Ему всего месяц, но строился он 23 года. У него всего лишь семь станций и маленькая протяженность – восемь с половиной километров, и работает он пока скорее как аттракцион. Речь
Алматинский метрополитен открылся 1 декабря 2011 года. Его строительство началось еще при Советском Союзе, в 1988 году с финансированием из республиканского бюджета. До 1992 года Москва оказывала финансовую и техническую помощь, но после распада Союза стройку заморозили и возобновили только в 2005-м.
Из правил пользования метрополитеном: «В метрополитене запрещается: 5.11. Осуществлять кино- и фотосъемку без разрешения администрации метрополитена, а также пользоваться магнитофонами, радиоприемниками и музыкальными инструментами. Лица, виновные в нарушении Правил, несут установленную законом ответственность».
Достаю в фойе камеру, делаю первые снимки. Тут же подходит полицейский:
– Извините, но в метро снимать запрещено.
– А что за это будет?
Представитель власти затрудняется с ответом, уточняя только, что наказание будет административным, а не уголовным. Показываю свое разрешение. Он долго созванивается, проверяя мои бумаги.
Правила алматинского метрополитена делались на основе аналогичных, действующих в городах СНГ. В законодательстве Казахстана не предусмотрено наказания за фотосъемку в метро, но в ближайшее время будут внесены необходимые изменения. Радует, что пока можно проходить с животными и провозить велосипеды. Правда, на эскалаторе собаку придется взять на руки, так что вариант поездки с доберманом отпадает сам собой.
Для оплаты проезда используются бесконтактные смарт-карты многоразового использования (срок действия - 90 дней с момента последнего пополнения) и одноразовые жетоны, действующие до конца текущих суток. Но они не простые, в них тоже программируемый чип. Скорее всего это сделано для защиты от подделки.
Стоимость одной поездки – 80 тенге (в переводе на белоруские рубли почти 4,5 тысячи рублей). Баланс смарт-карт можно пополнять через кассы и автоматизированные терминалы на станциях.
Суббота объявлена «днем жетона». В этот день пассажиры могут принести свои просроченные жетоны и перепрограммировать их без потери денег.
Обратите внимание на распашные двери – пройти с чем-то крупногабаритным через них не проблема, например, с инвалидной или детской коляской.
Пока практически никто не использует метро как общественный транспорт, все приходят сюда, чтобы покататься семьей и погулять по новым станциям. Фотосъемку на мыльницы и «сотки», так называют здесь мобильники, не запрещают.
Местные газеты даже писали о молодоженах, разнообразящих свадебные прогулки спуском в метро и встречах Нового года в подземке.
На схеме линии оставили два свободных места для строящихся станций. Последняя будет называться «Москва». У москвичей из Братеево такой обмен названиями вызвал недовольство, они не хотят жить на «Алматинской».
Поезда ходят через 15 минут, на каждой станции весь народ выходит, гуляет и отправляется дальше со следующим поездом.
На станции «Байконур» крутят кино – запуск ракеты.
Все вагоны имеют сквозной проход, каждый состав оборудован системами кондиционирования и видеонаблюдения.
Увидев такую смешную ситуацию на станции, я не мог не сделать фото.
И еще одно чудо – «гусеничка», как ее тут называют. Используется для подъема и спуска инвалидных колясок там, где не установлены пандусы.