https://www.traditionrolex.com/8
<p>Белорусские турфирмы отмечают падение объемов раннего бронирования на 25%.</p>

<p><span class="txt">Стоит ли сравнивать ситуацию в отечественном турбизнесе с тем кризисом, который потряс российский туристический рынок, вернутся ли в Беларусь туристы и ждать ли белорусам бонусов «на бедность» — об этом </span><a href="http://zautra.by/art.php?sn_nid=17623"><u><strong>Zautra.by</strong></u></a> рассказала <span class="txt">редактор газеты «Туризм и отдых» и сайта TIO.BY<b> Лилия Кобзик</b>.</span></p>

Мировой туризм в прошлом году продемонстрировал прирост путешествий почти на 5%. Был ли этот год успешным и для белорусского турбизнеса?

— Прошлогодние летние продажи туров на основные массовые направления показали рост. Это видно по количеству чартерных и регулярных рейсов из Минска на популярные курорты. Хотя, безусловно, были и негативные тенденции — белорусы, например, не имели возможности отдыхать на доступных курортах Крыма. «Крымский» турист или не выезжал вовсе, или ехал на отдых дикарем. Фирмы, работающие с турами этого направления, переориентировались на другие страны. Но операторы, которые занимались массовыми зарубежными направлениями, подтверждают рост спроса на путешествия.  Значительно выросло количество белорусских туристов, отдохнувших  в Болгарии, Греции, Черногории, как всегда, хорошие показатели у Турции.

Но, как помним, конец прошлого сезона был подпорчен негативными тенденциями на российском туристическом рынке. Для многих греческих, испанских хотельеров белорусский и российский туристические рынки – это одно и то же. Поэтому были даже проблемы с расселением наших туристов в отелях из-за банкротств российских турфирм – то есть российские проблемы проецировали на нас.

— Начавшийся в конце прошлого года кризис заметно ударил по отечественным предпринимателям. Как с ним справляются турфирмы?

— Турбизнес в каждый кризис оказывается в особой ситуации, потому что для белорусов выезд за границу один раз в год стоит в ряду приоритетов не на последнем месте. Для жителей многих стран, в том числе для граждан Евросоюза, границ вовсе не существует. Для нас же выезд за границу – это больше, чем просто поездка на море, это по-прежнему перемещение в другую реальность, соблазнительную и сладкую. Те, кто последние 15 лет каждый год выезжают за рубеж, вряд ли откажутся от своих привычек — конечно, при условии хотя бы минимальной экономической стабильности.

Вместе с тем турбизнесу так же не сладко, как и остальным секторам экономики. Мы видим падение бронирований в сравнении с тем же периодом прошлого года примерно на 25%. Но даже в этом случае потери не смертельны, потому что планы, которые составляются на год, всегда предполагают рост потока. Туроператоры взглянули на ситуацию реально и теперь делают более сдержанные прогнозы. Сейчас ситуация на валютном рынке немного успокоилась, курс худо-бедно стабилизировался, вроде бы есть валюта в обменниках. Это внушает турфирмам осторожный оптимизм.

Не стоит, на мой взгляд, сравнивать нашу текущую ситуацию в турбизнесе с тем кризисом, который действительно потряс российский туристический рынок. Нужно иметь в виду, что все расчеты в российском турбизнесе велись в рублях. Россияне доверяли своей валюте. Когда рухнул российский рубль, туры одномоментно подорожали на 80-90%. Белорусы деньги на зарубежные вояжи всегда откладывали в валюте. И турфирмы наши работают с валютой, у всех ведущих компаний есть валютная лицензия. Кроме того, у белорусов, так сказать, уже накопился опыт поведения в кризисных ситуациях. По опыту прежних кризисов мы видим, что, как бы тяжело ни было, есть слой или прослойка граждан, которые поедут за границу несмотря ни на что. Хотя понятно, что в этом году эта прослойка, скорее всего, станет еще более тонкой.

— Из-за девальвации белорусы обеднели на 30-40%. Отразится ли это каким-то образом на формировании стоимости туров или на проведении специальных акций и распродаж?

— Мы не видим никаких скидок от турфирм «на бедность». Идет достаточно лояльная кампания продаж, продолжаются акции раннего бронирования, к которым на протяжении последних 3-4 лет уже привыкли белорусы. Возможно, с учетом ситуации, сегодня могло бы появиться большое количество «фирменных» бонусов, если бы до этого уже не была создана та самая система раннего бронирования, которая благодаря отелям, принимающим компаниям и самим турфирмам, позволяет клиенту получить скидку на тур до 40%.

— То есть, если судить по предварительным продажам, можно сказать, что белорусы не готовы отказаться от отдыха за границей?

— Не секрет, что в Беларуси есть категория состоятельных путешественников, которые не зависят от кризисов, – они все равно бронируют пятизвездочные отели и дорогие туры.

Белорусский так называемый средний класс приспособился к кризисам, держит в заначке деньги и поскольку в перспективе ничего сильно хорошего от жизни не ждет, то использует все возможности, чтобы подарить себе праздник здесь и сейчас. Грубо говоря, имеются отложенные 400 евро на отдых – почему бы не забронировать недельку отдыха в Болгарии или Черногории, а там будь что будет! В целом, сложно гадать, как пройдет весь сезон. Конечно, если в обменниках вовсе не будет валюты, курс будет нестабильный и психологически ситуация будет депрессивной, то в массе никто никуда не поедет.

— Доходы мировой туриндустрии, вследствие снижения российского потока, заметно снижаются, в прошлом году на 6%, в этом, скорее всего, упадут еще больше. Можно ли ожидать, что россияне променяют зарубежные туры на поездки в Беларусь?

— Фирмы, которые занимаются въездным туризмом, говорят, что на сегодняшний день кризис никак не повлиял на поток российских туристов. Наши санатории, как и раньше, заполнены россиянами. Также не снижается интерес к экскурсионным поездкам.

Произойдет ли еще больший рост потока российских туристов в Беларусь?

Это возможно, если мы сумеем предложить россиянам новые тренды, располагающие к поездкам в Беларусь. Например, сегмент делового туризма. Ведь в нашей стране появился ряд отелей, предназначенных именно для MICE-туризма, а тем же россиянам выезжать к нам с целью проведения корпоративных мероприятий теперь гораздо комфортнее, чем за рубеж. Другое дело, что в самой России идет снижение деловой активности.

— А что ждет белорусский агротуризм, который в последнее время был востребован у россиян?

— Нельзя, на мой взгляд говорить, что белорусские сельские усадьбы живут за счет российских туристов. Да, россияне заполняют усадьбы в пиковые даты — в период новогодних праздников и несколько летних месяцев. Но развивается наш агротуризм за счет внутренних ресурсов.  В основном – за счет корпоративных мероприятий и различных торжеств, которые белорусы уже привыкли проводить на агроусадьбах. Сейчас агротуризм снова находится на этапе поиска собственной ниши. Работать на россиян и обслуживать белорусские корпоративы наши усадьбы худо-бедно уже научились. Теперь хорошо бы обрести настоящий национальный колорит, чтобы привлечь хотя бы небольшой поток гостей из-за рубежа. Ведь Беларусь по-прежнему terraincognitaдля иностранцев.

— Каковы шансы, что познакомившиеся с Беларусью туристы, которые побывали здесь во время Чемпионата мира по хоккею, вернутся к нам снова? 

— Время, прошедшее после чемпионата, показало, что это было разовое мероприятие в сфере событийного туризма. Эффект для долгосрочного привлечения туристов оказался практически нулевым. Зато благодаря чемпионату у нас появилась новая современная инфраструктура. В Беларуси открылись отели, которые дают право говорить о возможности развития делового туризма. Понятно, что в каком-то смысле нам мешают имидж, отсутствие технологий, но нет причин говорить о том, что невозможно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Просто нужно заниматься созданием турпродукта и его грамотным продвижением. Говорить о том, что Беларусь может стать массовым направлением, естественно, не приходится. Но мы можем искать свои узкие ниши, в которых белорусский турбизнес может потихоньку развиваться с надеждой на лучшие времена.

https://www.traditionrolex.com/8