https://www.traditionrolex.com/8
<p>Цель этого мероприятия, организованного Центром стратегического развития, была сформулирована предварительно и выглядела следующим образом: позиционировать Минск как деловую столицу с высоким научным и бизнес-потенциалом, как место проведения деловых и ивент-мероприятий.</p>

Как создать механизм для популяризации и развития делового туризма в Минске и Беларуси, как создать благоприятные условия для развития, привлекательные условия для потенциальных заказчиков, для активного продвижения и увеличения объемов MICE-туризма – этими вопросами задались организаторы встречи.

Кто виноват?

Убеждать участников рабочей встречи в том, что данный вид туризма является сегодня весьма популярным и доходным, особой необходимости не было. Тем не менее прозвучали некоторые цифры. К примеру, объем рынка MICE-туризма составил с 2008 по 2012 годы 54,8 млрд долларов, средние расходы на одного участника – 2500 долларов. 54% всех мероприятий проходит в Европе и США. И самое главное – доходы от делового туриста превышают доходы от туриста отдыхающего в три раза. Все эти и многие другие факты и цифры еще раз подтверждают, что за деловым туризмом – будущее и кое-где оно уже наступило.

Сегодня активно заявляют о себе на рынке MICE-туризма такие страны, как Армения, Грузия, Россия, Азербайджан. Все активнее заявляют о себе Молдова и Украина. Беларусь пока в качестве площадки для проведения различных мероприятий почти не рассматривается. Участники рабочей встречи рассмотрели причины и проанализировали факторы, которые могут положительно и отрицательно сказываться на организации делового туризма. Выбирая место для проведения различных деловых мероприятий, организаторы, как правило, обращают внимание на транспортную доступность (87%). С этим фактором у нас почти все в порядке – в Беларусь можно легко долететь самолетом, доехать на поезде, автобусе и машине. Но в этой большой бочке меда есть незначительная, но очень существенная ложка дегтя – стоимость авиабилетов и монополизм компании «Белавиа», которая не идет навстречу организаторам крупных мероприятий и не дает скидок.

Следующий весомый фактор – это местные средства обслуживания и инфраструктура, которые больше всего подходят для проведения конференции (помещение для проведения конференции, гостиницы, местный транспорт) (81%). Присутствовавшие на встрече представители турбизнеса дружно пожаловались, что со столичными отелями работать очень сложно из-за отсутствия гибкости в ценовой политике. Ольга Стасилович («Топ-Тур») привела такой пример: отель 5* в Турции со системой «все включено» и большим количеством конференц-залов дает для проведения мероприятий от 50 до 90 долларов за сутки, тогда как гостиницы Минска предлагают цены гораздо выше. Геннадий Левшин («БеларусТурСервис») добавил, что оплата гостиницы – это 60% от стоимости тура, поэтому эта составляющая очень важна.

Учитывая, что участники различных мероприятий, как правило, запрашивают отели 4-5*, именно эти гостиницы должны проявлять наибольшую гибкость в вопросах сотрудничества с организаторами делового туризма. Более того, как отметила Наталья Лисовская («Праймтур»), белорусские отели дают заработать системе бронирования booking.com, выставляя для посетителей этого сайта цены гораздо ниже, чем те, которые предлагаются туроператорам.

Одной из важнейших составляющих работы, связанной с MICE-туризмом, является проведение так называемых фам-трипов для потенциальных заказчиков. Вместе с тем, несмотря на желание осуществить эту идею, белорусские туроператоры не смогли добиться, чтобы гостиницы или санатории приняли участников ознакомительного тура бесплатно, как это принято во всем мире. «Все участники туристического рынка, в том числе и отели, должны понимать, что мы находимся в одной лодке», – сказала Ольга Мышковская («Солвекс»).

С претензиями туроператоров не согласилась представитель Управления  бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Любовь Сойко, которая привела в пример такие данные: по статистике, в 2013 году стоимость проживания в отечественных отелях упала на 16%, в 2014 году – еще на 3,6%. А за 9 месяцев текущего года снизилась еще на 20%. По ее словам, некоторые отели и вообще откровенно демпинговали.

Среди проблем, которые препятствуют организации делового туризма, были названы также сложная процедура оформления виз в аэропорту, отсутствие конгресс-холлов и залов для проведения крупных мероприятий на тысячу и более человек, отсутствие узнаваемого «лица» или бренда Минска и Беларуси, качество предоставляемых услуг и сервиса и пр. Если говорить о тех факторах, по которым выбирают страны для проведения деловых мероприятий, то в Беларуси неплохо обстоят дела с фактором «безопасность», на который обращают внимание 57% организаторов MICE-туризма.

Что делать?

После того как присутствующие обозначили «горячие» моменты и вопросы, связанные с организацией MICE-туризма,  модератор встречи Анатолий Акантинов (Центр стратегического развития), предложил  перейти ко второму насущному вопросу и определить, «Что делать?» Никаких споров по поводу того, нужны ли Минску и Беларуси деловой и ивент-туризм, не возникло. Другое дело, с чего начать раскрутку этого выгодного со всех точек зрения и для всех участников направления. Были высказаны предложения, связанные с созданием неких объединений или учреждений, которые бы занялись координацией, мониторингом конгрессной деятельности в Беларуси, определяли тенденции, создали бы информационную базу и т.д. и т.п. Это должна быть либо Ассоциация MICE, либо конгресс-бюро.

Вместе с тем открытым остается вопрос финансирования подобной организации. По мнению участников встречи, здесь необходимо частно-государственное партнерство, чтобы идею воплощала в жизнь в том числе и городская администрация. А пока нет движущей силы, локомотива, наш «поезд» так и будет стоять на запасном пути. В любом случае нужно с чего-то начинать. Геннадий Левшин предложил осуществить акцию «Два дня в Минске – бесплатно!» и привлечь в столицу большое количество туристов. Эту идею поддержали туристические компании «Топ-Тур», «Солвекс», «Праймтур».

Следующим шагом станет совещание представителей этих компаний в офисе компании «Солвекс» на следующей неделе.

https://www.traditionrolex.com/8