О проблемах и тенденциях игорного туризма в Беларуси рассказала независимый эксперт Екатерина Цыбина.

Эксперт: Беларусь для туристов может стать покерной столицей

О проблемах и тенденциях игорного туризма в Беларуси рассказала независимый эксперт Екатерина Цыбина.

Ежегодно игорный бизнес аккумулирует в Беларусь туристов из ближнего и дальнего зарубежья, ведь во многих странах мира азартные игры либо под запретом, либо существуют с массой ограничений. TIO.BY выяснил у независимого эксперта в сфере игорного бизнеса Беларуси Екатерины Цыбиной все что вы хотели давно знать, но боялись спросить: особенностях джанкет-туров, целевой аудитории, в том числе запросах на отдых VIP-клиентов, среднем чеке, концепции развития игорного бизнеса, и почему Беларусь в скором времени может стать покерной столицей.

Отметим, что сфера игорного бизнеса в Беларуси развивается согласно особой Концепции, утвержденной правительством еще в 2011 году. На этапе разработки этого документа прорабатывалось несколько вариантов развития отрасли, в том числе создание на территории РБ игорно-развлекательного центра, как туристического мотиватора.

Данный проект был нацелен непосредственно на развитие туризма и привлечение иностранных граждан, как игроков. Для строительства центра был подобран участок в районе Национального аэропорта Минск.

Однако данное направление работы было признано неперспективным с учетом объема игорного рынка. По мнению экспертов, вложение крупномасштабных инвестиций в строительство игорно-развлекательного центра не смогло бы стать окупаемым, в связи с ярко выраженной сезонностью климата, низкой плотностью населения страны, отсутствием должного потока туристов и инфраструктуры для их приема.

Кроме того, эксперты посчитали Национальный аэропорт Минск неспособным к принятию необходимого количества туристов и не в полной мере соответствующему уровню предоставления услуг, требующихся для крупных туристических центров.

С того времени не было принято попыток возобновления подобных проектов и, на сегодняшний день, игорный бизнес рассматривается государством, прежде всего, как относительно доходный и прогрессирующий поток в бюджет, а не мотиватор въездного туризма.

«Сегодня «взят курс» на постепенное развитие имеющегося игорного рынка с уклоном на обеспечение максимальной защиты игрока от негативных последствий азартных игр. Стоит сказать, что данный курс, безусловно, себя оправдал, так как современное стабильное положение игорного бизнеса в РБ и имидж безопасного пространства для игрока у туристов успешно сформирован», - сказала Екатерина Цыбина.

– Какова в целом структура турпродукта в игровом туризме? Комбинируются ли джанкет-туры, например, с «экскурсионкой», активным туризмом и так далее?

– Игровой туризм традиционно организован джанкет-турами, как формой условно бесплатного путешествия, где принимающей стороной выступает игорное заведение. Такие туры организуют как сами игорные дома (в основном), так и турагентства (российские преимущественно). Поездки позиционируются как бесплатные, но путешественник должен выполнить ряд условий, оговариваемых в отдельном договоре. Как правило, гость должен играть в течение определенного периода времени на определенную сумму. В обмен на обязательства он получает бесплатный перелет, трансфер, проживание в отеле, питание и развлечения. Гарантом выполнения условий служит предварительно вносимый депозит. Бесплатные развлечения, экскурсионные мероприятия, шоу-программы, их вид и объем, разумеется, зависят от суммы внесенного депозита. На сегодняшний день спросом у VIP-клиентов пользуются отдых в агроусадьбах, рыбалка, охота и другие эксклюзивные увеселения. Клиенты среднего сегмента предпочитают совмещать поездки с иными мероприятиями (например, посещение спортивных соревнований).

– Кто эти люди – давайте поговорим про особенности «целевки»: средний возраст, пол и т.д.

– Сегодня львиную долю посетителей в игорных заведениях нашей страны составляют не граждане Беларуси, а приезжие. Это и россияне, и украинцы, и представители иных республик СНГ, в которых действуют законы о запрете азартных игр. Например, часто бывают гости из Прибалтики, Азербайджана, Казахстана, а также туристы из Турции. Реже – израильтяне и иорданцы.

Выделить конкретный портрет среднего игрового туриста достаточно сложно. Это связано с отсутствием официальной статистики по данному вопросу и достаточно серьезным уровнем конкуренции между действующими казино: борьба за игрока вынуждает менеджмент тщательно охранять информацию. В среднем можно говорить, что джанкет турист – это мужчина 40-50 лет.

Однако в последние годы наметилась тенденция серьезного снижения среднего возраста в связи с организацией в Беларуси покерных соревнований. В нашей стране покер относится к числу азартных карточных игр и для организации покерного тура есть абсолютно все необходимое – начиная от законодательной базы и заканчивая эффективно обустроенной инфраструктурой, позволяющей принимать оффлайн-соревнования. Не исключаю, что в ближайшее время Беларусь станет настоящей покерной столицей, а не только территорией джанкет-туризма.

– И каков средний чек в Беларуси таких туристов?

– Очень серьезная дельта из-за разного уровня игроков по джанкету. Стандартный средний гость массового казино оставляет порядка 200 долларов.

– Не много, но если смотреть в контексте потока… К слову, есть ли хотя бы приблизительные цифры по въездному потоку в данном сегменте, ведь об официальной статистике мечтать не приходится.

– Статистики нет и вычленить эти цифры достаточно сложно из-за высокого уровня конкуренции – каждое казино хранит информацию об игроках в засекреченном режиме. По информации одного из турагентств такой турпоток растет на 15% в год. Однако растет ли турпоток, либо игроки начинают предпочитать заказывать тур не через службу приема казино, а через туроператора – пока сказать трудно.

– Произойдет ли перераспределение потоков из-за легализации казино в Украине и России? Как это может сказаться на белорусском рынке?

– На мой взгляд, легализация игорного бизнеса в Украине не вызовет оттока туристов, предпочитающих такой вид досуга. Учитывая, что его большую часть составляют мужчины-россияне, которые на сегодняшний день лишены возможности даже посещать Украину – выбор не в пользу нашей страны вряд ли будет сделан.

Кроме этого, остается большим вопросом, сможет ли текущее украинское правительство организовать бизнес с учетом необходимости обеспечения безопасности игрока. Не секрет, что сегодня Украина – территория со свободным оборотом незарегистрированного и неконтролируемого оружия. Данный аспект никак не способствует развитию индустрии азарта.

Можно предположить, что часть туристов из Турции будет перенаправлена в украинскую сторону, однако, повторюсь, остается вопросом, сможет ли Украина организовать работу на должном уровне.

Что касается открытия новых игорных зон в России (на текущий момент обсуждается Ялта), думаю, что серьезных изменений не будет в связи со сложностями «крымской ситуации», хотя регион, безусловно, интересный.

Будем надеяться, что легализация азарта в соседних странах еще больше подстегнет отечественных операторов к совершенствованию сервиса и созданию условий для туризма.

– Какие перспективы развития игорного туризма в Беларуси вы видите?

– Никаких сомнений, что перспективы самые благоприятные, ведь Беларусь – это направление безмерно привлекательное по целому ряду факторов: «безвиз», демократичная ценовая политика, разнообразие продукта (есть массовые казино, есть luxury-предложение), высокий уровень сервиса. Кроме того, для основной целевой аудитории – россиян - нет необходимости делать загранпаспорт

Сегодня в стране разработана нормативная база для деятельности онлайн игровых ресурсов. Эти нововведения привлекают инвесторов с мировыми именами и, абсолютно точно, послужат очередным толчком к развитию наземных заведений и интересу со стороны туристов.

Развитие индустрии развлечений и связанного с ней туризма способно принести стране немалый дополнительный доход, активно привлекать иностранные инвестиции и создавать новые рабочие места.

Интервью подготовлено при поддержке Республиканского союза туриндустрии

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen