заниматься другим проектом, который сначала был лишь дополнительной услугой в хостеле. Это бумажная карта для туристов Minsk City Guide. Когда к нам в Троицкое предместье стали приезжать иностранцы, они постоянно спрашивали про карту города. Ведь в европейских крупных городах такие бесплатные карты везде: на вокзалах, в аэропортах, в хостелах и отелях.
Не очень информативная, но все-таки туристическая карта города была у Республиканского центра туризма. И они даже согласились дать ее нашим постояльцам… десять штук. После этого мы поняли, что карту придется делать самостоятельно и с нуля. Обратились в Министерство спорта и туризма, чтобы получить поддержку. Мы не просили денег на проект, нужна была хотя бы информационная поддержка. Ведь наличие такой карты создавало бы позитивный туристический образ столицы. В министерстве нас за инициативу похвалили и пожелали продолжать в том же духе. Собственно, благодаря этим госструктурам и появился проект City Guide. Если бы не их бездеятельность, мы бы не открыли еще одно направление в бизнесе.
Сегодня карта приносит доход за счет рекламы заведений. Но это не такая карта, как можно видеть во многих гостиницах, где баннерная реклама занимает 90% площади. Это красочная и понятная карта с минскими достопримечательностями и двадцаткой лучших заведений разных направленностей: две кофейни, две пиццерии, два паба и др. Прежде чем разместить какое-то заведение на нашей карте, мы сами проверяем, насколько оно качественное, какой там сервис, какие у них особенности. Девиз нашей карты: Act like local (Веди себя, как местный). Есть хипстерский вариант для хостелов и более серьезный — для гостиниц.
Есть также мобильный вариант этой карты. Но, несмотря на то, что мы живем в XXI веке, бумажная карта все еще более востребована, чем приложение. Иностранец, который приезжает в город на два-три дня, не хочет скачивать приложение на свой телефон, у многих нет доступа к интернету или телефон разряжается очень быстро. Туристу проще спуститься на ресепшн, взять понятную бумажную карту и, если нужно, попросить администратора отметить маркером на карте интересующий его маршрут. В планах — сделать такие же карты для других белорусских городов и двадцати крупных городов СНГ. Сейчас заключаются договора с Гродно и Львовом.
Среди вас есть те, кто ищет идею для своего будущего бизнеса. Я думаю, идея, во-первых, может родиться, если вы зададите себе вопрос: «Что сегодня нужно рынку, и как я лично могу закрыть эту нишу?». Так, пять лет назад я поняла, что рынку нужны хостелы. Во-вторых, идея может появиться, когда ты занимаешься какой-то узкой деятельностью, глубоко погружен в нее. Ты замечаешь какое-то недостающее звено. Так появился проект City Guide.
Ольга ШАВЕЛА