Под занавес прошлого года директор музея «Замковый комплекс «Мир» Ольга Попко дала средствам массовой информации новостной повод, который прозвучал, пожалуй, на всех телеканалах, в центральных и региональных газетах, на популярных интернет-сайтах, сообщает
Из командировки в мало кому известный у нас немецкий город Шиллингсфюрст она привезла сенсацию – фотографии более чем трех десятков произведений искусства, принадлежавших последней владелице Мирского замка из рода Радзивиллов, Марии Гогенлоэ-Шиллингсфюрст.
«Потерянные» портреты
Живописные портреты и бюсты, обнаруженные исследовательницей во дворце Шиллинсфюрст, были частью наследства княжны Стефании Радзивилл, матери Марии. Как и откуда они попали в Баварию, еще предстоит выяснить. Однако уже сегодня можно считать сенсацией находку нескольких картин и бюста, изображающих Стефанию Радзивилл. Дело в том, что доселе облик этой яркой представительницы рода, которой посвящал стихи сам Александр Пушкин, был известен историкам только по описаниям.
Вернувшись на родину, Ольга Николаевна занялась изучением и описанием обнаруженной коллекции, а также отправила письмо с предложениями владельцу дворца князю Константину Гогенлоэ-Шиллингсфюрст. Ее идея – провести в Мирском замке выставку раритетов из немецкого дворца. А также, при согласии владельца, сделать копии предметов, которые дополнят и разнообразят музейные залы.
– Ольга Николаевна, с точки зрения исследователя, находка – это только начало пути коллекции к публичности. Что предстоит сделать, чтобы открытие заблистало в полную силу?
– Честно говоря, когда я их увидела, мурашки по коже побежали! И все же каждое из этих произведений искусства еще предстоит по-настоящему открыть. Что я имею в виду? Их авторство, происхождение, историю передвижения… Как раз сейчас занимаюсь этим интереснейшим делом.
Например, увидев картину, где Петр и Мария изображены детьми вместе с няней, почти сразу была уверена: она принадлежит кисти Брюллова. Тем более, что знала: Карл Брюллов был дружен с семьей Витгенштейнов, часто гостил в их доме. Чтобы узнать достоверно, начала поиски.
И вот передо мной лежит восхищенное письмо из Санкт-Петербурга. Специалист Русского музея сообщает: на отправленном мной фото действительно картина Брюллова. В последний раз она выставлялась в России в 1833 году и с тех пор считалась исчезнувшей. Сейчас Русский музей ищет возможность показать ее на выставке «Неизвестный Брюллов».
В мир «привели» Радзивиллы
– Ольга Николаевна, а с чего начался ваш интерес к Радзивиллам?
– Как и многое в жизни женщины, случайно (улыбается). Работая над кандидатской диссертацией, нашла в архиве университетской библиотеки в Бохуме (Германия) несколько книг о представителях этого известного рода. И хотя сама этой темой не занималась, позвонила в Несвиж, многое ксерокопировала. Уже вернувшись, спустя некоторое время, стала читать… И вот результат. Уже десять лет занимаюсь историей берлинской ветви Радзивиллов. Именно к ней относятся владельцы Несвижа. А Мирский замок, если можно так сказать, был для них своего рода дачей.
– Эта тема и привела вас к должности директора замкового комплекса?
– Первой «пробой пера» для меня было участие в конкурсе на должность руководителя Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж». В нем состязались очень сильные кандидаты, тем не менее решила проверить себя. Заняла второе место. И когда был объявлен конкурс на руководство «Миром», победила. Думаю, не последнюю роль в этом сыграли не только мои наработки в изучении истории Радзивиллов, но и знание иностранных языков. Зарубежные гости, в том числе очень высокого ранга, у нас не редкость. Мы общаемся без переводчика, на английском, польском, немецком, и это тоже работает на наш имидж.
А с директором «Несвижа» Сергеем Михайловичем Климовым мы подружились. Нам просто предопределено работать в связке: и общей темой, и соседством. Общаемся, обмениваемся информацией, ездим друг к другу в гости.
Похожие и разные
– И вместе с тем оба замка должны разниться. Вам, как начавшим работу позже, наверное, сложнее?
– Министерство культуры и эксперты Национального художественного музея формируют наши коллекции так, чтобы замки не повторяли друг друга. Вместе с тем никуда не уйдешь от исторических фактов: такие яркие личности, как Николай Христофор Радзивилл Сиротка, «Пане Коханку» присутствуют в обеих экспозициях.
Еще и поэтому шиллингсфюрстские находки для нас так важны. С их помощью мы можем узнать много нового о жизни Стефании Радзивилл, семейства Витгенштейнов, Марии, разнообразить яркими экспонатами нашу коллекцию.
К примеру, золотое платье Марии, в котором она выходила замуж, хранится во дворце. Ему 115 лет! Копия этого великолепного наряда могла бы украсить наш замок. Есть там и чучело медведя, собственноручно убитого Марией в 68-летнем возрасте в белорусских лесах. Она до конца жизни сохраняла прекрасную форму и была страстной охотницей. Во всяком случае в записках ее мужа очень часто можно встретить фразы такого рода: «Были на охоте. Неудачно. Только Мария убила кабана»… Поэтому появилась идея провести в Мире охотничий фестиваль, возможно, в ноябре, ко дню Святого Губерта – покровителя охотников.
Ищем и другие «изюминки». Например, думаем о том, чтобы вывести сорт роз «Княжна Стефания». Внизу, в замковых подвалах, где расположены кладовые и кухня, хотелось бы установить фигуры слуг с подносами в руках, вереницей шествующих к столовой. Что-то особенное стараемся внести и в наши балы.
– Как удался бальный дебют?
– Шляхетские балы – это, честно говоря, тоже сфера моих научных интересов. Изучала тему всерьез, опираясь в основном на женские в основном мемуары. В них были свои непреложные правила, которым следовали все хозяева. В каждом уважающем себя доме обязательно имелись бальные залы, самые просторные и красивые. Была своя мода на наряды, аксессуары, танцы… От гостей требовалось соблюдение манер и этикета.
Все это мы постарались учесть, готовя балы в замке. И, как это делали прежние хозяйки, проявили собственную фантазию. Например, все наши праздничные елки были украшены игрушками, сделанными собственноручно: вязаными снежинками и ангелочками, золотистыми шарами из бечевки… Такие, кстати, мы дома мастерили с сестрой. Вспомнила, пригодилось…
Готовились увлеченно и потом порадовались. Интерес к балам оказался даже большим, чем мы ожидали. Собралась очень благодарная, интеллигентная публика: россияне, которые поселились тут же, в гостинице в замке, минчане, брестчане, гродненцы. Около полусотни гостей приехало.
– Ольга Николаевна, чувствуется, что замковая жизнь вас увлекла и завертела. Что теперь будет с вашими научными планами? Ведь, откровенно, некогда?
– Хочу поделиться радостью. Только что вышла в свет моя вторая книга – «Шляхта Волковысского уезда». В основу легли архивные документы, воспоминания местной шляхты. Сразу скажу, это не сухой перечень имен и событий, нет. Мне хотелось написать своего рода историю в лицах, через, казалось бы, частности приоткрыть эпоху.
Раскопала, к примеру, замечательную историю, которая вполне может стать сюжетом детектива. Она об убийстве князя Друцкого-Любецкого, который был городским головой Гродно в 1907 году. В нем обвинялся другой аристократ, граф Биспинг, имевший поместье на Волковыщине. Причиной преступления считались поддельные векселя. Так вот, суд по этому делу шел 20 (!) лет. Обе стороны использовали свое влияние, и в результате дело замяли.
Очень любопытные бытовые моменты жизни местной шляхты всплыли в мемуарах двух подруг – Цецилии Тишевской и Лолы Ячиновской. Дамы писали о своем, о женском: как наряжались соседи, что подавали на стол, где отдыхали, как обращались со слугами. Подумываю даже над тем, чтобы поискать варианты и издать перевод этих воспоминаний с собственными комментариями.
– Насколько широкому кругу, на ваш взгляд, могут быть интересны такие локальные темы?
– Локальные и уникальные! Особенно для районных музеев. Мне думается, людей в них привлечет в первую очередь местная, живая история. К примеру, выставка свадебных фотографий разных лет. Она может повлечь за собой воспоминания о местных традициях, интересных житейских историях. Или выставка, рассказывающая о дедушках, бабушках, прадедушках… Вариантов много, нужно только найти свою нишу.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ
– Ольга Николаевна, вы приехали в Мир из Бреста, сменили областной центр на городской поселок. И пока живете в гостинице в замке, то есть практически на рабочем месте. Вас это не напрягает?
– Кстати, именно поэтому я долго сомневалась, участвовать ли в конкурсе на должность директора замкового комплекса. Решилась и не разочарована. Здесь очень интересно! К нам приезжают потомки Радзивиллов и других шляхетских родов, дипломаты, известные артисты, руководители высокого ранга. Такое общение стимулирует. Есть возможность сделать что-то значимое, особенное. И это тоже огромный шанс.
При этом есть и какие-то негативные моменты. Например, отсутствие рядом родных и близких, возможности пообщаться с подругой за чашечкой кофе, разнообразия магазинов, парикмахерских, прочих привычных бытовых благ. Зато я стала больше гулять на свежем воздухе, и это безусловный плюс.
А что касается жизни в замковой гостинице, чувствую себя комфортно. Там совсем иная, современная среда. Единственная сложность – то, что я всегда как бы на работе, и это лишает нормальных выходных. По этой причине хотелось бы переселиться в поселок и хотя бы на время отрываться от замка.
– В работе директора есть не только научная, культурная составляющая, но и хозяйственная часть. Вас как женщину она не пугает?
– Знаете, это поначалу смущало и тех, кто принимал решение о моем назначении. Но я люблю заниматься хозяйством, вникать в тонкости строительства, благоустройства. И не только в роли руководителя, но и делать что-то своими руками. Прохожу мимо клумбы – так и тянет приложить руки к земле. В прошлом году мы очень много сделали по благоустройству парка. В нынешнем наметили продолжить эту работу.
– Значит, в Мир вы приехали всерьез и надолго?
– Надеюсь, что так. Пока мы в начале пути…
Лилия НОВИЦКАЯ