https://www.traditionrolex.com/8
<p>Благодаря модернизации один из старейших и самых посещаемых музеев польской столицы может представлять свои собрания на самом высоком европейском уровне</p>

В канун 2013 года музей после 5-летнего капитального ремонта вновь открыл свои двери для посетителей.

Благодаря модернизации один из старейших и самых посещаемых музеев польской столицы может представлять свои собрания на самом высоком европейском уровне, сообщает Polskie Radio S.A.

Ирина Завиша: В этом году Музей этнографии отмечает свое 125-летие. Что же обновилось в облике и концепции деятельности этого более чем векового учреждения?

Павел Матвейчук, заведущий центральным складом собраний Государственного этнографического музея: Мы произвели ремонт более 80 процентов площади музейного здания, служащего нам с 70-х годов прошлого века, и полную смену оформления выставок и помещений для посетителей – холла, кафе. Но основным новшеством, не имеющим аналога в других музеях, стало малое учреждение внутри крупного. Речь идет о недавно открытом музее для детей. Конечно, традиционная задача музея – собирать, обрабатывать и представлять экспонаты. Но сегодня выигрывает тот, кто сосредоточивается не только на популярной просветительской деятельности и оригинальных выставочных решениях, а видит роль музея как попутчика дискурса об общественной жизни, помощника в формировании гражданской позиции, продвижению таких ценностей как толернатность, уважение к другим.
2

В Варшавском этнографическом музее. Источник: podroze.pl

Ирина Завиша: Здесь действительно все дышит новизной: просторные, суперсовременные интерьеры, новые технологические решения выставочных залов. Пока в обновленном музее только идет подготовка к постоянным выставкам. А свое новое открытие для посетителей музей отметил временной выставкой которая во многом определяет направление работы музея: «Боги – инструкция по обслуживанию»о религиях и духовной жизни народов мира. Какова же идея выставки, само название которой звучит так оригинально? С этим вопросом я обратилась к Александру Роботыцкому из отдела этнографии Польши и Европы.

3

Экспонаты выставки «Боги – инструкция по обслуживанию». Фото: Иоанна Юречко-Вильк (GN)

Александр Роботыцкий: Идея «приехала» к нам из Европы и содержит глубоко светскую мысль о разделении церкви и государства. Выставка «Боги – инструкция по обслуживанию» не нацелена на обращение в какую-либо религиозную систему ценностей, а исключительно на представление равнозначности и сосуществования этих систем в мире. В Польше эта выставка может иметь особое звучание, так как мы функционируем в христианской монокультуре, где остальные религиозные системы представлены довольно слабо. В названии выставки скорее всего действительно заключен элемент игры. Сценарий, созданный авторским коллективом Музея Европы в Брюсселе под руководством его директора Кшиштофа Помяна, перекликается с названием книги Жоржа Перека «Жизнь – инструкция по обслуживанию» (в русском переводе «Жизнь – способ употребления». – Прим. ред.). Один из ее героев ездил по всему миру и присылал открытки, а второй создавал из них огромную картину. Мы знаем, что религиозные системы и потребность в трансцеденции касается многих людей в разных культурах, и объемную картину этого мы представляем на нашей выставке.

Ирина Завиша: А что касается конструкции выставки?

Александр Роботыцкий: Выставка очень разнородна по форме передачи мысли. Мы используем мультимедийные средства – сенсорные экраны, записи высказываний разных людей, но и более традиционную форму – застекленные стенды с предметами культа. Плюс к этому элемент кино – записанного на пленку театрального спектакля, который в «живом виде» был частью выставки в Брюсселе.

Ирина Завиша: Эта интерактивная выставка, дополненная экспонатами из коллекции Этнографического музея, также очень богата тематически: «Исходные точки», «Изображения богов», «Тот свет», «Переходы», «Циклы», «Культы», «Места», «Тело», «Посредники», «Конфликты и сосуществование». Среди фотографий, запечатлевших разные религиозные ритуалы, особо стоит отметить снимки Лукаша Зандецкого, иллюстрирующие польский религиозный пейзаж, включающий костелы, церкви, синагоги. Выставка «Боги – инструкция по обслуживанию» в равной степени говорит как о богах, так и о людях... Мы остановились у необыкновенного экспоната – «Смоленского венка», сплетенного из колосьев в форме огромной короны, внутри которого помещен снимок погибшей президентской четы Леха и Марии Качиньских.

Павел Матвейчук: Конкретнее – у венка на праздник урожая в местности Лончна. Венок, подаренный музею в 2010 году, на выставке свидетельствует о том, каким образом родился своеобразный культ, имеющий своих святых, мучеников, святое время, так как отмечаются годовщины и месячины, своих адептов. Мы, конечно, сохраняем нейтралитет относительно факта смоленской катастрофы и связанного с ним явления. Но осмелились показать этот венок как иллюстрацию очень современной формы культа.

Ирина Завиша: Выставка «Боги – инструкция по обслуживанию» продлится до марта. А затем в Государственном этнографическом музее в Варшаве откроется первая постоянная выставка под радостным названием «Время празднования», куда мои собеседники Павел Матвейчук и Александр Роботыцкий от всей души приглашают.

https://www.traditionrolex.com/8