Эксперты «Украинского бизнес-ресурса» проанализировали ряд авторитетных источников, в том числе материалы Всемирного туристического форума, а также сделали выводы из реалий украинского туристического рынка и выделили 10 ключевых трендов, которые определят будущее туризма в целом и в Украине в частности.
Во-первых, изменяется структура спроса и смещается сезонность. Многие туристы выбирают не просто отдых «летом на пляже» или «зимой на лыжах». Стереотип отпуска в летнее время постепенно ломается, что эксперты связывают с изменением посткризисного сознания. У людей появилось четкое понимание, что жизнь проходит сейчас и ее не нужно откладывать на потом, а помимо работы важно обращать внимание на семью, личностное развитие, здоровье и физическую форму. Собственники бизнеса, менеджеры среднего и высшего звена теперь готовы путешествовать в бизнес-сезон – осенью или вестной. Еще одна причина смещения сезонности связана с изменением климата. Экстремальную летнюю жару туристы предпочитают пережидать дома, а холодную зиму – в теплой стране. Например, этой зимой небывалой популярностью у украинских туристов пользовалась Шри-Ланка, где 50% потока составляют туристы из Европы.
Во-вторых, появились принципиально новые виды туризма – гастрономические, диетические и дегустационные туры, шоп-туры, детокс-туры, серф-туры и другие. Туристы переориентируются со стандартных туров (к примеру, пляжного отдыха) в пользу экскурсий и специальных программ. Особую популярность приобретают экстремальные путешествия: выживание в джунглях, экспедиции в Арктику или на Камчатку – вплоть до путешествий в космос. Исследовательская компания Tourism Control Intelligence отмечает, что уже в ближайшее время Антарктида станет крупным центром экотуризма – там будут построены отели, рестораны и другие объекты инфраструктуры. Растет популярность событийного туризма – поездки на пивной фестиваль, рок-концерт известной группы, футбольный или теннисный матч. Особенно актуален этот тренд в Украине, так как сумма посещения концерта внутри страны с хорошим местом в зале или на стадионе вполне сопоставима с поездкой с той же целью, к примеру, в соседнюю Чехию или Польшу, а впечатлений больше.
В-третьих, «посткризисный» турист стал более требовательным, как в отношении материальных ценностей, так и собственных впечатлений и потребностей. Вкладывая в поездку минимум средств, он стремится получить максимум сервиса и впечатлений. Это не значит, что люди теперь меньше тратят, они стали внимательнее к своим затратам. Туристы стали лучше разбираться в отдыхе и его возможностях, они хотят за те же деньги получить более качественный сервис, комфортный отдых и насыщенную программу. Расположения отеля «100 метров до пляжа» на первой линии или пресловутого all inclusive теперь явно не недостаточно. Туристы стремятся заранее узнать, какой на пляже вход в воду, качество песка или гальки, кто проводит анимацию, какая кухня и разнообразие блюд, оформление номера, обслуживание и т.п. Вопреки прогнозам по снижению объема рынка, по результатам всемирного туристического мониторинга, в 2011 году общие затраты на международный туризм по всему миру возрастут на 7% до 781 миллиарда долларов США. По сравнению с падением затрат на 9% в 2009 году эта тенденция свидетельствует о хороших темпах восстановления. В этом году эксперты прогнозируют, что больше всего потратят на путешествия китайцы (+22%), россияне (+26%) и бразильцы (+54%). Также в десятку входят Германия (+1,5%), США (+2,5%), Франция (+2,5%) и Италия (+3%).
В-четвертых, во всем мире и в Украине происходит перераспределение веса туристических направлений. В Украине это во многом связано с тем, что очень сильны «турецкие» операторы, что вынуждает других игроков делать акцент на других направлениях – Испании, Греции, Хорватии и т.д. На перераспределение также существенное влияние оказали форс-мажорные обстоятельства, которые отпугнули туристов от некоторых направлений: нападение акул в Египте, революции в ряде арабских стран, забастовки и угроза дефолта в Греции. В некоторых случаях весомой оказалась ценовая политика операторов – несмотря на форс-мажорные обстоятельства, некоторые популярные среди украинских туристов страны не снизили цены на отдых (Марокко, Тунис). В это же время Испания, Греция и Кипр, еще год назад относившиеся к числу довольно дорогих мест для отпуска, пошли на значительные скидки, что позволило им перебрать на себя поток туристов среднего класса, предпочитающих европейский сервис и безопасность. Также нужно обратить внимание на то, что все больше появляется опытных туристов, которым «приелись» стандартные туры в Египет и Турцию.
В-пятых, поездки стали короче, но одновременно их количество увеличилось. Посткризисное сознание повлияло на формирование «легких на подъем» туристов, которые проводят выходные в Европе или длинные уикенды в Азии (4-5 дней). Ключевой тренд 2011 года, по данным, обнародованным на Всемирном туристическом форуме, заключается в том, что люди стали путешествовать чаще, но на более короткие сроки.
В-шестых, появился сегмент путешественников, которым важно получить собственные впечатления, опыт. Им интересно уже не столько выложить фотографии в социальных сетях или похвастаться коллегам поездкой в Сингапур или в другую экзотическую страну. Для представителей этого сегмента стало важным не просто «поставить галочку» о факте посещения, а действительно получить полезный опыт, переживания и собственные впечатления от путешествия. Для этих людей важны не пятизвездочные отели и готовые туры, но аутентичность, прикосновение к традициям другой страны. Они стремятся понять и прочувствовать другую культуру, быт, готовы жить даже в хостеле, но при этом не пожалеют денег на специфическую экскурсию или музей. Таких туристов уже много среди украинцев, как правило, со средним или выше среднего достатком. Как раз на таких туристов ориентируется активно развивающееся в последнее время движение Slow Cities – сообщество небольших городов с населением до 50 000, которые делают упор на сохранении традиций в культуре, архитектуре, еде, окружающей среде и при привлечении туристов акцентируют свою уникальность.
В-седьмых, в Украине растут потоки внутреннего туризма – увеличилось количество тех, кто отдохнул или планирует отдохнуть в Крыму, Карпатах или Одессе. В Карпатах, к примеру, выросла посещаемость лыжных курортов в Славском, Яремче, Тисовце и на Драгобрате. Кроме того, появилось и развивается направление делового туризма в крупных городах, особенно Киеве, Харькове, Донецке и Днепропетровске. Это связано, в первую очередь, с развитием инфраструктуры в городах, принимающих чемпионат Европы по футболу в 2012 году: реконструируются и появляются новые городские и загородные клубы и комплексы, аквапарки, рестораны, стадионы, развиваются авиаперевозки и т.п. Помимо украинцев, предпочитающих отдыхать в родной стране, в Украину стали чаще приезжать иностранные туристы – в основном, из России, Прибалтики, Европы. К примеру, согласно опросу портала SuperJob.ru, в Украину собирается около 4% российских туристов. Наиболее популярны среди иностранцев Киев, Львов, Одесса, Крым и зимние курорты Карпат. Средний срок пребывания иностранных туристов в Украине – четыре дня, сумма затрат в стране – около 600 долларов. Что касается типов туров, то западные путешественники часто выбирают индивидуальные поездки, а также круизы. Американские туристы предпочитают Западную Украину, а немцы и другие европейцы больше любят Крым.
В-восьмых, оформился сегмент туристов, предпочитающих самостоятельно строить поездки без покупки готового тура. Они в состоянии составить маршрут, найти и забронировать гостиницы, приобрести билеты на транспорт, позаботиться о картах, еде, брони и входных билетах к различным достопримечательностям. Субтренд состоит в том, что под этот сегмент зарождаются специализированные туристические агенства. Такие люди обычно очень заняты и готовы заплатить комиссию (обычно это небольшая сумма), чтобы всю подготовительную и организационную работу сделали за них менеджеры. В отличие от заказа тура, сформированного оператором, турист может существенно сэкономить до 500, а в некоторых случаях и до 1000 евро.
В-девятых, социальные сети и мобильные технологии громко заявили о себе в туризме. Как и в других сегментах бизнеса, в туризме наблюдается бурное развитие этой тенденции. Туристы стали мобильнее, регулярно «серфят» в интернете со своего смартфона и большинство из них зарегистрированы в одной-двух или даже пяти социальных сетях. Например, по данным Mandala Research, 52% из 152 миллионов взрослых американских туристов используют социальные сети при организации путешествий и благодаря таким пользователям экономика США получила 102,9 миллиарда долларов за счет внутреннего туризма, в то время как незарегистрированные в сетях американцы потратили на поездки по стране 69,5 миллиарда. В Украине тенденция уже отчетливо видна – появляются агентства, продвигающиеся преимущественно в соцсетях, а также сообщества туристов. Это объясняется тем, что фанаты социальных медиа путешествуют гораздо чаще тех, кто не вовлечен в интернет-интерактив. В ближайшее время обычной практикой для туристов станут интерактивное бронирование, мобильные путеводители и советы зарубежных друзей по планированию путешествия в их страну.
В-десятых, появился специфический сегмент «здоровых и богатых». Для их обозначения в англоязычной среде используется аббревиатура LOHAS – Lifestyles Of Health And Sustainability. Эти люди любят экологический туризм, заботятся, в первую очередь, об окружающей среде и готовы даже переплатить за «зеленый» отдых и услуги. Они выбирают более экологичные способы путешествий, способствующие снижению выбросов СО2, ведь мировой туризм, по оценкам экспертов, дает 5%-ную долю совокупных выбросов углекислого газа на планете, 40% из которых дают авиаперевозки, 32% – автопередвижения. Представитель сегмента LOHAS стремится отдохнуть без вредоносного загара, любит все свежее и натуральное (например, в странах, где широко распространены более дешевые продукты с ГМО, они выберут более дорогие, но естественные), стремится избегать различных химических и прочих добавок. Эксперты мирового рынка считают, что это – премиальный сегмент ближайшего будущего в туристической отрасли.