Туризм стал главной движущей силой экономического развития Берлина. За последние десять лет оборот туриндустрии в столице Германии увеличился вдвое.
Ежедневно в Берлине останавливается около полумиллиона гостей. Каждый из них тратит в сутки в среднем около 200 евро. Туризм в столице Германии переживает бум и является мотором ее развития – к таким выводам приходят авторы исследования «Экономический фактор для Берлина: туристическая индустрия», проведенного по заказу официального маркетингово-туристического агентства Берлина visitBerlin.
Согласно докладу, немецкая столица входит в тройку самых привлекательных для туристов европейских городов, уступая лишь Лондону и Парижу. В 2011 году годовой оборот туристической индустрии Берлина составил 10,31 миллиарда евро, что почти на 15 процентов больше, чем в 2009 году, и вдвое больше, чем десятилетие назад.
Сегодня около 275 тысяч берлинцев живут за счет туризма и проведения международных конгрессов и конференций. В 2001 году в этой сфере были заняты лишь 66 тысяч человек.
Имидж – всё!
По словам пресс-cекретаря visitBerlin Катарины Дрегер (Katharina Dreger), стремительный рост туристической привлекательности города обусловлен целым рядом причин, одна из которых – его уникальный имидж: «Берлин сам по себе очень интересен: он молод и креативен, не город, а произведение искусства. Здесь сосуществует удивительное множество культур и субкультур, его атмосфера привлекает самых разных гостей. Здесь каждый день что-то происходит. Берлин стал как центром моды, так и важным местом для бизнес-форумов, съездов и конгрессов».
По данным исследования, каждый второй турист, посетивший столицу Германии, возвращается туда хотя бы однажды. Почти 90 процентов рекомендуют город как место, где стоит побывать, своим знакомым и близким. «Активно развивается туризм премиум-сегмента. Типичный посетитель города – мужчина 42 лет. Интересно, что туристы из России и арабских стран часто приезжают в Берлин исключительно ради шопинга. Только в первой половине 2012 года у нас было 75 тысяч гостей из России», – добавляет пресс-cекретарь visitBerlin.
Соотношение цены и качества
Председатель правления Германского центра туризма (Deutsche Zentrale für Tourismus) Петра Хедорфер (Petra Hedorfer) отмечает, что в берлинских отелях и хостелах зарегистровано наибольшее в стране количество постояльцев из-за рубежа. «Федеральное статистическое ведомство подсчитало, что с января по июнь 2012 года в берлинских отелях переночевало более 11 миллионов зарубежных гостей, это на 11 процентов выше показателя за такой же период прошлого года», – рассказывает Хедорфер.
По ее мнению, еще одно важное обстоятельство, привлекающее гостей в столицу Германии, – широкий выбор гостиниц в разных ценовых категориях. Берлин, продолжает Хедорфер, «по сравнению с остальными европейскими мегаполисами предлагает отличное соотношение цены и качества».
Ссылаясь на исследование visitBerlin, Катарина Дрегер подтверждает, что в Берлине туристы платят в среднем около 75 евро за двухместный номер в отеле. В Нью-Йорке двухместный номер обойдется примерно в 180 евро. Сегодня Берлин располагает 120 тысячами спальных мест для туристов, причем этот показатель за последнее десятилетие удвоился.
«Каждый месяц в городе появляется 340 новых койко-мест. Ведущие международные сети либо уже открыли отели в Берлине в последние годы, либо планируют выйти на местный рынок. Причина проста: инвесторы верят в город», – подчеркивает Дрегер.
По стопам Берлина
На вопрос DW, как крупные российские города могли бы повторить успех Берлина, Катарина Дрегер отметила: «Необходима мощная маркетинговая стратегия, наша организация активно работает по всему миру, сайт доступен на многих языках. Cпециально обученные сотрудники visitBerlin путешествуют и объясняют за границей, почему именно Берлин должен стать следующей целью для туристов той или иной страны».
По мнению Дрегер, важно, чтобы город оставался узнаваемым, пользовался теми ресурсами и достопримечательностями, которые у него есть, и с наибольшей выгодой для себя предлагал их туристам. Необходимо также стремиться сделать мегаполис местом съездов и конференций, привлекать инвесторов, проводить как можно больше мероприятий международного уровня.
«И все же один из основных секретов туристического успеха – развитое транспортное сообщение, – указывает Катарина Дрегер. – Важно, чтобы до города можно было легко добраться. Скажем, в Берлин летает большое число авиадискаунтеров, а крупные авиакомпании расширяют свое присутствие во многом благодаря тому, что в столице вскоре откроется новый аэропорт».
Наталья Иудина