https://www.traditionrolex.com/8
<p>На чем еще сэкономить, чтобы выжить? Об этом сейчас думает, наверное, каждый владелец российского и белорусского турагентства. В России варианты рассматриваются, например, такие.</p>

Съехаться с другим агентом в общем офисе.

Закрыться на зиму и попытаться летом возобновить работу.

Все-таки сохранить свой офис, но в некоем «дежурном режиме».

Полностью перейти на интернет-продажи.

Корреспондент HotLine.travel побеседовал с предпринимателями, которые уже это сделали, и написал отчет, чтобы их возможные последователи знали, к чему готовиться.

Найти сожителей или закрыться на зиму?

Коммунальное турагентство

Самый распространенный вариант – это когда владелец турфирмы «сдает стол» агенту-фрилансеру, который работает на себя. Оба предпринимателя в той или иной степени экономят на аренде помещения, и в этом весь смысл.

Но некоторые идут на гораздо более тесную интеграцию. Вот пример из жизни.

Ольга Шарова, хозяйка турагентства «Экстра Тур», год назад перебралась в офис своей коллеги Натальи Романовой, чья фирма работает под брендом известного туроператора, поэтому названия не упоминаем. Уже тогда было понятно, что кризис набирает обороты, спрос падает, надо как-то сокращать расходы – в первую очередь на офис и персонал.

Ольга снимала помещение на Белорусской, в пяти минутах ходьбы от метро, 25 квадратных метров за 40 тысяч рублей в месяц. Хороший был офис, но имел один недостаток – находился в полуподвале. Ольга свою точку продаж давно уже не рекламировала, потому что работает в основном с постоянными клиентами и теми, кто приходит по их рекомендации, очень часто выезжает к заказчикам сама и, естественно, многие вопросы решает по телефону или через интернет.

Офис Натальи находится на Трубной, тоже рядом с метро. Он чуть больше, чуть дешевле и удобнее за счет наличия окон. Кроме того, Наталья недавно его отремонтировала, давала рекламу.

С учетом всех этих обстоятельств дамы решили, что лучше обосноваться на Трубной.

У обеих было по два менеджера; сравнили их квалификацию, в результате Ольга своих сократила. И теперь сотрудницы Натальи работают на обе турфирмы. Нагрузка не запредельная, ведь общий спрос на туруслуги рухнул. Своих постоянных клиентов Ольга по большей части обслуживает сама, но всю техническую работу по оформлению заказов передает менеджерам. Наталья продолжает вкладываться в раскрутку компании, так что все, кто звонит и приходит по рекламе, – точно ее туристы. А редких «залетных» клиентов распределяют в зависимости от направления и обстоятельств.

«На мой взгляд, общая эффективность бизнеса у нас в результате объединения повысилась процентов на тридцать, – говорит хозяйка «Экстра Тур». – Мы хорошо сработались, каждая делает то, что любит. Я, например, – продающий директор, мне нравится общаться с людьми, а вот финансы, управление персоналом – стихия Наташи, и она охотно этим занимается».

«На данном этапе мы всем довольны», – резюмируют партнерши. Впрочем, обе предпочитают сохранять свои юридические лица и бренды. А на отдаленную перспективу не загадывают – рынок так стремительно меняется.

Как вам этот способ оптимизации расходов? Возможно, вы тоже находитесь в поисках кандидатов для «совместного проживания». Пишите в комментариях к этой статье.

Например, Александра Левина, владелица московского турагентства «Александра-Тур», хотела бы найти партнера или нескольких, чтобы скооперироваться на общей территории. «Это не только возможность экономить на аренде, но и совместными вложениями рекламировать точку продаж. Плюс обмен идеями, взаимозаменяемость… Но пока ни с кем такое сотрудничество не складывается». Поэтому Александра рассматривает другие способы выживания – не исключает, например, что закроет офис, переждет зиму, а потом возобновит деятельность в другом месте.

На время – в партизаны

Александра Левина в туризме давно, и ей уже дважды приходилось закрывать офисы, а потом начинать все снова. В беседе с корреспондентом HotLine.travel она поделилась этим опытом.

Первый случай был в 2005 году, когда Александра только начинала работать на себя. «Организовала агентство, пригласила на работу менеджеров – из числа своих знакомых, тоже без опыта. Но толком не знала, как правильно стартовать. Сейчас я понимаю, чем надо было сотрудников занять – теми же холодными звонками, поиском клиентов, десять лет назад это еще работало. А девушки вместо этого у меня чай пили и ждали, когда туристы сами придут». Так продолжалось месяца четыре, потом Александра поняла, что в таком режиме офис не окупить, закрыла его и стала работать на дому как фрилансер. Обросла клиентурой, набралась опыта, а через полгода снова открыла точку продаж. Дело пошло гораздо лучше, но в 2009 году пришлось съехать из офиса – арендодатель по каким-то своим причинам потребовал срочно освободить помещение. «Быстро найти подходящее место довольно сложно, – говорит Александра. – Кроме того, ситуация на рынке была непростой – еще чувствовались последствия кризиса 2008 года. Хотя сейчас, конечно, те времена кажутся чуть ли не золотыми…»

Так или иначе, оставшись без помещения, Александра решила переждать – полгода отработала на дому и потом нашла себе другой офис.

С ее точки зрения, это не трагедия – на время закрыться. Хотя придется мириться с тем, что прахом пойдут все средства, вложенные в раскрутку торговой точки. «Прикормленный офис» – ценный актив, недаром в большинстве интернет-объявлений о продаже турагентств говорится: фирма работает на этом месте столько-то лет.

Еще одной большой потерей могут стать кадры. И формирование нового коллектива потом станет отдельной непростой задачей.

Но когда ситуация такова, что даже 15 тысяч рублей в месяц арендной платы (столько стоит офис «Александры-Тур» в Перово) – это значительное бремя, то временное закрытие может стать вполне разумным решением, говорит хозяйка агентства. «Если внутри есть уверенность, что через какое-то время ты сможешь собраться и начать все сначала на новом месте, то все получится».

Надо понимать: снова потребуется стартовый капитал. Когда въезжаешь в офис, арендодатель возьмет плату за два месяца вперед. Надо будет подключать интернет, телефоны, это в сумме тысяч семь за месяц. Завезти мебель (а ее, кстати, еще где-то хранить предстоит до открытия). Вывеска, рекламные материалы – 15 тысяч, вряд ли меньше. А может, придется офис подновить, косметический ремонт сделать. То есть рассчитываем где-то на 60–100 тысяч рублей, и эту сумму надо накопить, работая на дому, если нет источников дохода, помимо туризма. Впрочем, даже если они есть…

Полностью останавливать продажи – самый плохой вариант, так растеряешь всю клиентскую базу – главную ценность агента, и вернуться в строй будет уже на порядок сложнее.

Отдельный вопрос – что делать с налоговой отчетностью. Конечно, можно сдавать пустые балансы, но это будет означать отсутствие возможности принимать деньги по безналу, из-за чего некоторые клиенты могут отвалиться. А если у вас есть банковский счет, то это расходы. Плюс надо платить бухгалтеру-фрилансеру (от 5 до 15 тысяч) или же выполнять его функции самостоятельно.

В общем, вопросов много.

Еще Александру Левину волнует тема агентского реестра: «Если его утвердят законодательно и будут туда включать только турагентов, у которых есть офисы, то вариант надомной работы отпадает. А это для кого-то реальный способ выжить в сложные времена».

Наша собеседница просила отметить: она вовсе не пропагандирует надомную работу и не считает, что сезонный бизнес – правильный путь развития. Это временные меры, направленные на выживание.

www.hotline.travel

P.S. А какие пути видите вы, для того чтобы «дожить до весны»? Как собирается «выкручиваться» белорусский туррынок? Оставляйте свои мысли, а может быть, и «рецепты» в комментариях.

https://www.traditionrolex.com/8