Эксперты Сколково заявили, что профессия турагента исчезнет к 2030 году. Турбизнес возразил
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
В российских СМИ обсуждается список профессий, которым предрекли кончину до 2030 года (согласно Атласу профессий, составленному специалистами Сколково). Среди тех, кому не повезло с диагнозом, оказались и турагенты. Портал Tourprom.ru узнал у представителей турбизнеса, что они сами думают по поводу будущего профессии.
Зачем нужны турагенты
Невольным виновником грустных мыслей относительно будущего турагентов стал член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин. На днях он прокомментировал исследование сколковских экспертов, согласно которому в ближайшие 10 лет исчезнет порядка 57 существующих ныне профессий, а редкими и невостребованными станут, в том числе, турагенты. По словам парламентария, во всем мире наблюдается тенденция к тому, что люди, занятые в сфере услуг, однажды станут не нужны.
Тема не нова – еще в 2014 году эксперты московской школы управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив в список профессий-пенсионеров внесли турагентов и предрекли исчезновение этого вида деятельности к 2020 году. «Люди всё чаще предпочитают индивидуальный туризм массовому, а спонтанный отдых – четко спланированному; обилие интернет-сервисов и приложений по подбору трансфера, проживания, планированию досуга (причем без комиссионных и с доступом 24/7) позволяют пользователям напрямую, без посредников, организовывать свой отдых», – указано в исследовании.
Но, как мы видим, прошло пять лет, турагентства работают, а некоторые даже процветают.
Почему? Хотя бы потому, что их не заменить виртуальными Алисой или Сири.
«Любой агент должен быть психологом, который умеет проявлять эмпатию и который не просто подбирает тур, а именно чувствует, что нужно сидящему напротив человеку», – объясняет член правления Уральской ассоциации туризма, директор компании «Ява Тур» Олег Аксельрод (Екатеринбург).
Но самая главная причина – это знания, наличие подтвержденной опытом экспертизы, которая позволяет экономить время и деньги.
Профессиональный турагент держит в голове самую разную информацию – от стоимости проезда в Риме до расстояния между креслами в «Уральских авиалиниях» – и выдает ее по первому же запросу, экономя время клиента, которое он бы потратил на поиски ответов.
«Недавно у нас покупали круиз – мы почти 40 минут отвечали на вопросы посетителя. Его интересовало буквально всё: ужин брать в первую смену или во вторую, на шоу Cirque du Soleil лучше брать билеты с коктейлем или без, каюту выгоднее выбирать посредине лайнера или ближе к носу? Вопросов возникает миллион, поскольку нужно учесть абсолютно всё. Невозможно подготовить качественный тур самостоятельно за 2–3 часа – для этого нужно потратить порядка 30–40 часов, а времени у многих нет просто физически», – комментирует генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
Вымрут только непрофессионалы
Максимум, что может произойти со специальностью «турагент», – она трансформируется, считают эксперты. Например, в разговоре с журналистами редакции наблюдатели приводили в пример США, где давно существует профессия трипэдвайзера – человека, который знает о путешествиях если не всё, то многое, и на правах профи советует окружающим, как сделать их лучше. Если трэвел-консультанты появятся и у нас, то к ним будут идти за рекомендациями и платить за них.
«Первым турагентом был Томас Кук, который жил 150 лет назад. Так что рано списывать эту профессию со счетов. Единственное, о чем можно говорить с полной уверенностью, так это о естественном отборе – вымрут непрофессионалы, а останутся умные и погруженные в тему специалисты», – подводит итог Алексан Мкртчян.