«Домодедово» как зеркало российского туризма
Анализ туристических потоков аэропорта «Домодедово» демонстрирует быстрые изменения потребительских предпочтений путешествующих россиян
Анализ туристических потоков аэропорта «Домодедово» демонстрирует быстрые изменения потребительских предпочтений путешествующих россиян. По мнению директора по маркетингу аэропорта Владимира Камынина, главная задача российского турбизнеса – устойчивое развитие в условиях изменяющейся среды.
На традиционном форуме «Туристические маршруты. Весна-лето 2012» г-н Камынин представил статистику пассажиропотока за последний год и рассказал о факторах, влияющих на цифры. В 2011 году главным из них стали арабские революции. Если в летнем сезоне 2011 года пассажиропоток аэропорта вырос на 16%, то зимой 2010-11-го его динамика оказалась отрицательной. «Зимой 2009-10 года пассажиропоток наших авиакомпаний вырос почти в полтора раза (+49,7%) в основном благодаря туристам. Мы наблюдали процесс сглаживания «сезонности» рынка, разрыв между объемами летнего и зимнего пассажиропотоков стал сокращаться. Но прошлой зимой количество туристов, вылетающих на отдых, резко снизилось. Вместо ожидаемого роста рынок сократился на 4,9% из-за событий в Египте, Тунисе и других арабских странах. Разрыв между летними и зимними объемами опять резко увеличился», – отметил г-н Камынин.
По данным «Домодедово», с ноября 2010 по март 2011 года потери авиаперевозчиков на направлениях Хургада и Шарм-эль-Шейх составили 31,7% и 34,4% пассажиропотока. В летнем сезоне Шарм-эль-Шейх потерял 40%, Хургада 10%. Зимой доля Египта в структуре пассажиропотока аэропорта снизилась с 44,7% до 32,1%, летом – с 23% до 14,8%. «В конце зимы существовало три возможных сценария дальнейшего развития египетских событий. В соответствии с первым из них отложенный спрос должен был «сыграть» сразу после нормализации обстановки, и в этом случае можно было бы ожидать быстрого восстановления рынка. Но чем дольше длилось ожидание, тем меньше оставалось шансов на такое развитие событий. За отсутствие своевременных решений приходится дорого платить», – сказал Владимир Камынин. В результате рынок пошел по второму сценарию: те, кто планировал поехать в страну пирамид зимой и весной, переориентировались на другие направления. «Летние» туристы в Египет полетели, но их количество всегда меньше, чем зимой.
«Сейчас у египетского рынка высокий сезон, но волнения в стране продолжаются. Это значит, что «дореволюционные» объемы вряд ли восстановятся в ближайший год. Скорее всего будет уже «другой Египет», и он потеряет свое прежнее значение для рынка», – считает Владимир Камынин. Как показывает статистика, на смену Египту зимой пришли ОАЭ, Италия, Испания и Турция, а летом – Турция, Греция, Испания и Болгария.
Из-за аналогичных проблем в целом упал турпоток в Тунис – на 23,4%. При этом в Монастир он сократился на 65%, а в Тунис – на 10%. По словам г-на Камынина, более значительное снижение перевозки в Монастир связано с открытием нового аэропорта в Энфиде.
В то же время зимой 2011 года наблюдался значительный рост объемов по направлениям Пафос (+643%), Овда (+409,7%), Анталья (+226,7%), неплохо «выросли» Барселона и Римини. При этом Пафос и Овда компенсировали отрицательную динамику прошлого года, Анталья же хорошо росла и в сезоне 2009-10 года.
Летом наибольший рост по объемам туристической перевозки в «Домодедово» был у Пафоса (+81%), Ираклиона (+73%) и Антальи (+73%). Г-н Камынин обратил внимание на тот факт, что политическая нестабильность и другие проблемы Греции оказались менее значимыми факторами, нежели снижение стоимости туров. Поток в Грецию, по данным «Домодедово», вырос летом 2011 года на 59,5%.
Поток в Турцию летом 2011 года увеличился на 57,6%. Из-за проблем в Египте рынок активизировался уже в январе и набрал обороты к марту, то есть к тому времени, когда в предыдущие сезоны он только начинал плавно расти.
В летнем сезоне вырос и болгарский рынок. «При этом пока Болгария остается ярко выраженным летним направлением: зимой потока, можно сказать, почти нет», – отметил г-н Камынин.
Екатерина Сирина