Фальстарт: обещанные 7 июля чартеры из России в Турцию так и не взлетели
<p><strong>Чартерные рейсы в Турцию, которые должны были стартовать 7 июля, откладываются как минимум до середины следующей недели. Причина — в отсутствии соответствующего постановления российского правительства.</strong><br />
 </p>

«Поручение (правительству) о предоставлении согласованных предложений по возобновлению чартеров дано 5 июля, срок исполнения — неделя», — сказала РБК пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, добавив, что в предложениях должна быть учтена необходимость обеспечения транспортной безопасности.

Представитель Росавиации ограничился комментарием, что полеты возобновятся после постановления правительства, которого еще нет. В Минтрансе отказались от комментария.

Заложником ситуации оказался туроператор Anex Tour, который первым поспешил объявить о своей чартерной программе еще в прошлую пятницу, 1 июля, буквально на следующий день после того, как президент Владимир Путин подписал указ о снятии ограничений на продажу туров в Турцию. Тогда же Генеральный директорат гражданской авиации Турции сообщил, что чартерные рейсы из России возобновятся 7 июля.

Туризм и авиакомпании

На момент введения санкций Турция была одним из самых популярных направлений выездного туризма: по данным Ростуризма, в течение 2015 года ее посетили 3,5 млн россиян. Больше выезжали только в Абхазию — 3,8 млн человек.


Проблемный рейс

Чартерный рейс ZF 8861 авиакомпании «Катэкавиа» (работает под брендом Azur Air) должен был вылететь 7 июля в 15:00 из Санкт-Петербурга в Анталью, но в последний момент был отменен. Информация об этом появилась на онлайн-табло аэропорта Пулково. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, это первый чартер, который должен был лететь из России в Турцию после того, как в отношениях между странами наметилось потепление.

На сайте аэропорта Антальи данный рейс не значился, однако были заявлены чартерные рейсы Azur Air на другие дни, в частности из Домодедово на 8 июля с прилетом в 6:10 утра. По состоянию на вечер 7 июля представитель Azur Air заявляла РБК, что решение по этим рейсам пока ожидается, но авиакомпания начнет полеты «только после соответствующих разрешений со стороны властей, которые еще не даны».
В пятницу чартерных рейсов в Турцию из Домодедово не будет, уточнил представитель аэропорта.

Заказчиком проблемных рейсов выступил туроператор Anex Tour. По словам представителя Azur Air, туристическая компания направила запрос на организацию полетов в Анталью с частотой семь раз в неделю из столичного Домодедово и один-два раза в неделю — из Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска.
В компании Anex Tour от комментариев отказались.

«Туроператор не предоставлял данных по продажам на рейсы, но туры продавались неплохо», — говорит Майя Ломидзе из АТОР. По ее данным, всех пассажиров с несостоявшегося чартера удалось пересадить на рейсы Turkish Airlines, поэтому реально пострадавших туристов пока нет.
В турагентствах уверили, что в случае отмены чартерных рейсов туристы либо получат 100-процентное денежное возмещение стоимости тура, либо им будет предложена замена на аналогичный по качеству отдых. При этом в сети «Горящие туры» рекомендуют клиентам повременить с покупкой туров в Турцию хотя бы до следующей недели.

Как ссорились и мирились Россия и Турция

В ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, упавший на территории Сирии. Инцидент вызвал кризис в двусторонних отношениях и экономические санкции со стороны Москвы. 29 декабря российское правительство сообщило, что турецким компаниям запрещено заниматься проектированием, строительством, гостиничным и туристическим бизнесом, деревообработкой, а также работать по госзаказу. Вторым постановлением Россия ввела эмбарго на ввоз турецких овощей и фруктов, а третьим запретила чартерные рейсы и продажу туров в Турцию. Ответные санкции Турции были минимальными: с 1 июня 2016 года правительство страны обязало водителей российских грузовиков получать визу в Турцию. 28 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения за сбитый российский Су-24, а 30 июня Владимир Путин поручил правительству начать процесс нормализации торгово-экономических связей с Турцией.

Без вариантов

За исключением Anex Tour остальные туроператоры пока формируют туры только на базе регулярной перевозки, говорит Майя Ломидзе. В аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково подтвердили РБК, что заявок на чартерные рейсы в Турцию от других авиаперевозчиков не поступало.

Компании «Пегас туристик» и Coral Travel предлагают туристам воспользоваться рейсами Turkish Airways. Турецкий перевозчик еженедельно выполняет в Анталью пять рейсов. «Ажиотажный спрос мы не наблюдаем. Пока интереса больше, чем продаж», — говорит генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная. До официального разрешения Росавиации об организации чартерных программ речи не идет, подчеркивает топ-менеджер. Ранее туроператор объявлял о начале программы с 14 июля.

«Наша полетная программа запланирована на середину июля. Она будет осуществляться в сотрудничестве с рядом авиаперевозчиков, которые смогли оперативно предложить свои возможности, в их числе авиакомпания «ЮТэйр», — сказала представитель Tez Tour Лариса Аханова.
Туроператор «Библио Глобус» отправляет туристов на регулярных рейсах партнерской авиакомпании «Россия». У НТК «Интурист» на сайте уже есть Турция, но туры продаются без перелета (от 36 тыс. руб. за неделю в отеле категории 3* на двоих).

Улететь из Москвы можно также на «Аэрофлоте». Российская авиакомпания летает 14 раз в Стамбул и семь в Анталью. Причем, как следует из данных на официальном сайте «Аэрофлота», все билеты в Анталью на следующую неделю уже куплены. В продаже остались лишь самые дорогие категории «Бизнес-класс Премиум» за 82,6 тыс. руб. в один конец.

Ценовые перспективы

В случае если российское правительство примет постановление об отмене запрета на организацию чартерных рейсов, согласование полетов с аэропортами не займет много времени, уверен генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов: «В условиях падающего пассажиропотока они рады любой работе». Согласовать полеты с российским и турецким аэропортом реально за день, подтверждает коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов.

По мнению участников рынка, со введением чартерных программ туры в Турцию подешевеют на 25–30%. В стоимости турпакета при недорогих вариантах размещения авиационная составляющая может занимать до 70–80%, оценивает Анна Подгорная из «Пегас туристик», при этом кресло на чартерах существенно дешевле.