В России завершились торжества по случаю окончания Отечественной войны 1812 года. Накануне в Москве отметили 200-летие издания высочайшего манифеста Александра I, который ознаменовал полное поражение армии Наполеона и победу, сообщает
В музее «Бородинская битва» по этому случаю прошел военно-исторический парад. Немного нестройный ряд, дружеские объятия со старшими по званию и явный флирт с дамами. У московского музея-панорамы «Бородинская битва» совсем не боевая картинка, а реконструкция ликования 200-летней давности. Именно в этот день государь Александр I издал свой высочайший манифест, в котором объявил Францию поверженной. А армия победителя, утверждают историки, в январе 1813 года вела себя именно так – залихватски.
Наталия Колесникова, руководитель Клуба исторического бального танца: «Сегодня у нас своеобразный День победы, а День победы празднуют все: и мужчины, и женщины, и старики, и дети – вообще все».
Но такая «демократия» только до первых залпов к построению. Речь Александра слушали «в струнку».
От подмосковного Бородино и белорусской Березины до победного манифеста 7 января российская армия гнала Наполеона больше месяца. Члены военно-исторических клубов каждую дату стараются отмечать по-военному: все крупные сражения каждый год реконструируются с учетом мельчайших подробностей. Консультантами берут исключительно историков и людей военных. А вот за достоверностью нынешнего, почти что светского мероприятия, поручили следить даме: прапрапраправнучке легендарного Кутузова. Она призналась: происходящее впечатлило.
Кира Хитрово-Кромская, потомок М.И. Кутузова: «Чувство какое – гордость! За то, что я в некоторой степени смогла продлить род. Характер у меня, как у Кутузова, некоторыми замечен, потом и образование – он ведь был хорошим дипломатом, хотя Александр был им недоволен».
Александр, а его роль исполнял тезка – руководитель военно-исторической ассоциации Александр Волькович, сегодня, похоже, остался всем доволен. Враг разбит, ордена вручены, парад случился. А в музей- панораму «Бородинская битва» после церемониала выстроилась огромная очередь. Перефразируя классика: «Дядя сказал бы, что недаром…»