https://www.traditionrolex.com/8
<p>В самом начале 2011 года состо­ялась трехсторонняя встреча с участием представителей Министерства спорта и туризма, Министерства иностранных дел и Республиканского союза туристиче­ских организаций, во время кото­рой в очередной раз обсуждались визовые вопросы. Позиция турбизнеса давно известна: въездные визы-    абсолютное зло, которое если не получается уничтожить (отменить), то нужно хотя бы нейтрализовать (уменьшить консульский сбор). Тем временем МИД имеет собственную точку зрения на этот счет.</p>

В самом начале 2011 года состо­ялась трехсторонняя встреча с участием представителей Министерства спорта и туризма, Министерства иностранных дел и Республиканского союза туристиче­ских организаций, во время кото­рой в очередной раз обсуждались визовые вопросы. Позиция турбизнеса давно известна: въездные визы -   абсолютное зло, которое если не получается уничтожить (отменить), то нужно хотя бы нейтрализовать (уменьшить консульский сбор). Тем временем МИД имеет собственную точку зрения на этот счет, которую по просьбе «ТиО» озвучил началь­ник главного консульского управле­ния Александр ОСТРОВСКИЙ.

ostrovsky -    Александр Петрович, одним из барье­ров на пути иностранных туристов в Бела­русь турфирмы часто называют необходи­мость открывать визу. Как МИД относится к подобным утверждениям?

Мы, мягко говоря, не принимаем упреки ни туристических компаний, ни Министерства спорта и туризма (звучащие, впрочем, в послед­нее время все реже) в том, что оформление виЗ является препятствием для развития туризма. Для того чтобы получить туристическую визу в загранучреждениях Беларуси в большинстве стран мира, нужно всего лишь заполнить ви­зовую анкету на двух страницах, предоставить действительный паспорт, одну фотографию, квитанцию об оплате консульского сбора и хо­датайство принимающей белорусской туристи­ческой организации - больше ничего не тре­буется. Даже страховой полис в обязательном порядке необходим только в наших загрануч­реждениях в Литве, Латвии, Польше и Эстонии, поскольку там у наших страховых компаний есть партнеры, которые могут осуществлять страхование. В других загранучреждениях это требование не является строгим и виза может быть выдана без страхового полиса, но при этом все заявители уведомляются о необходимости наличия страховки при пересечении границы. Достаточно сравнить этот набор документов с тем, который необходим нашим гражданам для получения, к примеру, шенгенской визы, чтобы понять: процедура оформления белорусской визы проста и понятна. К тому же обычно срок оформления белорусской туристической визы составляет 3 рабочих дня. Сопоставьте это с 15 днями для оформления шенгенской визы - и вы­воды делайте сами.

Что касается стоимости виз, то и здесь мы не видим никаких препятствий. За базовую сто­имость однократной туристической визы мы взяли такую же величину, какую взимают загранучреждения стран - участниц Шенгенского соглашения, то есть 60 евро. Для граждан и постоянных жителей стран-соседей - Латвии, Литвы, Польши и Эстонии - в одностороннем порядке установлен сбор в 25 евро за одно­кратную туристическую визу. Групповая (для группы от пяти человек) туристическая виза, которую помимо Беларуси выдает, кстати, не так много государств, стоит и того меньше - всего 10 евро с человека.

-         В турфирмах считают, что если Беларусь откажется от консульских сборов за визы, то количество туристов возрастет, а с ним - и поступления в бюджет.

-         По статистике, иностранный турист остав­ляет в Беларуси в среднем 250 долларов, не считая стоимости проживания - не очень, к слову, дешевого - и стоимости билетов. Лю­бой может самостоятельно подсчитать, что, таким образом, в общей сумме, которую ино­странный турист тратит на поездку в Беларусь, консульский сбор составляет лишь незначи­тельную часть, которая никак не может стать непреодолимым препятствием.

У МИДа есть четкая позиция, что нужно делать для того, чтобы въезд­ной туризм в Республику Беларусь развивался более интенсивно. Эти предложения выверены и согласо­ваны с позицией наших загранучреждений, которые изучали практи­ку стран своего пребывания. Чтобы не утомлять читателей, обозначу их тезисно. По нашему убеждению, в первую очередь целесообразно со­средоточиться на решении задач по туристическому оформлению горо­дов; повышению качества и сниже­нию стоимости гостиничных услуг; устранению неудобств и повыше­нию эффективности страхования для въезда в Беларусь; расширению гео­графии и снижению стоимости услуг по авиа- и железнодорожным пере­возкам; более активному использо­ванию потенциала международных организаций для снижения бюджет­ных расходов на цели развития ту­ризма и подготовки кадров для ту­ристической отрасли; расширению использования иностранных языков в туристической отрасли; развитию событийного (посвященного кон­кретным крупным мероприятиям) туризма и др.

Данная точка зрения была изло­жена правительству, которое дало четкие распоряжения Министерству спорта и туризма - продумать систе­му мер по реализации этих предло­жений.

Так что сводить все к визам - абсо­лютно контрпродуктивно.

-    Между тем представители ту­ристической отрасли, ссылаясь на опыт наших стран-соседей, счита­ют, что отмена визового режима значительно поспособствует при­току иностранных гостей.

-    Согласно белорусскому законо­дательству, основанием для въезда в Республику Беларусь является на­личие визы. Принять решение об от­мене визового режима в отношении граждан той или иной страны мо­жет глава государства. Кроме того, безвизовый режим может быть уста­новлен на основании международ­ного соглашения. В соответствии с такими договорами безвизовые ту­ристические поездки в Беларусь осу­ществляют граждане государств СНГ (кроме Туркменистана), а также Вене­суэлы, Китая (организованные груп­пы), Кубы, Сербии, Черногории.

Сама по себе отмена визового ре­жима довольно чувствительный шаг, она требует комплексного учета ин­тересов государства, включая вопро­сы общественного правопорядка и национальной безопасности. Глав­ное консульское управление исхо­дит здесь в первую очередь из того, что наша задача - заботиться об ин­тересах белорусских граждан. Со­гласитесь, вряд ли можно считать приемлемым то обстоятельство, что белорусские граждане будут в этом смысле находиться в более ущем­ленном положении, чем иностран­цы. Правомерно ли, по-вашему, предоставлять в одностороннем по­рядке возможность беспрепятствен­ного въезда в Беларусь гражданам тех стран, в посольства которых бе­лорусы должны стоять в очередях, собирать сложный пакет документов для получения виз? С нашей точки зрения - нет. Мы полагаем, что вве­дение безвизового режима возмож­но только на основе принципа вза­имности и в рамках двусторонних или многосторонних договоренно­стей.

В этом контексте сравнивать Бела­русь с соседями - Латвией, Литвой или Польшей - некорректно, потому что эти государства являются участ­никами шенгенского пространства, внутри которого, как известно, визы не нужны. Пример Украины, которая в одностороннем порядке отменила визы для граждан Евросоюза, также не вполне применим к Беларуси, по­скольку в данном случае преследо­валась определенная политическая цель - вступление страны в Евро­союз. У России эти вопросы в опре­деленной степени урегулированы в рамках ее соглашения с ЕС об упро­щении визовых формальностей. Та­кого соглашения у Беларуси с Евро­союзом пока нет.

-   Может ли статистика подтвер­дить, что туристов не становится меньше?

tab1-    В данном случае мы будем опе­рировать статистическими данными, имеющимися в распоряжении глав­ного консульского управления. Итак, в 2009 году всеми загранучреждениями, а также управлением по вопро­сам въезда иностранцев в аэропор­ту было выдано 21 182 туристических визы. По ним в Беларусь въехало 30 097 человек. Эта цифра не исчер­пывает, конечно, все количество ор­ганизованных туристов. Я предпола­гаю, что это около 30% иностранных туристов; оставшаяся часть, следова­тельно, въехала из безвизовых стран.

В 2010 году туристических виз было выдано меньше - 18 381, а ту­ристов по ним въехало больше, чем годом ранее, - 32 106 человек. Та­ким образом, уменьшилось количе­ство выданных виз, но увеличилось число туристов. С чем это связано? По нашему мнению, во-первых, с тем, что туристы стали чаще оформлять групповые визы, которые существен­но дешевле индивидуальных. Во- вторых, в 2009 году стоимость тури­стической визы была немного ниже, поэтому многие старались въехать как туристы. Ни для кого не секрет, что раньше туристические компании предлагали человеку, которому была необходима, скажем, деловая виза, приобрести комплект туристических услуг. Эти услуги совершенно не обя­зательно было потом реализовывать, просто на основании этого иностра­нец въезжал на территорию Белару­си якобы как турист, а на самом деле цель его приезда была совершен­но другой. Теперь же статус туристи­ческих виз в большей степени соот­ветствует реальности, а заявленная и действительная цели поездки совпадают, поскольку для граждан многих стран мира въезд в Беларусь с госте­выми или деловыми целями не тре­бует вообще никаких приглашений.

tab2

-     Уменьшилось ли количество туристических виз, выдаваемых управлением по вопросам въез­да иностранцев в Национальном аэропорту «Минск», после того как с 1 января 2010 года были увели­чены консульские сборы за такие визы?

-   Действительно, количество тури­стических виз, выданных в аэропор­ту, уменьшилось практически напо­ловину: с 6 800 в 2009 году до 3 600 в 2010 году. Соответственно, сократи­лось и количество въехавших по ним туристов: в 2009 году - 7 067, в 2010-м - 3 707 человек. Вместе с тем, по на­шим наблюдениям, туристы, «недо­получившие» визы в аэропорту, вхо­дят в число тех, кто въехал по визам, открытым в загранучреждениях.

-    И все же на недавнем совеща­нии в МСиТ снова поднимался вопрос об одинаковой стоимости и условиях выдачи виз в загранучреждениях и в аэропорту.

- В этой связи могу повторить лишь то, о чем говорил уже неоднократно. Возможность выдачи виз в аэропор­ту когда-то задумывалась как экс­тренная мера, которая помогала бы въехать в Беларусь гражданам тех стран, где нет наших загранучреждений. Со временем небольшое под­разделение разрослось до мощной структуры, сотрудники которой в те­чение 24 часов выдают все типы виз, за исключением визы с правом на ра­боту. Я ответственно заявляю, что ни в одном аэропорту мира такого нет. Наберется, может быть, с десяток стран, где в аэропортах ставят штам­пы или выдают визы краткосрочного - как правило, туристического - дей­ствия, но о деловых, гостевых, сту­денческих или многократных визах речи не идет.

Более того, в аэропорту бело­русская виза оформляется в при­сутствии человека в сверхсрочном порядке при минимальном набо­ре документов. При этом мы не ста­вим категорический барьер перед теми, кто прилетает из стран, где есть наши посольства, и тоже выдаем им визы. Как видите, мы стараемся мак­симально облегчить условия въез­да в нашу страну. Но при этом счита­ем, что за подобную весомую льготу надо платить.

Как я уже отмечал, для граждан большинства стран мира консуль­ский сбор за оформление белорус­ской туристической визы в загранучреждении составляет 60 евро (за исключением Латвии, Литвы, Польши и Эстонии, а также тех стран, поря­док выдачи виз с которыми регули­руется международными соглаше­ниями, их перечень имеется на сайте МИДа - www.mfa.gov.by). Заметьте при этом, что многие наши загранучреждения оформляют визы, так ска­зать, в дистанционном режиме, и ни­что не мешает заявителю отправить документы по почте. За процедуру срочного (в течение 48 или даже 24 часов) оформления взимается двой­ная стоимость визы. И это справед­ливо, потому что мы откладыва­ем все плановые дела и оформляем визу в срочном порядке. А в аэро­порту визы оформляются и вовсе в экспресс-порядке, в течение 15-20 минут, и поэтому стоят еще дороже.

- Стоит ли ждать в этом году ка­ких-либо изменений в процедуре выдачи виз или в правилах пере­сечения белорусской границы?

- В 2011 году главное консульское управление не планирует иниции­ровать принятие каких-либо доку­ментов. В прошлом году подписаны, а в этом году вступят в силу соглаше­ния о приграничном движении с Лат­вией, Литвой и Польшей - законы об их ратификации уже приняты. Тексты соглашений, а также приложения к ним с перечнем населенных пунктов, которые попадают под их действие, можно найти в базе Национального центра правовой информации. У бе­лорусской, латвийской, литовской и польской сторон разная степень го­товности реализации соглашений, но все они единодушны в том, что договоры должны заработать в текущем году.

-     Стоит ли ожидать в ближай­шем будущем упрощения визово­го режима между Беларусью и Ев­ропейским Союзом или отмены визового режима с другими стра­нами?

-     Год назад мы провели техниче­ские консультации с экспертами Еврокомиссии относительно возмож­ности начала переговоров в формате Беларусь - ЕС об упрощении визовых формальностей. Идея состоит в том, чтобы заключить соглашение, схожее с тем, которое уже, к примеру, име­ют с ЕС Россия, Украина и Молдова. Самое главное для нас, пожалуй, это возможность сокращения и унифи­кации пакета документов для получе­ния виз и снижение стоимости одно­кратной визы до 35 евро. По крайней мере, мы высказали такие свои ожи­дания экспертам. Теперь, как сейчас модно говорить, мяч на половине Ев­ропейского Союза. Представители Еврокомиссии изучили все необходи­мые детали и, надо сказать, остались удовлетворены. Следующий шаг дол­жен сделать Евросоюз, а именно - вы­дать мандат Еврокомиссии на начало переговоров. Для этого необходимо, чтобы все 27 стран - членов ЕС за это проголосовали.

Что касается отмены визового ре­жима, то сейчас на начальной стадии находится рассмотрение возможно­сти заключения таких соглашений с рядом государств. Когда контак­ты с нашими партнерами приведут к конкретным договоренностям, мы с удовольствием об этом объявим - следите за официальными сообще­ниями Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Беседовала Татьяна ЧУДАК

https://www.traditionrolex.com/8