https://www.traditionrolex.com/8
<p>Январский вечер, солнце постепенно скрывается за куршевельскими пиками. Лыжники покидают горные склоны престижного курорта и расходятся по шале, апартаментам или гостиницам. Работники собирают экипировку и закрывают магазины. Тем не менее для некоторых трудовой день еще не окончен, рассказывают <a href="http://inosmi.ru/world/20140207/217273430.html"><u>Inosmi.ru</u></a> со ссылкой на <a href="http://www.lemonde.fr/jeux-olympiques/article/2014/02/05/comment-les-alpes-s-adaptent-a-l-afflux-de-skieurs-russes_4356660_1616891.html?xtmc=poutine&;xtcr=1"><u>Le Monde</u></a> (Франция).</p>

<div style="overflow: hidden; color: rgb(0, 0, 0); background-color: rgb(255, 255, 255); text-align: left; text-decoration: none; border: medium none;"> </div>

Речь идет о специалистах по трассам, лыжных инструкторах, администраторах и аниматорах. Их тут два, три или четыре десятка. Все они решили так или иначе выучить русский язык, чтобы лучше понимать все более многочисленных российских клиентов. «Я работаю в патруле безопасности на лыжне, – говорит Янн, один из учеников на вечерних курсах в языковом центре Куршевеля. – Мы занимаемся предотвращением несчастных случаев, и то, что мы говорим, не всегда приходится по вкусу лыжникам. Мало кто из россиян говорит по-английски, и поэтому знание их языка быстро стало для нас необходимостью».

Хотя в ближайшие две недели глаза всего мира прикованы к Сочи, где проходят зимние Олимпийские игры, во французских Альпах уже не первый год наблюдается наплыв российских туристов. Хотя в целом на протяжение года их меньше, чем французов и британцев, они составляют 70% посетителей Куршевеля в первую неделю января, на которую приходится православное Рождество. В комплексе Les Arcs 1950 это соотношение достигает даже 90%. Франция занимает второе место среди самых любимых россиянами стран для занятия зимними видами спорта, уступая одной лишь Австрии.

«Они приехали сюда неслучайно»

Привлекательность французских Альп стала результатом долгой работы на российском рынке. В 1990-х годах курорты вроде Куршевеля верно оценили возможности, которые открыла либерализация вышедшей из советской эпохи России. «Они приехали сюда неслучайно, – уверен Жильбер Блан-Тайер (Gilbert Blanc-Tailleur), мэр Сен-Бон-Тарентез (места, где находится Куршевель) и президент Национальной ассоциации глав горнолыжных курортов. – Это плоды более чем десятилетней работы в России и прилегающих странах. В этой стране лыжный спорт становится популярнее и демократичнее. Тут они нашли качество услуг, которое отвечает их ожиданиям».

 

Завоеванное Куршевелем преимущество позволяет ему до сих пор оставаться самым популярным среди россиян французским лыжным курортом наравне с Мерибелем. Тем не менее сегодня другие курорты наступают им на пятки. «Мы каждый год оборудуем собственный стенд на лыжном салоне в Москве в конце октября, приобретаем рекламное пространство в СМИ, организуем пресс-туры и т.д.», – рассказывает директор местного управления по туризму Эрик Шевалье (Eric Chevalier).

«Долгое время они были очень грубы»

С 1990-х до середины 2000-х годов практически все приезжавшие в Альпы и Куршевель россияне были (очень) богатыми олигархами. Новая клиентура отметилась крайней несдержанностью и скандальностью. Ситуация достигла апогея в 2007 году, когда миллиардера Михаила Прохорова задержали в рамках следствия о проституции (в конечном итоге ему удалось добиться снятия обвинения из-за отсутствия состава преступления).

«Первые приезжавшие сюда россияне долгое время были очень грубы, – говорит хозяйка местного магазина Мартина. – Они переворачивали все вверх дном и были готовы сразу же уйти, если им немедленно не уделяли внимание». «Они были просто невыносимы, – до сих пор возмущается Франк, который десять лет проработал в ресторанном бизнесе. – Официант был для них пустым местом, они вели себя предельно презрительно. К счастью, все изменилось, сегодня они вежливее и приятнее в общении».

Все работники курорта отмечают перемены, причем не только в поведении, но и профиле российских клиентов. «За последние три-четыре года ситуация заметно изменилась, клиентура стала попроще», – констатирует директор Courchevel tourisme Аделин Ру (Adeline Roux). «Теперь в Альпы приезжают не только руководители крупных компаний, но и представители среднего и малого бизнеса или даже состоятельные служащие, – рассказывает инструктор Тибо Гарсен (Thibaut Garcin). – Они тоже обеспеченные люди, хотя, понятное дело, и не настолько. И они много работают: один из моих недавних клиентов носил с собой пять телефонов!»

Изменения коснулись и типа отдыха, говорит Аделин Ру: «Они стали самостоятельно открывать для себя Альпы: если раньше за них все делали туроператоры, то сейчас все больше людей связываются с нами напрямую, чтобы забронировать шале или апартаменты. Они пытаются найти новые рестораны и ощутить другую среду». По данным горного ведомства France Montagnes, 43% россиян выбирают отдельное жилье, тогда как 47% до сих пор предпочитают гостиницы. 

Несмотря на явные «улучшения» в поведении, российская клиентура все равно остается особенной. «У них другое отношение к деньгам, и они любят выставить напоказ свое богатство», – говорит Натали Фор (Nathalie Faure) из пресс-службы Courchevel tourisme. Магазины престижных марок вроде Chanel, Louis Vuitton и Prada и множество ходящих о капризах россиян историй (внезапное требование предоставить личного повара, покупка трех дорогих лыжных комбинезонов разных цветов на неделю отдыха и т.д.) способствуют формированию этого особого образа. «Раз мы в отпуске, то не будем отказывать себе в удовольствии!» – говорит юная москвичка Настя, выходя из магазина с ворохом сумок.

Иногда причиной плохой репутации россиян становится простое непонимание их культуры. «У них сильный характер, и они иногда ведут себя стоически, чтобы не показать, как им кажется, слабость, – рассказывает Тибо Гарсен (он владеет русским… и еще семью языками). – Это создает впечатление, что они очень холодные люди, и поначалу спрашиваешь себя, что ты сделал не так. Тем не менее со временем они оттаивают. Я уже сбился со счета, сколько раз меня приглашали в Россию!» Антуан Маршаль (Antoine Marchal) год прожил в Санкт-Петербурге, северной столице страны. Сегодня он занимается продажей дорогой лыжной экипировки и не удивляется некоторым особенностям их поведения: «Там редко когда говорят «добрый день», заходя в магазин, и «спасибо» или «до свидания» на выходе. Всем, кто этого не знает, россияне наверняка кажутся очень невежливыми».

Главным источником непонимания, безусловно, является языковой барьер. Мало кто из россиян говорит по-английски. Сейчас проблема стоит менее остро благодаря молодым поколениям, которые учили язык Шекспира в школе. Это относится, например, к 16-летнему Григорию, который приехал на отдых в Arcs 1950 вместе с семьей: «Иногда бывает напросто, потому что родители говорят только по-русски. Хорошо, что хоть я могу как-то понять, что нам говорят, или объяснить, что нам нужно».

Сотрудники курорта приспосабливаются к новым условиям. Это касается языковых курсов для инструкторов и перевода меню в ресторанах, брошюр и прочих материалов.

Тем не менее на лыжне все намного сложнее, чем в рекламе: хотя некоторые канатные дороги и раскрашены в цвета Chanel, здесь невозможно найти указания (правила безопасности, направление) на каком-то языке, кроме английского. 

В Куршевель из России приезжают не только туристы: некоторые устраиваются работать служащими гостиниц, продавцами… и даже сомелье. В 2008 году Марина Силина открыла здесь свой винный магазин. В прошлом она тренировала российскую сборную по дзюдо, затем занималась драгоценностями в Куршевеле и, наконец, получила диплом в Университете вина в Сюз-ла-Русс. Было ли ей сложно устроиться в Куршевеле? «У меня сложились хорошие отношения с другими работниками курорта, и я настолько хорошо ощущаю себя во Франции, что даже не задаю себе этот вопрос», – уверяет она. Тем не менее Марина – это, скорее, исключение из правил. Будь то россияне или другие посетители лыжных курортов, горным коммунам сложно «сформировать постоянное население, – говорит Жильбер Блан-Тайер. – Именно на этом мы сосредотачиваем все наши усилия. Это важная задача для пяти французских массивов».

Экономическое развитие России и демократизация зимнего спорта в стране не истощат «русскую золотую жилу» горных курортов. Тем не менее сейчас их взгляды повернуты в сторону новой клиентуры вроде бразильцев, которые в последнее время приезжают сюда все чаще и чаще. Кроме того, они с нетерпением ждут подъема интереса к лыжам в Китае.

Александр Пушар
https://www.traditionrolex.com/8