В разделе проекта 2.5.2 Туризм говорится следующее:
Стратегической целью развития туризма на период до 2030 года является создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, вхождение Беларуси в число 50 ведущих стран по уровню развития туризма.
В качестве целевых параметров развития туризма определены:
– повышение доли экспорта туристических услуг в общем объеме экспорта услуг от 3,2 процента в 2013 году до 4,1 процента в 2030 году;
– увеличение единовременной вместимости гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года в расчете на тысячу человек населения от 3,2 места в 2013 году до 3,9 места в 2030 году.
Планируемые показатели поэтапного развития туризма
|
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
Доля экспорта туристических услуг в общем объеме экспорта услуг Республики Беларусь, процентов |
3,3 |
3,5 |
3,9 |
4,1 |
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года, мест в расчете на тыс. чел. населения |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
Приоритетными направлениями в сфере туризма будут:
– развитие внутреннего и въездного туризма;
– формирование благоприятной среды для развития частного бизнеса и привлечения инвесторов;
– поддержка развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма на принципах государственно-частного партнерства;
– усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала белорусских граждан.
В период 2016–2020 годов развитие туризма будет нацелено на повышение качества и конкурентоспособности национальных туров и экскурсий, а также вклада сектора туризма в рост экономики страны.
В целях решения поставленных задач предусматривается:
1. Создание современной развитой инфраструктуры туризма, в первую очередь гостиниц и аналогичных средств размещения, посредством:
– реализации мероприятий Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2016–2020 годы;
– привлечения частных инвестиций в развитие туристической индустрии;
– создания соответственно мировым требованиям международных центров туризма.
2. Формирование комфортной и доступной туристской среды, отвечающей по сервису услуг мировым стандартам, путем:
– внедрения единой системы классификации объектов индустрии туризма, включающей гостиницы и аналогичные средства размещения;
– повышения качества туристических услуг и приведения их к международным стандартам, а также внедрения сертифицированных систем менеджмента качества;
– создания туристско-информационных центров местными органами власти;
– внедрения и развития единой унифицированной системы туристской навигации и ориентирующей информации для туристов.
3. Либерализация визового, таможенного и пограничного контроля, включая удешевление или отмену виз, ослабление соответствующих требований и процедур для иностранных туристов.
4. Повышение качества кадрового потенциала туризма, что предполагает усиление научного сопровождения и сбалансированности системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области туризма, расширение сегмента среднего специального образования.
5. Формирование стратегического туристического имиджа Беларуси и активное продвижение национальных туров на мировом и внутреннем рынках, включая:
– создание банка информационных материалов по туристическим ресурсам Беларуси и обеспечение доступа к нему потенциальных туристов;
– расширение функционального содержания национального туристского портала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который будет объединять функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, национальной системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристические услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса;
– формирование различных технологических приложений во всех секторах, связанных с туризмом, – приложений для смартфонов, связанных с туризмом и гостиничным бизнесом, GPS для автомобилей и пр.
6. Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое туристическое сообщество, что предполагает:
– унификацию законодательства и выравнивание условий туристической деятельности в рамках ЕАЭС и др.;
– заключение международных договоров с зарубежными странами по развитию сотрудничества в области туризма.
7. Поддержка развития агроэкотуризма посредством создания условий для развития туризма в сельской местности, в том числе используя туристические ресурсы сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянско-фермерских хозяйств, организаций Минсельхозпрода, рыбхозов, станций, центров и баз детского туризма и краеведения, лесхозов и особо охраняемых природных территорий.
Приоритетным направлением является также внедрение в туристическую деятельность передовых ІT-технологий и инновационных маркетинговых инструментов.
В период 2021–2030 годов основными задачами развития туризма являются:
1. Эффективное использование имеющегося природного потенциала, историко-культурного наследия, материальной базы за счет:
– развития рекреационного и оздоровительного, водного и агроэкотуризма в рамках «Генеральной схемы размещения зон и объектов оздоровления, туризма и отдыха до 2030 года»;
– расширения структуры предложения на рынке туристических услуг и создания привлекательных и конкурентоспособных на мировом уровне национальных туров и экскурсий.
2. Выход на новые туристские рынки путем:
– реализации международных туристических проектов, в том числе трансграничных, разработки целевых проектов по развитию наиболее перспективных для республики видов туризма;
– создания трансграничных природно-заповедных объектов;
– строительства туристско-гостиничных комплексов, рекреационных центров в чистых экологических регионах, вблизи национальных парков, заказников и лесных массивов.
3. Комплексное обеспечение безопасности туристической деятельности посредством:
– проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта;
– разъяснения туристам общепринятых норм поведения, правил безопасности, правил временного проживания в гостиницах, порядка и условий получения медицинской помощи, предоставления контактных телефонов в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
4. Развитие культурно-познавательного и социального туризма, что предполагает:
– разработку и внедрение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания;
– создание и развитие смешанного типа учреждений культуры, эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно-исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс;
– обновление культурно-познавательных туристских программ, внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов;
– развитие туристских кластеров, специализирующихся на обслуживании детей, молодежи и других льготных категорий потребителей;
– увеличение познавательных и оздоровительных туров и экскурсий для детей и молодежи, а также более глубокую интеграцию туристских программ в систему образования, позволяющую сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора подрастающего поколения.
Приоритетом развития туризма на долгосрочную перспективу является бережное и рачительное отношение к природопользованию, дозированная антропогенная и техногенная нагрузка на природные экосистемы.