https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сербия – прекрасная страна для туризма: красиво, недорого, спокойно и безопасно, отсутствие языкового барьера. Недаром там огромное количество российских туристов. Сербии нужно лишь немного добавить лоску, отремонтировать дороги и подкрасить фасады домов, подтянуть уровень сервиса, чтобы сполна соответствовать европейскому стандарту</p>

Эпиграф:

Нам в наставшем новом веке
Счастья вновь, о Боже, дай!

(из гимна Сербии «Боже Правый»)

По количеству населения Сербия в 1,3 раза меньше Беларуси, чуть более 7 млн жителей. Для граждан РБ это одна из немногих безвизовых стран. Перелет с пересадкой в Вене («Австрийскими авиалиниями») или посадкой в Будапеште (прямое сообщение «Белавиа») займет несколько часов – и вот уже «Здравье! Добродошли!» («Привет! Добро пожаловать!»), международный аэропорт имени всемирно известного физика-изобретателя Николы Теслы в городке Сурчин под Белградом. При наличии шенгенской визы можно доехать на автомобиле.

Белград – политическая и административная столица на месте впадения реки Савы в Дунай. Здесь расположен парламент (Народна скупщина). Что касается культурной столицы, то таковой считается Нови-Сад – второй по численности жителей город, расположенный в исторически многонациональном регионе Воеводина на севере Сербии.

Двухмиллионный Белград, возникший на месте римской крепости, имеет восточный колорит. Впечатляет крепость Калемегдан на бывшей границе между Австрийской и Оттоманской империями, проходившей по Дунаю. Возле крепости большой парк с музеем военной техники разных эпох под открытым небом, через который можно выйти к центру города и там прогуляться по пешеходным улицам, скверам и закоулкам, посетить многочисленные магазины и кафе.

Огромный белый долгострой, Храм Святого Саввы, по размеру и стилю немного напоминает «собор Лужка-строителя», созданный на месте Храма Христа Спасителя в Москве. Савва известен тем, что в XIII веке создал независимую (автокефальную) Сербскую православную церковь и стал ее первым архиепископом. Несколькими годами ранее его старший брат Стефан Неманич (Первовенчанный) получил от Папы Римского королевский титул. Однако после влияние римско-католической церкви ослабло, и Стефан был перекоронован.

Храм Святого Саввы (Белград)

Крепость Петроварадин («Дунайский Гибралтар») в XVIII веке построили австрийцы на месте переходившей из рук в руки старой венгерской крепости для защиты от турок. С ее террасы прекрасный вид на Дунай и Нови-Сад. Интересный момент: по старой традиции для удобства капитанов проплывающих кораблей, чтобы они могли издалека уточнить время, большая (длинная) стрелка часов на башне показывает часы, а маленькая (короткая) – минуты.

В Сербии 5 национальных парков. Славится своими виноградниками взгорье Фрушка – гора с несколькими десятками монастырей («Сербский Афон»), это самый старый национальный парк страны. Сюда приезжают на целебные термальные источники. Здесь много меда и популярно траволечение. В западной части на границе с Боснией Национальный парк «Тара»: живописные горы высотой до полутора километров, покрытые хвойными лесами, изрезанные лентой изумрудной воды реки Дрины, вьющейся сквозь глубокие ущелья и узкие горные долины. Бесподобное зрелище!

Национальный парк Тара

Единственный югославский лауреат Нобелевской премии по литературе Иво Андрич в повести «Мост через Дрину» описал быт и традиции своеобразного многоэтнического балканского сообщества от времен османского ига до Первой мировой войны. Правительством Сербии и мэрией города Вышеград учреждена премия им. И. Андрича для награждения пишущих на славянских языках писателей.

Небольшая, искусственно созданная у Мокрой горы деревушка Древенград (название можно перевести и как древний, и как деревянный город) привлекает сотни тысяч туристов не столько деревянным народным зодчеством и прекрасными видами окрестностей, сколько созданным известным кинорежиссером Эмиром Кустурицей антуражем. Едут за бесшабашно-веселой атмосферой фильма «Жизнь как чудо». Помните, главный герой – добродушный и немного не в себе железнодорожник Лука строит туннель между Сербией и остальным миром. Оторванный от жизни идеалист и его непростая семейка в глуши посреди впавшей в пучину гражданской войны страны не по своей воле окунаются в бурный водоворот сюрреалистических событий и нелепых трагикомичных ситуаций. Самый верный способ спастись от абсурдной жестокой реальности в такое непростое время – просто перестать ее замечать, живя в собственном, в меру уютном мирке…

Шагранска осмица

Построенная еще во времена Австро-Венгерской империи туристическая узкоколейная трасса «Шарганская осмица», действительно напоминающая гигантскую восьмерку, на небольшом отрезке действует до сих пор, и поездка на паровозике является суперинтересной аттракцией. Узкоколейка причудливо петляет, поднимаясь вверх, многочисленные туннели сменяются мостами, ручьями и водопадами горных речушек – изумительные виды. Маленькие вагончики то и дело наполняются восторженными возгласами туристов.

Многим нашим туристам уже знаком горнолыжный курорт Капаоник (скиялиште «Солнечная гора») в национальном парке у границы с Косово. Там же находится самый крупный водопад страны Йеловарник (71 м). К вашим услугам термальные источники, верховая езда и наиболее популярные виды спорта в стране – баскетбол и большой теннис.

Сербия – страна с очень сложной исторической судьбой. Среднестатистическое имя-фамилия – типа Душан Богданович (ударение в имени на 1-й слог и 3-й с конца в фамилии) – звучат как песня и похожи на широко распространенные белорусские фамилии. Вот уж действительно, душа дана Богом… Царю Душану Сильному удалось создать огромное государство на Балканах (перед этим задушив собственного отца, рассматривавшего в качестве наследника младшего сына), став в середине XIV века правителем сербов и греков. Это был период наибольшего расцвета Сербии. Правда, за самовольное повышение статуса поместной церкви – провозглашение Сербского Патриархата – Константинопольский Патриарх наложил анафему (проклятие) на царя Душана и весь сербский народ, снятую спустя 30 лет (кстати, подобное отлучение, отмененное лишь спустя полтора века, имело место и с Московским патриархатом в XV ст.). В наследство от Византийской империи Сербии, вместе с Черногорией и Албанией, достался двуглавый орел на гербе.

Тара

Очень почитаем как святой великомученик князь Лазарь, воспитанный при дворе царя Душана. В июне 1389 года руководимые им войска сербов, боснийцев и албанцев сошлись на Косовом поле с превосходящими по численности турецкими. Поначалу турок удалось потеснить, один из воевод даже сумел пробраться к шатру султана и убить его. Однако в итоге армия сербов была повержена, Лазарь схвачен и обезглавлен, а его дочь отправлена в султанский гарем. После битвы сербы были вынуждены платить дань туркам и поставлять солдат в их армию, а Балканы попали под власть Оттоманской империи, продвигавшейся все дальше на север.

Лишь через пять столетий при военной и финансовой поддержке России сербы освободились от турецкого господства. После Первой мировой войны создали королевство с хорватами, черногорцами, македонцами и словенцами, постепенно превратившись в «старшего брата».

Будучи расчлененной всеми соседями во время Второй мировой войны, Югославия имела мощное антифашистское движение. После капитуляции часть Королевской югославской армии, не признав поражения, перешла к партизанским действиям. Четники ориентировались на правительство в изгнании. Существовали и коммунистические вооруженные формирования – Народно-освободительная армия Югославии. Последние с помощью Красной армии освободили свою страну. Тем не менее Югославия смогла сохранить здоровую дистанцию от Советского Союза, не входила в военные блоки. Офицеры НОАЮ основали футбольный клуб «Партизан», получивший от них название. Конкурентом ему стала «Црвена звезда».

Мозаичная федеративная Югославия держалась на авторитаризме, национальные окраины чувствовали себя обделенными. Поощрялись националисты с имперским мышлением («Великая Сербия»). Нежелание расстаться с доминирующей ролью привело к обострению межнациональных отношений, отделению союзных республик и братоубийственным войнам, резкому падению уровня жизни. Правивший после маршала Тито в течение 20 лет Слободан Милошевич не смог предотвратить кровавый распад Югославии и настолько осточертел населению, что мне в свое время доводилось встречать сербских студентов, которые говорили, что готовы выдержать бомбардировки, лишь бы избавиться от него. Вскоре НАТО услышало их мольбы…

Межэтнические распри вылились в кровавые бойни, следы от которых не заживают до сих пор. Отношение к участникам в обществе совершенно противоположное: для одних это преступники, для других – герои. Что интересно – семьям граждан, осужденных международным Гаагским трибуналом за военные преступления и геноцид, по решению сербского правительства полагается финансовая помощь; чтобы скрасить их заключение в европейских тюрьмах, близким родственникам для свиданий оплачиваются авиабилеты и даже суточные.

Ничего такого - просто абревиатура - турбюро Электросетей Сербии

Уровень экономического развития СФРЮ значительно превышал показатели большинства европейских стран и был самым высоким в странах социалистического лагеря. До сих пор можно встретить старые фиаты Yugo типа «Лады» – автомобили были почти в каждой семье, жилось поистине счастливо, как в сказке (старики вздыхают: «красный живот» – прекрасная жизнь). Однако лучшие годы у Сербии позади, страна словно остановилась в своем развитии. За последние два десятилетия – две кровопролитные войны, потеря более половины территории, эмбарго, экономический кризис, полный развал промышленности, высокая безработица. Тяжелые времена, к сожалению, затянулись. У некоторых порой складывается впечатление, что Бог, похоже, покинул Сербию. Для сербов нынешняя Беларусь сродни Швейцарии, с которой были чуть ли не на равных 30 лет назад, и они проклинают все, что произошло после распада Югославии, с непреходящей болью вспоминая былое. Хотя, честно говоря, у них и сейчас местами будет покруче, чем у нас, даже сквозь упадок видны следы былой роскоши. И все это удерживает, превращаясь в общественном сознании в навязчивый психотравмирующий комплекс («все против нас»), который мешает развиваться, двигаться вперед. Но народ, гордый и жизнерадостный, выкручивается. Сербы в поисках лучшей жизни эмигрируют на запад, на их место приезжают косовские цыгане. Как и повсеместно в Европе, идет ползучая исламизация (фактически возвращение турок и самоликвидация европейцев – «тихая война» с использованием экономического и демографического оружия) – это явление получило название неоосманизм…

У многих сербов, особенно старшего поколения, сохраняется понятная ностальгия по Югославии – временам благополучной молодости, так похожая на противоречивую тоску по СССР некоторых белорусов и россиян. Большинство сербов весьма благожелательно относятся к русским, ведь Россия едва ли не единственный постоянный союзник последние полтора века. Часть населения даже на полном серьезе мечтает стать российской губернией, что льстит руководству РФ и, несмотря на всю его прагматичность, приносит определенные дивиденды многострадальной Сербии. Ближайшие соседи, словенцы и хорваты, как «более европейские» народы, смотрят на сербов слегка свысока, болгары их не любят в силу множества исторических обид, постоянной конкуренции за лидерство на Балканах и давних территориальных споров. С албанцами отношения тоже не самые лучшие: албанцы в Сербии – это как цыгане у нас, их считают основным источником всяческой преступности. Даже самые близкие в языковом и культурно-историческом смысле черногорцы предпочитают дистанцироваться. От беспросветности сербы готовы безоговорочно довериться России, которой никто другой уже, похоже, не верит. Разговоры о славянском братстве идут на фоне рассуждений «Запад денег не даст, он горазд только обещать».

центр Нови-Сада

С другой стороны, сербы осознают свою принадлежность к европейской цивилизации, и с 2012 года Сербия является официальным кандидатом в члены ЕС. Так что на Россию надейся, но и сам не плошай, ведь она далекая и ненадежная. Правда, в Европе Сербию по созвучию путают с Сибирью.

В социалистической Югославии кириллический и латинский алфавиты были равноправны. Сейчас официальным в Сербии является кириллическое письмо, но фактически его вытесняет латинский вариант, пользоваться которым предпочитают молодежь и СМИ. На сайтах органов власти также можно выбрать латиницу. Это позволяет сохранять национальную идентичность и в то же время удобно иностранцам – легче ориентироваться в надписях. Глобализация неумолимо берет свое, и здесь есть над чем задуматься белорусам, боящимся использовать собственную латиницу.

Сербам не откажешь в их умении наслаждаться жизнью. Искренность и непринужденность, успокаивающая неторопливость подкупают. На мой взгляд, внешне и по музыке сербы ближе к цыганам, а по характеру и широте души – как русские из провинции: такие же радушные и гостеприимные. Они очень общительные и дружелюбные. Зная русский и белорусский языки, понять сербский большого труда не составит – половину сказанного и значительную часть написанного можно понять без проблем. Однако некоторые слова могут запутать неискушенных и заставляют улыбнуться: Српско народно позориште – это всего лишь Национальный театр, Градска куча – городской совет (ратуша), хотел – гостиница, излаз – выход, безбедность – безопасность… Важно не перепутать право – прямо и десно – право.

в шапке партизана-четника

Все сказанное выше делает современную Сербию прекрасной страной для туризма – красиво, недорого, спокойно и безопасно, отсутствие языкового барьера. Недаром там огромное количество российских туристов. Сербии нужно лишь немного добавить лоску, отремонтировать дороги и подкрасить фасады домов, подтянуть уровень сервиса, чтобы сполна соответствовать европейскому стандарту.

Сытно отобедать или приятно провести вечер за приятной дружеской беседой можно в любом из многочисленных ресторанов и ресторанчиков, например в рыбном (чарда).

На какие национальные блюда (ела) хотелось бы обратить особое внимание?

Ягнеча чорба – густой сытный суп.

Кобасице – острые колбаски.

Печенье – целая свиная (овечья) туша, запекаемая на вертеле в большой печи на улице на особые торжества.

Роштиль – запеченные на гриле кусочки мяса с мелконарезанным луком.

Чевапчичи – мясо цилиндром.

Само собой, пршут (вывяленный на ветру свиной окорок), широко известный повсеместно на Балканах и Средиземноморье. Ежегодно летом проводится «Шунка-фест» – международный фестиваль мясных (шинки и пршута) и сырных деликатесов, вин со всего балканского региона.

Сухе сливы у сланини – шашлык из чернослива с грецким орехом, завернутого в тонкие ломтики ветчины.

На десерт

Гибаница – слоеный пирог с творогом.

Каймак – мягкий густой жирный кисломолочный продукт, нечто среднее между сметаной, сладким творогом и сливочным маслом. Сейчас можно купить сербский сладкий сыр-крем (сметанный соус) каймак и в наших магазинах.

Качамак – кукурузная каша с каймаком.

Кикирики – орешки с медом и кунжутом.

Великолепный крепкий ароматный кофе по-турецки в силу понятных исторических причин зовут домашним (домачня кава).

Из крепких алкогольных напитков (жестока питья) хочется особо остановиться на ракие. Без нее не обходится ни один праздник, ее всегда подают гостям. Пить ракию было своего рода символом независимости и сопротивления со времен турецкого владычества, когда алкоголь был строго запрещен. Поговорка утверждает, что ракия укрепляет тело, лечит душу и ободряет дух.

В начале июня фестиваль ракии «Ракияда» в г. Ковиль. Особенно известна на сливе (обычно 40…55%). Сливовице даже посвящают стихи и песни («Зачем кола и пицца, когда есть сливовица!?»), есть одноименные гора и поселок. Очень вкусна медовача – с медом и айвой. Лучшим подарком (поклон) и воспоминанием станет пара бутылочек бесподобной сливовицы «Монастырской» плюс сухое темно-красное (по-здешнему – «черное») виноградное вино «Вранац». И пусть, как шутят сербы, «Богу хвала, не боли мне глава»... А вот местные слабоалкогольные светлые сорта пива Jelen и Lav так себе, посредственные по вкусу. В общем, «Приятно!» (в смысле – приятного аппетита). Только некурящим здесь не совсем комфортно: повсюду и очень много курят, даже несмотря на надписи с просьбой этого не делать – «Молимо Вас не пушити». Кстати, Сербия покупает много тракторов «Беларус» – их можно часто встретить. А слова сербского государственного гимна созвучны белорусскому национальному гимну «Магутны Божа». Так хочется надеяться, что Господь внемлет нашим схожим, по сути, моленьям! Сердечно приглашаю Вас посетить Сербию! Незабываемые впечатления гарантированы.

 

Максим Пуренок

http://purenok.moikrug.ru

https://www.traditionrolex.com/8