https://www.traditionrolex.com/8
<div class="articlesanons">Как туристы могут обезопасить себя от последствий банкротства туркомпании, <a href="http://www.gudok.ru/economy/?ID=1214461"><u><strong>Gudok.ru</strong></u></a> рассказывают руководитель комитета по транспорту АТОР, гендиректор компании «Випсервис» Дмитрий Горин и гендиректор компании Biletix Александр Сизинцев.</div>

От банкротств туркомпаний в этом году пострадали тысячи туристов, кто-то не мог улететь из страны, где отдыхал, кого-то выгоняли из отеля, а кто-то просто лишился оплаченного тура и не смог получить свои деньги обратно. Сегодня в России обанкротился очередной туроператор. Санкт-Петербугская компания «Солвекс-Турне» объявила о приостановке своей деятельности. На отдыхе сейчас находится 9 тыс. клиентов компании, в основном в Греции и Болгарии.

Ездить стали меньше

Gudok.ru:

– Туристические компании банкротятся одна за другой. В чем причина? Мы должны говорить о кризисе в туристической отрасли?

Дмитрий Горин:

– Премьер-министр Дмитрий Медведев высказывался по этому вопросу и говорил, что никакого глобального кризиса у нас в отрасли нет. Произошло несколько банкротств, и это отрицательно влияет на имидж отрасли. Есть несколько факторов, которые негативно влияют на рынок. Это, в частности, повышение курса валют, которое привело к повышению стоимости выездных туров на 25–30% в рублях. То есть стоимость в валюте осталась прежней, но в рублях она изменилась.

– Примерно на 18% подорожал доллар к рублю, а евро менее чем на 10%. Откуда же рост стоимости туров у туроператоров на 25–30%?

Александр Сизинцев: 

– Туроператоры нивелируют риски. Разница в курсе может быть и невелика, но любой из туроператоров старается предусмотреть дальнейшие колебания курса, и когда назначает цену тура, то исходит из наихудшего прогноза ситуации на рынке валют. По факту получается так: если доллар дорожает на 10%, поездка все равно дорожает на 15%.

Дмитрий Горин: 

– К сожалению, также идет снижение активности путешественников. Мы можем констатировать, что санкции влияют на наш рынок. Туристический поток на европейские направления сократился на 25–50%. Стоимость туристических туров повысилась, и люди стали меньше ездить.

Но самая важная причина банкротств – это «перепроизводство» в туристической отрасли. Количество предложений турпутевок превышает спрос, а это порождает демпинг. Так, туроператор «Лабиринт» предлагал  по очень низким ценам большое количество туров. Это привело к его банкротству. И переизбыток демпинга большая проблема для туристической отрасли. 

Сейчас идет речь об изменении законодательства о туристической деятельности, которое оказалось неэффективным. Поэтому Министерство культуры и Ростуризм работают над тем, чтобы этот закон видоизменить. Мы видим неработающий институт страхования турпоездок, потому что клиенты и не получают полный возврат средств за турпутевку, как это произошло, в частности, с клиентами «Лабиринта».

В целом можно сказать, что сейчас происходит очищение рынка от недобросовестных туроператоров.

– А как вы относитесь к тому, чтобы законодательно обязать туроператора сначала оплатить авиабилеты и гостиницу, а потом уже отправлять туриста на отдых, чтобы туристы банкротящихся компаний не оставались на улице, как это происходило этим летом?

Дмитрий Горин: 

– Туроператоры предоплачивают отели. Они вносят депозит.

– Подождите, но известно же, что туристов того же «Лабиринта» отели выкидывали на улицу с вещами. Кроме того, многие туроператоры работают по принципу пирамиды: деньги туристов они тратят на свои нужды, а за билеты и отели своим туристам ничего не платят…

Дмитрий Горин: 

– У «Лабиринта» был внесен депозит в 20 млн евро за отели, но греческие отели все равно брали туристов в заложники, несмотря на наличие депозита.

– Почему же так получилось?

Дмитрий Горин: 

– Компания задолжала авиаперевозчику, а не отелям. Сейчас в Арбитражном суде слушается дело на 4,7 млрд рублей. Компания «Оренбургские авиалинии» во столько оценивает свою упущенную прибыль от действий «Лабиринта». Именно авиакомпания остановила деятельность туроператора. Отели же опасались, что им не заплатят, но на это не было оснований. И вот мы, другие туроператоры, которые входят в ассоциацию «Турпомощь», помогали вывозить туристов.

Вообще, случай с «Лабиринтом» отдельный. Куда вывели деньги владельцы этой компании – большой вопрос. Эти люди сейчас объявлены в международный розыск. Акционеры этой компании нанесли ущерб всем: нам с вами и потребителям и туроператорам. Имиджевый ущерб отрасли нанесен очень серьезный!

Законодательство изменится

– Что же меняется сейчас на законодательном уровне? И все-таки нужно ли обязать туроператоров оплачивать наши туры вперед, как отелям, так и авиакомпаниям?

Дмитрий Горин: 

– Необходимо обеспечить безопасность туристов, и деятельность туроператов должна быть обеспечена финансовыми гарантиями. Новое законодательство нацелено на то, чтобы Минкульт и Ростуризм могли бы лишать лицензий те компании, которые представляют угрозу для потребителей. Еще в июне газета «Коммерсант» писала, что хозяева «Лабиринта» имеют огромные долги. Но ведь простой турист, который хочет купить себе тур, не сможет проверить финансовое состояние компании, этим должен заниматься регулятор. Ранее Ростуризм не обладал соответствующими полномочиями. Но уже с октября российское законодательство в сфере туризма должно измениться. Регулятор будет отсеивать экономически слабые компании. Они не попадут в реестр туроператоров.

Кроме того, появится новый страховочный фонд, который будет страховать компанию от несостоятельности. В него компания будет отчислять деньги с каждой проданной путевки. Если обычной страховки будет недостаточно, то деньги туристу будут возвращать из этого фонда. Таким образом, в случае возникновения проблем у туристической компании ее клиенты получат не 7% от стоимости путевки, как это было с клиентами «Лабиринта», а все 100%.

Такие законодательные изменения очень важны. Ведь в этом году туроператорам пришлось эвакуировать из других стран 23 тыс. человек, а 40 тыс. человек не получили свои туры. Но не стоит нагнетать ситуацию, в целом в год с туроператорами ездят 18 млн туристов. Большинство ситуация никак не затронула.

Не покупать дешевых туров

– А как все-таки не попасть в число тех, кого обманули и лишили нормального отдыха?

Дмитрий Горин: 

– Думаю, что после того, как законодательство изменится, клиент сможет доверять туркомпаниям. Ведь какой закон, такие и последствия. Старая версия закона была написана таким образом, что финансовых гарантий потребителю предоставлено не было. Теперь ситуация меняется.

В качестве совета: нельзя доверять туркомпаниям, которые занимаются демпингом, продают самые дешевые туры. Сейчас на рынке работают две компании, которые находятся в предбанкротном состоянии. Мы не будем их называть, потому что надеемся, что эти компании уйдут с рынка честно и обманутых потребителей не будет.

Туристу, конечно, стоит думать о том, у кого он покупает путевку. Есть ли у компании сильный бренд? Крупная ли это компания или мелкая? Можно ли ей доверять?

– Мы с вами сказали, что люди реже стали летать в Европу, а развивается ли внутренний туризм?

Дмитрий Горин: 

– Именно внутренний туризм спас туристическою отрасль в этом году. Мы в партнерстве с РЖД тоже стремимся его развивать. Наша компания «Випсервис» – это первый агент РЖД по продаже билетов, кроме того, мы сейчас развиваем проект организации недорогих гостиниц вблизи вокзалов. У нас внутри России рубль, а не евро, и Анапа, и Сочи, и Геленджик  остаются популярными направлениями.

Поездка на поезде

– Можно ли говорить, что с развитием внутреннего туризма растут перевозки именно железнодорожным транспортом?

Дмитрий Горин: 

– К сожалению, из-за конфликта России и Украины мы потеряли возможность перевозить людей в Украину, но наши туристы нашли альтернативу внутри России. Мы, к примеру, развивали железнодорожные перевозки туристов в Санкт-Петербург на поездах Федеральной пассажирской компании, летом мы стали активно заниматься с РЖД групповыми туристическими перевозками.

Как доехать до Крыма?

– А Крым? Каким-то образом может это направление стать доступнее для туриста? На машине туда сложно доехать из-за очередей на переправе, а самолетом дорого.

Александр Сизинцев: 

– Правительство субсидировало авиаперевозки из регионов, но из Москвы субсидировать авиасообщение невозможно: слишком дорого, из столицы в Крым летают 80% туристов. Но правительство давало рекомендации авиакомпаниям, и многие из них были приняты. Компания «Трансаэро» ввела тариф для пассажиров и за 4,5 тыс. рублей в один конец. И какое-то количество пассажиров они перевезли по этой цене.

– Вот в данной ситуации очень хотелось бы знать: «какое-то» – это сколько?

Александр Сизинцев: 

– Было бы глупо предположить, что авиакомпании будут работать с убытком для себя. И было бы странно, если бы билеты дешевели, хотя за этот год средняя стоимость авиабилета снизилась. Это большая проблема для наших авиакомпаний.

– Такая уж большая проблема? Я недавно летала из Барселоны в Лиссабон, время в полете – 2 часа, за которые я заплатила 4 тыс. рублей. А билет до Крыма – это 7–10 тыс. рублей в одну сторону. Не зря ли жалуются наши авиакомпании на тяжелое финансовое положение?

Александр Сизенцев:

– По такой цене вы летели на лоукостере. Тогда давайте говорить о лоукост-перевозчиках, которые работают в Европе. И в России была попытка создания дискаунтера «Добролет». У этой компании в первый день продаж цена билета до Крыма составила 1900 рублей. Потом билеты продавались по 3200 рублей. Огромное число людей купили недорогую перевозку. К сожалению, замечательный проект «Добролет» был загублен санкциями. Но сейчас все активно думают, как удешевить стоимость внутренних перелетов. Есть инициатива депутатов Госдумы, согласно которой авиакомпании, осуществляющие внутренние рейсы, не будут платить НДС. Это частично решит проблему…
– То есть в Крым будет летать дешевле?
Дмитрий Горин:
 – Нет. На полеты в Севастополь и Симферополь НДС уже отменен.
– Билеты от этого подешевели?
Дмитрий Горин:
 – Не особенно. У авиакомпаний просто не хватает самолетов на этом направлении. Сейчас авиакомпания «Оренбургские авиалинии» выполняет рейсы «Добролета». Но спрос огромный, и он не удовлетворен. Железная дорога была основным перевозчиком на этом направлении, а авиации и так пришлось поставить рекорд, каждый перевозчик летом выполнял в Крым по 10 рейсов. И проблема транспортной доступности Крыма будет решена только тогда, когда опять наладится железнодорожное сообщение.
Александр Сизенцев:
– Аэропорты в Крыму старые, они не могут принимать намного больше рейсов, чем раньше.

Летать дешево

– Но возможно ли все-таки развитие в России лоукостеров?
Дмитрий Горин:
 – Да. Но есть проблема: в России нет своих самолетов. Авиакомпании должны закладывать в стоимость билетов лизинг «иномарок». Французы и американцы летают на своих самолетах, которые у себя же и производят, мы летаем на французских и американских бортах. Железнодорожники молодцы, что поддерживают собственное производство вагонов. С авиацией все хуже. У проекта Sukhoi Superjet небольшой ресурс. В результате авиакомпании имеют большие лизинговые сборы, платят высокие аэропортовые сборы, и все эти затраты ложатся на нас как на пассажиров.
Александр Сизенцев:
– В Европе дискаунтеры часто летают даже в отдельные аэропорты, где сборы ниже. У нас в России отличные аэропорты, но их стоимость для авиакомпаний совсем недешевая. Представьте, что по одному и тому же направлению летают лоукостер и регулярный перевозчик, затраты у них одинаковые, как одному из них дать цену ниже?
Дмитрий Горин:
– Вот когда у нас построят аэропорт «Раменское», это будет шаг в развитии лоукостеров. Этот аэропорт гораздо дальше от столицы, аэропортовые сборы там будут ниже. Создать лоукост-перевозчика под силу только очень крупной компании, в частности «Аэрофлоту». «Трансаэро» уже ввело экономные тарифы, это шаг в создании дискаунтера. Наши компании тоже идут к созданию лоукост-перевозчика. И они обязательно это сделают, если у них не будут отбирать самолеты, как в случае с «Добролетом» (компании был запрещен лизинг самолетов из Европы и США в связи с санкциями). И люди всегда будут летать, даже в глубокий кризис людям хочется отдохнуть.

Куда полететь самому?

– Хорошо, но в свете последних банкротств летать будут с туроператором или же российские граждане предпочтут самостоятельный туризм?
Александр Сизинцев:
– Да, самостоятельных путешественников становится все больше. Они самостоятельно бронируют чартеры, гостиницы, трансферы… Но прежде чем переходить в разряд самостоятельных, я бы советовал туристам подумать. Есть разные направления, иногда выгоднее путешествовать самостоятельно, а иногда и с турфирмой. К примеру, на греческие острова я бы советовал летать с туроператором: туда нет регулярных прямых перелетов. Кроме того, большинство гостиниц на этом направлении в сезон заранее забронировано туроператорами. Найти дешево хороший отель не получается. Самостоятельный тур выйдет дороже, или лететь придется с пересадкой. Кроме того, туроператор предлагает экскурсии, в том числе и бесплатные.
Но есть направления, куда дешевле ездить самому. Особенно это касается экскурсионных туров.
– Хорошо. Больше всего сограждан ездят в Египет и Турцию. Как лучше ездить в эти страны, как выгоднее?
Александр Сизинцев:
– В Турцию и Египет лучше ездить с туроператором.
– Почему?
Александр Сизинцев:
– Попробуйте перелететь в Шарм-аль-Шейх регулярным рейсом, и вы сразу все поймете.
Дмитрий Горин:
– Попробуйте забронировать на Booking.com отель по этим направлениям в сезон по цене туроператора. Если вы летите на выходные в Ригу, то можно слетать и самому, хорошо бы еще и самому машину напрокат взять. В мире уже давно привыкли пользоваться сайтами, на которых можно собрать всю поездку как пазл: купить авиабилеты, забронировать отели и так далее. В Германии и США порядка 30% туристов не пользуются услугами турфирм, и Россия уже догоняет эти страны.
Но 70% все-таки предпочитают летать с туроператором. Например, в Таиланд вполне можно полететь самому, а вот на Бали или в Доминикану стоит выбрать туроператора…
– Все-таки в Европу лучше летать самостоятельно? Это будет дешевле?
Дмитрий Горин:
– Не всегда. Если вы хотите поехать в экскурсионный тур по Франции, то вряд ли сможете сэкономить, отказавшись от услуг туроператора. У турфирмы все-таки есть преимущества: это специальные цены на билеты, на отели и экскурсии.
Александр Сизинцев:
– Гид для индивидуального путешественника будет стоить намного дороже, чем для группы.
Дмитрий Горин:
– Совет такой: в каждом конкретном случае стоит залезть в интернет и посмотреть, как организовать тур дешевле: полететь с туроператором или сделать все самостоятельно. Но очень важно не покупать туры у тех компаний, которые демпингуют, предлагают цену ниже на 40–50%. Это как раз могут быть «строители пирамид».
– То есть надо с настороженностью относиться к «горячим турам» и к тому же «Чип трип»?
Дмитрий Горин:
– У «Чип трип» не так уж и дешево. Если вы зайдете в «магазин горячих путевок», вы не найдете там сверхдешевые туры. А новый закон о туристической деятельности будет контролировать и такую вот демпинговую составляющую, будет нереально заниматься демпингом с риском для туриста.

Современный экскурсовод

– Мы сейчас говорили о путешествиях с гидом, но в современных турах роль экскурсоводов и гидов выполняют молодые украинки или девушки из российской глубинки, которые вышли замуж за иностранцев и готовы работать дешево. Квалифицированных гидов туристические компании туристам предоставляют крайне редко.
Александр Сизинцев:
– Это падение качества услуг, которое было связано с тем, что многие годы турпоток из России рос, квалифицированных людей не хватало. Сейчас, наоборот, турпоток снижается, и к качеству услуг у туроператоров будет иной подход. Теперь туроператоры будут конкурировать друг с другом именно при помощи качества услуг.
– Каков ваш прогноз в отношении турбизнеса? Будет ли расти число туристов в следующем году?
Александр Сизинцев:
– Расти турпоток точно не будет.
Дмитрий Горин:
– В предыдущие годы отрасль росла на 30%. А в этом году увеличилось число туристов лишь в Турцию и Египет, по всем остальным туристическим направлениям число туристов падало. В следующем году в лучшем случае выедут за рубеж примерно столько же туристов, как и в этом.

Куда лететь зимой?

– Каков ваш прогноз на сезон осень–зима–2014/2015? Поедут ли россияне отдыхать? Какие направления будут популярны?
Дмитрий Горин:
– Люди поедут отдыхать. Но покупать поездки в этом году начнут позже, чем обычно, только в конце октября. Мы уже видим интерес к горнолыжным курортам. Горнолыжники – это как раз тот класс туристов, которые предпочитают покупать билеты и бронировать отели самостоятельно.
Традиционно будет популярен Таиланд. Востребованы будут Египет, Арабские Эмираты, а также страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
А в качестве рекомендации могу сказать, что туристам стоит обратить внимание именно на долларовые страны, это более экономичные туры – к сожалению, зона евро более подвержена колебаниям стоимости путевок.
– Будут ли турпутевки этой зимой дороже, чем прошлой?
Дмитрий Горин:
– В валюте цена останется прежней, а в рублевом эквиваленте стоимость туров, конечно же, возрастет.
– А что в таком случае будет этой зимой с точки зрения внутреннего туризма? Поедут ли люди путешествовать по России?
Александр Сизинцев:
– Прежде всего, поедут в Сочи. Здесь появилась инфраструктура, выросло количество гостиниц. И поток туристов в Сочи точно увеличится. А вот для Крыма зима – это не сезон, сюда поедут немногие туристы.
Будут востребованы и поездки в российские санатории, дома отдыха и пр. Ведь достаточно обширная категория граждан теперь не выезжает в Европу – это военные, МВД, чиновники…
– Ожидаете ли вы в связи с этим рост числа путешественников, которые воспользуются железнодорожным транспортом?
Дмитрий Горин:
– Мы думаем, что туристов привлечет зимняя Финляндия, куда поедут на поезде. Мы будем расширять географию железнодорожных туров для детей, будем возить группы не только в Санкт-Петербург, как сейчас, но и в Казань, Вологду…. Ну и, конечно же, будем развивать туры двух столиц. Это очень удобно. Люди часто экономят на гостинице, пользуясь услугами РДЖ. Зачем селиться в отель, когда можно сесть на ночной поезд, отдохнуть и доехать до Санкт-Петербурга или, наоборот, до Москвы? Таким образом, экономя на отеле, можно путешествовать и в Прибалтику.
Из положительного опыта взаимодействия с Федеральной пассажирской компанией: сейчас туроператоры могут бронировать билеты на групповые туры не за 45 дней, как было раньше, а за 90. Это очень удобно, так как мы можем планировать групповые поездки заранее.

Ольга Колтунова
Как жители разных стран готовятся к поездке за рубеж

Как выяснилось, российские туристы берут в поездку больше вещей, чем европейцы, и чаще платят за перевес. Около 34% россиян хотя бы раз в жизни доплачивали за лишний вес своего багажа, свидетельствуют данные опроса, проведенного метапоисковиком kayak.ru. 

Более того, 60% российских туристов готовы платить за чемоданы даже в том случае, когда правилами авиаперевозчика их бесплатный провоз не предусмотрен. В то же время европейцы чаще путешествуют налегке и берут с собой только самое необходимое. 

Исключение составляют британцы. Эта страна следует за Россией на втором месте в рейтинге «растратчиков» за багаж. 32% англичан также периодически доплачивают за перевес чемоданов.

Как собираются в поездку россияне

Результаты опроса выявили и другие интересные особенности, характерные для россиян, отправляющихся в путешествие. Например, 37% из них начинают собирать чемоданы за сутки до поездки, большинство европейцев все-таки озадачивают себя вопросом сбора багажа заранее.

Европейские показатели

Опрос показал, что практически все австрийцы (83,5%) перед тем, как начать собирать чемоданы, проверяют прогноз погоды там, куда летят. Французы больше других озабочены тем, насколько стильно будут выглядеть в предстоящей поездке – 53,2% из них начинают сборы за 2–3 дня до вылета. Туристы из Великобритании, напротив, достаточно оперативны – 17,9% собирают чемоданы в день поездки.

Однако быстро – не значит качественно: 20% британцев регулярно забывают взять с собой паспорт, что закрепило за ними абсолютное лидерство в этом показателе.

Более половины населения Италии и Испании недовольны проверками службы безопасности и часто испытывают дискомфорт в ситуации, когда сотрудники аэропорта досматривают их личные вещи.

https://www.traditionrolex.com/8