https://www.traditionrolex.com/8
Подведены итоги Национального форума «Музеи Беларуси», впервые прошедшего в Беларуси. В течение трех дней в Гродно музеи показали себя, услышали мнение зарубежных экспертов и обменялись впечатлениями. О том, насколько новый формат оказался продуктивным и какие выводы сделало профессиональное сообщество, мы беседуем с директором Музея современного изобразительного искусства Натальей Шарангович. В ходе конкурса музей был награжден дипломом конкурса в номинации «Лучшая партнерская деятельность» за художественный проект «Художник и город».

 Подведены итоги Национального форума «Музеи Беларуси», впервые прошедшего в Беларуси. В течение трех дней в Гродно музеи показали себя, услышали мнение зарубежных экспертов и обменялись впечатлениями. О том, насколько новый формат оказался продуктивным и какие выводы сделало профессиональное сообщество, мы беседуем с директором Музея современного изобразительного искусства Натальей Шарангович. В ходе конкурса музей был награжден дипломом конкурса в номинации «Лучшая партнерская деятельность» за художественный проект «Художник и город».

– Наталья, поздравляем вас с наградой! И очень хорошо, что музейная сфера попробовала новый формат анализа ситуации, поиска новых решений. Но что такое Форум для музеев, до сих пор не очень понятно. Расскажите, пожалуйста, об этом формате подробнее.

– Формат не выдуманный, это не наше ноу-хау, он существует в Москве под названием «Интермузей». Но поскольку в Москве он проходит уже несколько лет, то сейчас больше всего это напоминает хорошо организованную туристическую выставку, где музеи представляют технические новинки, красивые баннеры, интерактивные экспозиции.

Для нас Музейный форум был первым, поэтому это не выставка достижений музейного хозяйства, а выставка–презентация музеев. Мы сами смогли посмотреть, сколько у нас музеев, какие они и что они, собственно, предлагают. Одни занимаются этнографией, и на своих стендах они показали небольшие фольклорные сценки; на других можно было увидеть стоянку древнего человека, воинов в старинной форме или персонажей в костюмах Средневековья. Даже в самых маленьких павильонах можно было увидеть неожиданные вещи, например,«маляваныя дываны» или «ручку Якуба Коласа», а где-то звучала музыка на стихи Богдановича.

Каждый музей показал, к какому периоду относится его деятельность. И обмен впечатлениями оказался очень важным для музейных работников, это чувствовалось. Сам факт, что Форум представил 150 музеев, о многом говорит, а ведь это еще не все. Конечно, были все республиканские и областные музеи, замки, но приехали и совсем небольшие провинциальные музеи, о которых мы даже не знаем. Раньше никогда такого не делалось. И удивительно, что в уровне их презентации не было такого уж большого разрыва, потому что все подошли к этому делу со всей душой.

Многие музеи показали свои образовательные и игровые программы, анимационные проекты, экскурсии, было довольно много печатной продукции, не только буклетов, но и альбомов, каталогов. Небольшие музеи в областях тоже стараются находить спонсоров, партнеров для собственных изданий.

– Музейный форум на стадионе «Неман» – это открытая площадка, и, наверное, там было много посетителей. А какой была профессиональная программа? Обсуждались ли на Форуме основные тренды? Как будут развиваться наши музеи?

– Очень ценно для музейных работников было участие зарубежных экспертов, которых пригласило Министерство культуры. И это были очень серьезные специалисты. Хочу отметить выступление директора Исторического музея Амстердама Бёрна Стэнверса, одного из лучших экспертов по маркетингу в музейном деле. Кроме того, были приглашены гости из Вильнюса (Музей великих князей литовских), Национального музея Украины, музеев Армении, Израиля, Казахстана, Латвии, Молдовы, Словакии. Их доклады, экспертные мнения оказались очень интересны, часто неожиданны для нашего сообщества. Думаю, вся программа в целом показала, насколько много возможностей у музея при активной работе, насколько далека современная музейная практика от устаревшей советской доктрины, благодаря которой музей у нас долго воспринимался как нечто скучное и рутинное. Современный музей не боится самых ярких проектов и проводит самые невероятные представления – от балов до театральных фестивалей. В результате зарабатывает деньги: и работники музея хорошо себя чувствуют, и что-то купить в свою коллекцию музей может за собственные средства.

Думаю, опыт коллег из зарубежных стран поможет всем нам сделать большой шаг вперед – информация экспертов была очень интересна, полезна и хорошо воспринята всеми. На самом деле все соскучились по новому образу музея, живому, активному.

Для участников Музейного Форума были организованы экскурсии, мы смогли еще раз и по-новому взглянуть на Гродно.

Принято решение, что Форум будет проходить раз в два года. Возможно, в разных городах Беларуси – это привлекает к региону интерес, поддержку, дает ему импульс для развития. Например, в дни Форума (при том что в Гродно много достопримечательностей и это самый богатый наш город в плане сохранности историко-культурного наследия) было принято решение о реставрации полуразрушенного Старого замка – в стенах Нового работает прекрасный краеведческий музей, и в будущем этот комплекс может стать украшением и Гродно, и всей Беларуси.

– Опубликованы результаты конкурса «Музеи Беларуси – третьему тысячелетию», которые были подведены на Форуме. В чем его значение? Смогут ли небольшие районные музеи соревноваться с крупными, национальными?

– Подобные конкурсы проводятся в разных сферах – в театре, телевидении, в туризме. 17 музейных номинаций позволяют выбрать не только лучшую экспозицию и научную работу, но и поощрить коллег за интересный проект, за туристическую привлекательность, наконец, за верность профессии. Так и получилось: наряду с Гомельским дворцово-парковым комплексом (Гран при) был отмечен краеведческий музей в Вилейке за проект «Арт Вилейка». Крупные музеи находятся в лучшем положении только в том плане, что у них есть возможность подать заявки на большее число номинаций, ведь у них больше направлений в деятельности. Но мы увидели, что реальный шанс на победу есть и в небольших городах. А кроме диплома, это реальные суммы денег, 15–20 миллионов рублей, и для развития небольшого музея – и материально, и морально – это даже важнее, чем для крупного.

Возвращаясь к вопросу о развитии, мы видим что отмечены музеи, работающие, во-первых, профессионально, а во-вторыхЮ, активно, т. е. привлекая людей, различные институции. Согласно новому закону нам официально разрешено пользоваться спонсорской помощью. Это большой шаг вперед, работая в этом направлении, мы можем продвигаться более эффективно.

Беседовала Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8