Наряду с пленарным заседанием была запланирована и работа по секциям. Одна из секций прошла на базе исторического факультета БГУ и называлась «Культурное наследие и туризм».
На заседании заслушали и обсудили около десятка докладов. Особый интерес вызвало выступление начальника отдела маркетинга Нацагентства по туризму Елены Лихимович на тему «Участие Беларуси в международных туристических выставках». В начале выступления она привела несколько цифр, свидетельствующих о недостаточном внимании к продвижению туристического потенциала Беларуси за рубежом со стороны государства: «На год из бюджета на эти цели выделено 115 тысяч долларов. Для сравнения можно привести некоторые данные: только для продвижения одного города – Риги – выделяется в год 1,5 млн долларов, Львова – 600 тысяч».
Тем не менее прилагаются серьезные усилия, чтобы о Беларуси узнали в различных странах мира. Одним из механизмов являются выставки и ярмарки: «Учитывая, что основная целевая аудитория для Беларуси – это Россия, в нынешнем году национальный стенд нашей страны присутствовал на двух крупных московских выставках – «Интурмаркете» и МИТТе. Кроме этого, запланировано посещение региональных выставок – в Санкт-Петербурге, Казани, Калининграде, Брянске и пр.»
Для того чтобы найти партнеров и «показать себя», существует множество вариантов. Это и имиджевые выставки, например, в Лондоне, и национальные, где находится место и туризму (в нынешнем году такой форум пройдет в Грузии). По словам главы отдела, иногда появляются неожиданные возможности: «Для нас открытием стала выставка в Баку, где наш стенд пользовался повышенным спросом. Участие в ней оказалось самым эффективным: не успели мы вернуться, как турфирмы и санатории, участвовавшие в этой выставке, приняли первые группы туристов».
Эффективным средством продвижения туристического потенциала страны в последнее время стали презентации, которые могут проходить как в рамках выставок, так и автономно. Вместе с тем далеко не всегда ведомства, которые должны быть заинтересованы в общем деле – рекламе туристических возможностей страны за ее пределами, идут навстречу Нацагентству. Елена Лихимович привела такой пример: «Перед тем как наша делегация отправилась в Лондон, мы вели долгие переговоры с национальной компанией «Белавиа» о снижении стоимости перелета. Предлагали пиарить на своем стенде компанию. Но – получили отказ. Не всегда идут навстречу и белорусские диппредставительства за рубежом».
Исполнительный директор туристической компании «БелАгроТревел» Елена Хацкевич поделилась особенностями приема иностранных туристов в Беларуси. По словам представителя компании, в прошлом году фирма обслужила 10 000 туристов из 24 стран мира: «Если раньше гости приезжали к нам в страну на один-два дня, то теперь мы предлагаем им расширенную семидневную программу, во время которой они получают более полное представление о Беларуси».
О традициях питания Западного Полесья и их использовании на агроусадьбах рассказала главный специалист БПиЭ «Минсктурист» Елена Антанович. Она констатировала, что при наличии огромного разнообразия кулинарных традиций гастрономический туризм в нашей стране практически отсутствует: «К сожалению, у жителей страны отсутствует понятие, что белорусская кухня поистине уникальна». Кроме того, туристов зачастую разочаровывают и удивляют неоправданно высокие цены в кафе и ресторанах, предлагающих блюда национальной кухни.
Старший преподаватель исторического факультета БГУ Ирина Олюнина познакомила участников мероприятия с некоторыми авторскими проектами по развитию въездного и внутреннего туризма в Беларуси. Она отметила, что частная, личная инициатива играет в этом вопросе большую роль. В качестве примера она привела совместный проект туристической компании «МАТЭП-90», истфака и портала TIO.BY «Таямнічая Беларусь», в ходе которого было проведено пять выездных семинаров и создано несколько интересных маршрутов. Сейчас в стадии подготовки еще один интересный проект под условным названием «Полесская Одиссея». По предварительному плану, участники этой увлекательной экспедиции в конце июня проедут 600 км, посетят 10 агроусадеб, проведут семинары с участием белорусских, украинских и польских экспертов. Инициаторами проекта выступили БОО «Отдых в деревне», ОАО «Белагропромбанк», истфак и ФМО БГУ. Главным информационным спонсором станет портал TIO.BY. Конечным результатом экспедиции станет электронный вариант методических рекомендаций от экспертов.
Во время заседания члены секции прослушали также доклад гостьи из России Ольги Губиной на тему: «Из опыта создания музея в малом городе Пущино» и выступление доцента БГУФК Сергея Бусько «Физическая культура и спорт как фактор эмансипации женщин в белорусских губерниях в начале XIX века».