ФОТОГАЛЕРЕЯ
![]() |
Там, дзе здзяйсняюцца мары! / у палоне зимы |
![]() |
Там, дзе здзяйсняюцца мары! / Пусть сбудутся Ваши ме... |
![]() |
Дискуссии о том, кто мы и что с этим делать, вновь набирают обороты. Тема самоидентификации белорусов была востребована всегда. Теперь, когда в стране задумываются над развитием въездного туризма, этот вопрос особенно актуален: турист должен знать в чью страну едет. Сегодня правила игры во многом диктует мода. На пресс конференции кампании «Будзьма беларусамі!», которая прошла в галерее «Ў» в середине апреля, солист группы DaVinci рассуждал о том, как сделать белорусское модным.
Денис Дудинский – выпускник МГЛУ. Говорит на английском и итальянском языках. Несколько лет жил за рубежом. Работал в Анкоридже на Аляске, Анахайме и Сан-Франциско в Калифорнии, был переводчиком при Массачусетском институте аллергии и иммунологии. Торговал музыкальными дисками в магазине «Erasmus Music Production» в Голландии. Работал менеджером на заводе, выпускающем детали для фрезерных станков, в Италии. Возвратившись в Беларусь, устроился переводчиком в издательство Адама Глобуса. Был сотрудником Радио Би-Эй, радиостанции «Мелодии века», вел телепередачу «Доброе утро, Беларусь!» Теперь работает ди-джеем на РАДИУС-FM. Увлечение музыкой привело к созданию группы DaVinci, в которой солирует Денис.
Специально для TIO.BY Денис Дудинский продолжает рассуждения о белорусской культуре, а также о том, при каких условиях быть белорусом станет модно:
– С историей у меня особые отношения: я ее уважаю, но не увлекаюсь. И, поскольку я занимаюсь дайвингом, мне легче рассказывать о глубинах белорусских озер, нежели рассуждать о конкретных исторических событиях. Судя по фрагментам из белорусской истории, которые мне попадались, летопись нашей страны так до конца и не написана: кто-то хватается за Великое княжество Литовское, кому-то больше по нраву Речь Посполитая, а кто-то упорно отказывается от советских времен. На мой взгляд, историю нельзя настолько сильно эксплуатировать, как это от некоторой безысходности пытаются сделать у нас. Историю нужно изучать, понимать, не соглашаться с ней, а не делать ее средством пропаганды. Мы слишком часто задаем себе вопрос: кто мы? Балты, литвины, белорусы? Такое копание в себе может завести в глубокие дебри. Сегодня многие правила диктует мода. Образ белоруса, сложившийся в литературе, за исключением нескольких писателей, – это пан сохи и косы. Это не герой нашего времени и не элегантный завсегдатай салона, где звучит клавесин. Это не модно. К сожалению, я не встречал успешных людей – рестораторов, бизнесменов, шоуменов, – непринужденно говорящих на белорусском языке. Тем не менее он красив и певуч. Только говорят на нем у нас почему-то без улыбки. Да и реакция на попытки заговорить на родном языке далеко не адекватная – ты невольно обращаешь на себя внимание. Когда я начинаю говорить на белорусском языке, в ответ вижу только удивленные и недоумевающие лица. Или того хуже – слышу просьбу не валять дурака. Когда говорят, что сохранить язык должно государство, я неизменно повторяю – оно ничего не должно, пусть пенсии нам обеспечит. А о языке давайте подумаем сами. И начинать нужно с урегулирования правил, чтобы не возникало вопросов, как правильно или как модно говорить: «рэклама» или «рэкляма».
В молодежной среде уже началось движение, что говорить на белорусском языке и быть белорусом это модно. Однако остается еще много людей, которым это нужно доказать. Я благодарен людям, которые стали задумываться над вопросом, что значит быть белорусом. Только я не всегда согласен с методами, которыми пытаются популяризировать белорусскую культуру. Довольно глупо в который раз пытаться создать шедевр из красного и белого. Так сложилось, что именно эти цвета, за которыми люди шли, теперь их отталкивают и настораживают. Если мы хотим добиться положительного результата, нужно много работать. И привлекать к этому делу профессионалов, которые знают, что такое PR. Мне хочется видеть дорогую, качественную, разработанную дизайнерами одежду с белорусским орнаментом – и я первый буду ее носить. При условии, что это не будет классическая косоворотка с нелепыми кисточками. Поскольку я музыкант, то не могу не сказать о музыке. Качественных песен на белорусском языке, увы, не много. И здесь претензии предъявлять следует не только к исполнителям, но и к музыкальным редакторам. Почему-то последние не слишком охотно берут на радио композиции на белорусском языке. Во всеуслышание я предлагал СМИ организовать встречу с музыкальными редакторами, на которую смогли бы прийти, в том числе и неизвестные группы, рассказать о своем творчестве и обязательно кого-то заинтересовать. Однако мое предложение пока никого не заинтересовало. Понимаю, что сейчас кто-нибудь да спросит: «Человек, поющий на итальянском, рассуждает о белорусском языке?» В репертуаре группы DaVinci уже есть композиция на белорусском языке, и мы готовы спеть больше. Даже возникла идея записать белорусский альбом, если соберется достаточное количество песен. Здесь и начинаются проблемы. Во-первых, петь на белорусском языке для нас нелегко – для этого нужно некоторое время тренироваться. Во-вторых, отсутствие белорусских текстов. Я кинул клич, кто из белорусскоязычных авторов сможет взять да и написать под наши, уже существующие песни, белорусские тексты – и не важно, перевод ли это будет, или же оригинальный текст, мы сами их запишем, выпустим отдельным диском, распиарим, однако авторы пока молчат. Быть белорусом станет модным, когда за работу по созданию его имиджа возьмутся профессионалы: модельеры, композиторы, авторы текстов, дизайнеры. А пока, на мой взгляд, нужно меньше задаваться вопросом, кто мы и что нам с этим делать. А просто работать.

У нас все сезоны – непредсказуемые. Я еще не помню, чтобы когда-нибудь все было гладко. Каждый сезон что-нибудь приключается: то «катаклизм» с валютой, то где-нибудь происходит революция… Так что же – сидеть и ничего не делать? Наверное, можно и так – сидеть и выжидать, когда же наступят лучшие времена. Но это не наш подход.
... читать далее![]() |
Там, дзе здзяйсняюцца мары! / у палоне зимы |
![]() |
Там, дзе здзяйсняюцца мары! / Пусть сбудутся Ваши ме... |
Концерт, с 10.02.12 по 10.02.12
Фестиваль, с 11.02.12 по 12.02.12
Спортивно-зрелищное мероприятие, с 18.02.12 по 19.02.12
Праздники, с 02.03.12 по 04.03.12
Фестиваль, с 24.04.12 по 28.04.12
© 2004 "Туризм и отдых". Все права защищены и охраняются законом.
Условия использования материалов TIO.by

Комментарии:
Denis, Посетитель12.05.2010
Денис - молодец, живет в Минске, отдыхает в Египте (хотя могу ошибиться по фото). Cкажите, тёзка, если вы считаете что так модно быть БЕЛОРУССОМ, то почему не едете в санаторий "Солнечный" и не идете работать в агрогородок? Ведь белоруссы - это по большей части малограмотные жители деревень, которых при всех государствах втаптывали и втаптывают в землю. А жители городов - это, простите - поляки, литовцы, русские, евреи. Что модного в культивировании языка, которым владеет 2-3% от тех, кто заявляет что знает его и сотые доли населения планеты? Или вы считаете что в любой стране мира говоря по-белорусски вас поймут лучше чем по-русски? Мир давно вырос из жалких националистических штанишек, модно быть гражданином МИРА, а не выходцем из Минскай гмины или Северо-Западного края, коими все тут живущие по правде и являются. А эта детская риторика - "быть белоруссом" - всего лишь попытка организовать узкий круг разделить мир на мы "избранные-элита" и "все_остальные-мэйнстрим". Идите, как Президент, в деревню, в поле, в зону отселения, к белоруссам, тогда мы возможно поверим, что это модно!p.s. заранее простите, если кто вычитает для себя оскорбления!
Блондинка за углом12.05.2010
Обожаю Дениса! Он такой красавчик! И какая разница, белорус или нет! Мне кажется, что он - не белорус все жеAnonymous13.05.2010
А где вы родились, Денис? Закончили МГЛУ, значит, из России?Герда13.05.2010
2 DenisДостала эта демагогия - ах, считаешь себя белорусом? а где, скажите, пожалуйста, твой белорусский? А почему в агрогородок не едешь, целину поднимать? И вообще - белорусы - это мужичье невыкопанное, зачем ими быть? Ведь каждый же раз - те же самые аргументы, прям любопытно, откуда же эти уши растут - из советских учебников по истории?
Что это за суждение "белорусы - это по большей части малограмотные жители деревень"? То есть, если белорус из глухой деревеньки получил высшее образование и остался в городе, так он автоматически стал русским, литовцем или евреем? И хватит уже на убогость нации кивать - со времен Купалы и Колоса многое изменилось, имейте хоть какую-то гордость. А то так и останетесь морально панам сахі і касы.
Я вот считаю, что Денис Дудинский высказал очень хорошую идею. Народу не больно нужна идеалогия, причем любая, у него уже иммунитет, а вот мода - это хороший инструмент. Плакаты на улицах - "Мы беларусы", "Люблю Беларусь" не работают. По мне, так "беларускасці" не хватает попсовости. Слишком уж элитной она стала, ее выбирают, как правило, очень образованные люди. Но верхушка народа - это еще не народ, она может себе позволить пойти против условностей.
Музыки не хватает, да. Литературы тоже, разножанровой (а то у нас много поэтов, а как фантастику или фентези подмахнуть, так только на русском языке).
Работать нужно. И особенно с молодежью - пока ей еще не успели приделать советские уши. И дело не в том, что мы хотим быть националистической элитой - просто нам нужно чуточку больше самосознания. Тогда и с чувством собственного достоинства проблем не будет.
Ирина, Представитель редакции13.05.2010
МГЛУ - это Минский государственный лингвистический университет, если кто не в курсе.IOANA13.05.2010
Я, согласно с Гердой на все 100%. Да возможно помнить кто-ты, и кто были твои предки.Денис, который рассуждает что "белорусы - это по большей части малограмотные жители деревень", очень ошибается ему не хватает самых элементарных знаний. И перед тем как оскорблять весь народ (да пусть не такой большой по- численности как русский) пусть займется повышением своего интеллекта.
Дудинский13.05.2010
p.s. заранее простите, если кто вычитает для себя оскорбления!
Вы не правы, чаще всего я отдыхаю, а вернее погружаюсь с аквалангом, именно на белорусских озерах, да с концертами ооочень часто ездим в глубинку.
В агрогородок не поеду, потому что ничего не смыслю в аграрном или скотоводческом занятии. А ведь мы все считаем, что каждый должен заниматься своим делом, правда?
Не принимайте так близко к сердцу вопрос о белорусском языке. Язык, если он дествительно нужен, сам выкарабкается из небытыя и без всякой помощи государства или культурных веяний (например, у цыган ни школ своих нет, ни литературы практически на языке, а они, глянь, разговаривают на своем, на цыганском. То же самое касается и бурят, и чеченцев, и чукч, и кабардинцев и т. д.). А если языку пришел час кануть в Лету, ничто ему не поможет (вспомните латинский язык - был и вдруг нет его). Да и на других примерах убедились, что никакие искусственные меры не в состоянии дать жизнь языку (вспомним языки ИНО, ЭСПЕРАНТО - кто на них сегодня разговаривает? Никто. А ведь создавались они как самые удобные, легкие и красивые)
Вот уж по-поводу гражданина мира вы частично правы. Все-таки хочется, чтобы тебя ассоциировали с конкретной территорией, возможно с конкретными обрядами, традициями. Англия - лорды, королева, Темза, Шерлок Холмс, Биг Бен, бекон, овсянка, стафордширский терьер и т. д. Практически любую страну можно изобразить подобным и очень длинным списком. А Беларусь? Ведь все так или иначе сталкивались с проблемой объяснения за границей "что такое Беларусь и где это". А хочется, чтобы нас ВОСПРИНИМАЛИ!!! Каждому человеку бывает неловко или неприятно, когда коверкают или высмеивают его фамилию. Тут то же самое.
Дудинский13.05.2010
Я родился в Минске. Мама у меня белорусска, отец - русский, сын военного. МГЛУ - Минский государственный лингвистический университет (иняз)
Дудинский13.05.2010
Денис, который рассуждает что "белорусы - это по большей части малограмотные жители деревень", очень ошибается ему не хватает самых элементарных знаний. И перед тем как оскорблять весь народ (да пусть не такой большой по- численности как русский) пусть займется повышением своего интеллекта.
Да где же это я такое сказал. Почитайте внимательнее. Это образ белорусского человека, сложившийся в литературе, а не выдвигаемый мной. И рассуждать тут нечего, почитайте белорусскую классику. Как раз-таки наоборот, я искренне скорблю что ситуация такова, что нет современной, красивой, стильной, модной литературы, где бы белорусс представал во фраке и в карете. Будьте внимательны, пожалуйста.
Дудинский13.05.2010
Достала эта демагогия - ах, считаешь себя белорусом? а где, скажите, пожалуйста, твой белорусский? А почему в агрогородок не едешь, целину поднимать? И вообще - белорусы - это мужичье невыкопанное, зачем ими быть? Ведь каждый же раз - те же самые аргументы, прям любопытно, откуда же эти уши растут - из советских учебников по истории?
Что это за суждение "белорусы - это по большей части малограмотные жители деревень"? То есть, если белорус из глухой деревеньки получил высшее образование и остался в городе, так он автоматически стал русским, литовцем или евреем? И хватит уже на убогость нации кивать - со времен Купалы и Колоса многое изменилось, имейте хоть какую-то гордость. А то так и останетесь морально панам сахі і касы.
Я вот считаю, что Денис Дудинский высказал очень хорошую идею. Народу не больно нужна идеалогия, причем любая, у него уже иммунитет, а вот мода - это хороший инструмент. Плакаты на улицах - "Мы беларусы", "Люблю Беларусь" не работают. По мне, так "беларускасці" не хватает попсовости. Слишком уж элитной она стала, ее выбирают, как правило, очень образованные люди. Но верхушка народа - это еще не народ, она может себе позволить пойти против условностей.
Музыки не хватает, да. Литературы тоже, разножанровой (а то у нас много поэтов, а как фантастику или фентези подмахнуть, так только на русском языке).
Работать нужно. И особенно с молодежью - пока ей еще не успели приделать советские уши. И дело не в том, что мы хотим быть националистической элитой - просто нам нужно чуточку больше самосознания. Тогда и с чувством собственного достоинства проблем не будет.
Спасибо за поддержку. И все-таки, как мне кажется, практически все, кто тут высказался, несколько перегнули палку. Легче нужно обсуждать такие вопросы, менее язвительно или критично, непринужденнее, что ли, с улыбкой и дружеским похлопываниме по плечу.
Бульбаш13.05.2010
Не согласен. Было бы желание! И упертость. Вспомните об иврите - к началу 20 века это был фактически мертвый язык, на уровне латинского. Евреи говорили на идиш - своеобразном варианте нашей трасянки, только на немецкой основе. Но когда они стали создавать свое государство, строить свою государственность, ощутили себя еврейским народом и начали этим гордиться, они возродили иврит. Насильственным путем! Теперь на нем говорят дети...
Anonymous13.05.2010
Противно, смешно и неудобно! Нашли тоже белоруса -- с типичной физиономией плейбоя, замашками человека мира и непонятными корнями. И такие люди будут бить себя в грудь и ратовать за национальное возрождение! Это, видишь ли, модно! Это прикольно! Ля-ля-ля! Бред сивой кобылы в безлунную ночь!Юлия, редактор портала13.05.2010
2 Anonymous 13.05.2010 Давайте не переходить на личности и, тем более, на внешность! Причем здесь физиономия плейбоя?! Неужели человек с презентабельной внешностью не может быть патриотом?Предлагаю дискутировать по существу. Я, например, во многом с Денисом согласна: сделать белорусское модным - это отличная идея. Особенно, если мы хотим донести ее до молодежи. Действительно, хорошо бы услышать мнение PR-специалиста по поводу, какие практические шаги для этого нужны.
Anonymous14.05.2010
Вы представляете, о чем вы говорите? НАциональная идея не МОЖЕТ априори быть модной или не модной! ОНА или есть или ее нет. А то получается, сегодня эта идея становится брендом, а завтра она выйдет из моды и станет никому не нужной? Молодежь повзрослеет, и найдет что-то более модное?!! Никакие пиарщики не могут раскрутить подобную бредовую идею.Герда14.05.2010
Последнему анониму (люди, вам сложно, что ли, имя подставить - Чак, Чук, Гек, хоть какое-то, а то отвечаешь непонятно какому анониму). Тут даже Дудинский не понял, что IOANA говорила о другом Денисе - том, который первый откомментировал.Вот вы зря, уважаемый Аноним (будем считать, что я вас дружески похлопала по плечу). Да, национальная идея действительно либо есть, либо ее нет. Так вот проблема белорусов это, на мой взгляд, даже не отсутствие национальной идеи, а ее отрицание. И Дудинский говорит о возможном МЕХАНИЗМЕ преодоления барьера в умах людей.
У дизайнеров, кстати, есть понятие моды и понятие стиля. Если первое может быстро умереть, то второе - вне времени. И кстати, удачная мода становится стилем. Да, молодежь взрослеет, но любимую музыку продолжает любить. Может, по инерции и воспоминаний ради, но продолжает. Так и с идеями. Судя по комментриям, которых в избытке в сети, саму идею "Белорусское" белорусы не любят. Не важно, что ими при этом движет - но если заставить их принять эту идею, хоть через моду, будет хорошо. Хотя бы преодолеть отрицание на первом этапе. А там подумаем, куда двигаться.
Олег, Представитель редакции14.05.2010
Хорошо помню вспышку массового интереса к белорусскому языку. Она случилась еще при СССР и без давления, как сверху, так и снизу (т.е.со стороны моды).Причинами ее стали белорусскоязычные творческие прорывы: "Песняры", Короткевич, Быков, несколько театральных пьес, отдельных песен... Вдруг все вокруг осознали, что это действительно высший класс, признанный повсеместно.
После чего творцы косяком обратились к мове, стремительно девальвируя уже ее в глазах обывателя.
Сейчас часто слышу от наших "звезд" попа и рока - будет вам наша песня и на белорусском языке. Но чаще всего речь идет о чем-нибудь заведомо проходном, что делает это свершение важным лишь для исполнителя, его эго и его же пиара. Поэтому всерьез воспринимать эти шаги, как путь к продвижению белорусскости в массы не стоит.
Требуются гениальные произведения литературы, кино, театра. Нужны белорускоязычные хиты, которые и в массовой русскоязычной аудитории будут восприниматься с восторгом.
На мой взгляд, если с этим не повезет, то серьезного шанса не появится. Уж сколько административных мер в защиту украинского языка провело правительство страны Украины, а совсем нет уверенности, что он станет действительно государственным.
Так что хочу пожелать уважаемому Денису и его коллеге Л.Ширину грандиозного творческого вдохновения. И чтобы следующий раз никому в голову не пришло забирать песню для "Евровидения" у Леонида, в пользу москвича, поставившего это дело на конвейер. Ведь если наша белорусская песня будет звучать, например, как шедевр молодых "Песняров", то подобные шаги будут казаться нелепыми.
Нужно не только говорить халва, чтобы стало сладко, но и надеяться, что она появится. А опора на прошлое, даже великое, на мой взгляд, ничего не гарантирует. На всякое историческое событие имеется слишком много противоречивых толкований.
Галина, представитель турбизнеса14.05.2010
Уважаемый Денис,мне кажется, Вы выбрали именно те слова - сделать белорусское модным. Модное - это то, что "витает в воздухе" и кажется красивым. Пусть сегодня, но есть такая мода, которую ввели раз - и навсегда: маленькое черное платье от Шанель или джинсы неизвестно от кого. И "белорусское" - музыка, литературы, кино, сувениры - должно быть лучше, ярче, дизайнески оригинальнее, чтобы победить русское. И это победа не добра над злом, а своего разума над своей абыякавасцю. Мы принимаем большое количество российских туристов - им интересно именно национальное... А у нас его нет - какое видео можно поставить в автобусе, возвращаясь из экскурсии в Гродно? Белорусское искусство современное часто псевдонациональное, пошло эпическое (как памятник Скорине у Национальной библиотеки или предполагаемый кошмар в виде Миндовга на главной площади прелестного Новогрудка). Моду создают дизайнеры, а у нас дизайнеров (искусства, мысли, идей) не подпускают к формированию туристского имиджа страны. И бал правит начальственное "мне так нравится...". Вспоминаю, еще в советские времена кто-то сказал, что почему у Песняров такие плохие костюмы? Дорогие, но абсолютно не идущие им? А ведь наши предки одевались красиво, и у них был вкус, иначе в маленьких деревнях и местечках не появилось бы столько изящных храмов, дворцов, усадеб. Если считать белорусских язык некрасивым - а именно в этом, не признаваясь, причина его отрицания большинством - то надо сравнить его с норвежским или финским, и объективно неизвестно какой выиграет. А еще очень важна любовь. Моя дочь с мужем перешли на белорусский после рождения ребенка - живут в Лондоне. И очень легко я в общении с малышом перешла на белорусский. Не место красит человека, а человек место. Не язык красит человека, а человек язык. И, простите, есть в нас что-то, что отличает белорусов от россиян. И это что-то не самое плохое. Отдадим им русский...
Памяркоуны14.05.2010
Как-то раньше доводилось слышать рекламу по-моему Самсунга, если не ошибаюсь - было сделано очень стильно, привлекало внимание, заставляло задумываться: вот рекламируются какие-то последние технические достижения, какие-то новые остромодные фишки, и вдруг - на белорусском языке... Это было здорово! Потому что до сих пор у нас белорусское ассоциируется с патриархальным, доисторическим каким-то! Нельзя же в самом деле оставаться на уровне рушников, соломенных кукол и Песняров - при всем моем к ним уважении. На дворе - 21 век! Если начнут встречаться молодые бизнесмены в дорогих костюмах и с крутыми мобильниками, говорящие по белорусски, это станет модным! И идею подхватят все!Олег, Представитель редакции14.05.2010
Памяркоуны - если речь про мой пост, то я разумеется, не говорю о том, что нужно сегодня держаться за "Песняров", которые уже лет 20, как в творческом плане умерли. Но о том, что "молодым бизнесменам с крутыми мобильниками" (как раньше молодым секретарям райкомов с крутыми телками) нужна поддержка со стороны творцов, чтобы гордится можно было не только прошлыми достижениями и рекламой белорусского Самсунга, а нынешними свершениями. Чтобы стыдно было в продвинутом обществе не прочитать некой новой книги, или не посмотреть премьерный спектакль.Пример "Песняров" уместен в том плане, что они в лучшие годы приезжали в какую-нибудь Кострому и в осаждаемом толпами почитателей зале, ставили всех на уши белорусскоязычной (!) программой. Да и в минском Дворце спорта давать по 40 концертов подряд при аншлаге - даже для тех времен - фантастика. И при этом, они редко произносили патриотичные речи.
Согласитесь, это не тоже самое, что петь для белорусов на итальянском, эксплуатируя ностальгию по эпохе моды на Тото Кутуньо. Поэтому Д.Д. - это здорово, его творчество на самом деле нужно людям, но для возникновения широкого интереса к мове - этого мало.
P.S. А уж сколь сладострастно ОНТ подчеркивает, что у наших посланцев на Евровидении вся одежда будет от какого-то зловеще выглядящего, но зато московского кутюрье.
В прошлый раз нас призывали гордиться сырками, а теперь зефиром, которым по случаю укормят Норвегию.
Это - практика, а то, что в основном тексте - теория.
Отрицатель14.05.2010
Да...Вот и договорились защитнички моды на белорусское! Конечно, давайте все съедем в Лондоны и будем там шпарить по-белорусски! Патриоты хреновы -- из прекрасного далека легко казаться или притворяться БЕЛОРУСАМИ. Вот как Поздняк -- предводитель оппозиции -- слинял в Америку и оттуда пытается руководить. Тоже патриот! Да и насчет белорусскоязычных бизнесменов с крутыми мобильниками -- явный перебор с фантазией. Поверьте, никогда этого не будет, потому что язык делового общения -- чаще всего английский, даже не русский.Дудинский14.05.2010
А давайте попробуем не ставить знак равно между белорусским языком, белорусской культурой с одной стороны и национальной идеей с другой. Если мы говорим о том, чтобы молодежь, да и народ в целом, потянулись в сторону белорусской мысли, зачем же их тогда отпугивать таким страшным (действительно страшным и очень неповоротливым) сочетанием как "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ". Еще раз повторю - проще нужно, легче и непринужденнее, не ломать голову и не спорить с пеной у рта, а ИНОГДА ЗАДУМЫВАТЬСЯ и ПРЕДЛАГАТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ.И еще. По поводу белорусского языка. Все мы часто видим, как иностранцы, приехав к нам, тоннами скупают кукол из соломки, льняные рушники, деревянные с орнаментом тарелки и т. д. А мы смеемся над ними - вот, мол, дурачье, всяким фуфлом затариваются. Или еще. Иностранец приезжает и диву дается, глядя на наши леса и озера. А мы ему в ответ - ты че, глупый, леса как леса ничего интересного. Дело в том, что мы живем тут и все, что есть вокруг нас нам известно, открыто и приелось давным давно. Мы не удивляемся нашим лесам, мы с сарказмом рассматриваем наши сувениры. Точно так на меня смотрели мои друзья итальянцы, когда в Венеции я купил 10 небольших венецианских потрясающих карнавальных масок - "Зачем тебе, Денис, эта ерунда???!!! А вот у вас в Беларуси сувениры ого-го какие!!!"
То же самое касается и языка. Нам его вливалив уши еще со школы, поэтому он, мягко говоря, и не вызывает у нас восторга, просто приелся, плюс, как я уже говорил, образ белоруса, созданный в литературе - пан сохи и косы... Вот и получается, что белорусскому языку не повезло - и отношение со стороны потенциальных и возможных носителей в основном негативное, плюс плохой пиар. Поверьте, итальянцы или испанцы ничего особенного в своих языках не видят - ни певучести, ни красоты, которая, как кажется стороннему слушателю, в них присутствует. Житель тихоокеанских островов Палау не понимает, отчего это туристы так восхищаются этим райским уголком в стиле "Баунти", который для него всего лишь набивший оскомину кусок земли с тупыми пальмами, неуместными лагунами, крикливыми попугаями и неудобным пляжным песком.
И последнее. Опросите своих друзей, какой предмет у них в школе был нелюбимым. Наряду с прочими они обязательно назовут бел.мову и бел.лит. Если в школе учебный процесс воспринимает белорусский язык как иностранный - пусть и преподает его соответственно, разделив класс на две группы для удобства, с картинками и прочими наглядными пособиями, картами, как мя имеем это в случае с преподаванием иностранных языков в школе. Если же учебный процесс считает, что белорусский язык - родной язык, соответственно и отношение к его преподаванию должно быть таким, с драммкружками, походами в театр, конкурсами чтецов и т. д. Скажу честно, единственный авторы, которые мне в полной мере нравились и до сих я их перечитываю - Янка Мавр, Владимир Короткевич, Николай Матуковский, Василь Быков.
Дудинский14.05.2010
Не казаться и не притворяться, а просто попробовать немного заявить о себе именно как белорусы, а не как русские, какими нас и считают во всем мире. Русскую культуру мы знаем, изучаем, поддерживаем, читаем, почитаем, ассоциируем себя с ней - ОК, не вопрос, это не хорошо и не плохо, это данность; но давайте попробуем плюс к этому принять на себя частичку того, что является неотъемлемой частью этой территории, названия страны, попробуем, не перегибая палку, не переходя на националистические идеи, но при этом и не отторгая того, что есть такое понятие как белорусская культура, история, литература. И вот хотелось бы все-таки впитать в себя часть этой самой белорусскости, просто ради интереса и самообразования, а не ради национальной идеи или высших интересов государственности. Ведь мы же занимаемся спортом, изучаем новые сферы, ходим на курсы, познаем новые технологии. Пусть в этой цепочке какую-то часть займет и белорусская культура и язык.
А по поводу бизнесменов - согласен. Утопия.
Герда14.05.2010
2 Дудинский.Денис, выберите позицию и оставайтесь с ней. Что значит "Опросите друзей, они обязательно не любили в школе белорусский". У меня есть подруга, которая очень любила белорусский в школе. Я, к примеру, все предметы в школе учила на белорусском и это для меня не было проблемой. Хотя да, сам предмет "белорусский язык и литература" не любила, потому что учительница там была неадекватная.
Ваше предложение преподавать белорусский как иностранный - это уже чересчур, предлагая сделать все проще, не нужно впадать в примитивизм. В случае белорусского нужно всегда исходить из того, что он родной. Пусть люди пользуются, каким удобнее, но понимают, что белорусский тоже родной, а не иностранный.И если кто-то от него еще в школе нос воротил - так это проблема конкретного человека и еще, может, его учителя.
Термин "Национальная идея" страшен, бесспорно. Как и термин "патриотизм" и проч. Я бы наложила официальный запрет на их использование в конкретных акциях. Но на уровне обсуждения это просто философское понятие, поэтому его использование допустимо.
Васпан, Представитель турбизнеса15.05.2010
Дискуссия вызвала живой интерес!Одну фразу Дениса поддержу, что некоторая молодёж начинает переходить на беларусский, что очеень радует! Думаю людям которые 40 - 50 лет говорят на русском перейти будет сложнее, чем молодёжи. Поэтому остаётся только ждать и надеятся, что количество задумывающейся молодёжи сегодня станет больше и именно она в будующем и станет опорой для становления беларусского языка. А пока говорим как умеем, главное жить дружно!
Ратмір, Представитель турбизнеса15.05.2010
У сакавіку 2008 году я вырашыў заўсёды, калі будзе такая магчымасць, размаўляць па-беларуску. Да гэтага рашэння я прыйшоў, шукаючы карані цяперашняй расійскай мовы, дайшоў нават да санскрыту ды шумерскага клінапісу, і калі атрымаў больш-менш цэльнае ўяўленне аб развіцці розных моваў, нечакана для сябе высветліў, што бліжэй за ўсё да ўсходнеславянскіх каранёў старажытнай мовы – менавіта беларуская! Пачаў глыбей вывучаць гэтае пытанне, шукаць інфармацыю па тэме, падымаць гістарычныя крыніцы, і стала расці ўва мне адчуванне, што я дакранаюся да нечага роднага, што было схаванае ад мяне. Цяпер жа я адчуваю, нібыта ў мяне з’явіліся карані, якіх раней не было, і я магу цяпер вырасці ў магутнае дрэва!Размова на роднай мове прыносіць мне вельмі шмат задавальнення, я адчуваю сваю сувязь з наваколлем, з прыродай. Як пісаў калісьці Янка Купала,
Мне мудрасці кніжнай не даў бог пазнаці,
Мой бацька не мог даць раскошаў такіх,
Наўчыўся я слоў беларускіх ад маці
І дум беларускіх без школы і кніг.
Ад самай красы маіх дзён невясёлых
Настаўнікам быў беларускі абшар;
Усходы палеткаў і гоманы ў сёлах
Навуку сваю мне прыносілі ў дар.
І нягледзячы на тое, што ў мяне ўсё было наадварот (я скончыў ВНУ, а вось узрасці ў беларускамоўным асяроддзі мне не давялося), я ўсё роўна адчуваю цяпер блізкасць роднай мовы й культуры, яе прыгажосць і выключнасць. Цяпер я ведаю, што будзе займаць значную частку майго вольнага часу – я буду дапамагаць як магу аднаўленню й развіццю беларускае мовы.
Перш за ўсё хацелася б скласці слоўнік сучаснае беларускае мовы, які б даў магчымасць кожнаму дакрануцца да таго скарбу, што застаўся нам ад продкаў.
Калі ў каго з’явіцца жаданне таксама пачаць размаўляць па-беларуску, буду вельмі рады гэтаму. Я спадзяюся, што праз нейкі час у Беларусі стане дзіўна чуць на вуліцах не беларускую, а расійскую й іншыя мовы.
Будзьма годныя нашых продкаў!
Ратмір, Представитель турбизнеса15.05.2010
Дарэчы, што датычыцца "сельскага турызму" - гэта адзна з плыняў, што становіцца "моднай" на Беларусі й па-за яе межамі, і ў гэтым накірунку таксама можна было б разьвівацца. На сайцеWildlife.by зараз ідзе абмеркаваньне канцэптуальнага падыходу да гэтай галіны, які, акрамя іншага, мог бы ўключаць у сябе й нацыянальны фактар
На нашай "Сядзібе І-го-го" і я, і Эльга ўвесь час размаўляем на беларускай мове, у тым ліку й з турыстамі, і не было яшчэ выпадку, каб гэта камусьці не спадабалася
Да таго ж у нас з сябрамі ёсьць свой музычны гурт "Хортіца", і значная частка нашых песень гучыць як раз на роднай мове
Падагульняючы ўсё гэта, я б сказаў так: Беларусь жыве ў сэрдцах людзей, калі яны адчынены й адчуваюць сувязь з гэтай зямлёй і яе гісторыяй. Быць беларусам зараз - цікава й нават модна, але часам ня проста (яшчэ жывы старыя стэрыатыпы, аб якіх тут ужо йшла гаворка). У любым выпадку гэта нельга "насадзіць зьверху", можна толькі стварыць такія ўмовы, калі людзі адчуюць - блін, дык гэта ж так выдатна!
Будзьма разам, будзьма беларусамі!
Anonymous15.05.2010
Дудинский уже только потому молодец, что задумывается о таких вещах, как национальное самоосознание - хоть и на лайт уровне. Не о том, как больше заработать, не о том, что еще купить - о том, чтобы почувствовать в себе белоруса. И за это ему респект и уважуха. А об остальном можно споритьAnonymous17.05.2010
Денис, выберите позицию и оставайтесь с ней. Что значит "Опросите друзей, они обязательно не любили в школе белорусский". У меня есть подруга, которая очень любила белорусский в школе. Я, к примеру, все предметы в школе учила на белорусском и это для меня не было проблемой. Хотя да, сам предмет "белорусский язык и литература" не любила, потому что учительница там была неадекватная.
Ваше предложение преподавать белорусский как иностранный - это уже чересчур, предлагая сделать все проще, не нужно впадать в примитивизм.
Мне кажется, моя позиция предельно понятна. Не буду ее еще раз озвучивать. Просто перечитайте прежние посты.
Да и у меня есть знакомые, которым нравился предмет "бел.лит и бел.яз", но это, скорее, исключение. Я провел опрос. Попросил назвать три самых нелюбимых предмета. Обратился к своим коллегам, приятелям, друзьям. Все получилось для ровного счета 30 человек. Так вот. Белорусская тема (то есть или язык или литература или и то и другое вместе, но чаще все-таки именно язык) оказалась в списке самых нелюбимых школьных предметов у 22 человек наряду с химией. Все-таки у большинства школьников и прошлых лет и сегодняшних учеников отношение к этим предмет даже не нейтральное, а резко отрицательное.
А может как раз-таки и нужно ввести в преподавание белорусского языка на начальных этапах, в первых классах элемент преподавания иностранного с точки зрения методики, то есть язык превращается не в нудное зубрение правил, а в своеобразную игру. И это вовсе не примитивизм, а, наоборот, сложный процесс, который требует совершенно иного подхода.
Герда17.05.2010
Я уже высказала свое мнение по поводу преподавания в начальной школе белорусского как иностранного.У меня оно резко отрицательное. Но, может, я уже каким-то образом отстала от жизни и прогрессивного мышления и остальные участники дискуссии солидарны с господином Дудинским? Интересно послушать остальных, раз мы свои стороны уже приняли.Без комплексов17.05.2010
Где-то я с Денисом согласен. Осознание себя белорусом - это не только язык. Америка говорит на английском (а половина населения и не говорит), что не мешает всем им быть великими патриотами своей страны. Мне кажется, весь вопрос - в способности гордиться собой - страной, своей принадлежностью к нации, тем, что имеешь. Именно этого нам не хватает - мы всегда приниженны, всегда предпочитаем говорить о том, что у нас и в нас плохого. Наверное, это дело воспитания. Надо с детства детям рассказывать о том, как это почетно - быть белорусом! Только кто им это расскажет? Если сами взрослые так не думаютМалец17.05.2010
Во-первых, Денис очень четко очертил вакуум самосознания, который присутствует в подавляющем большинстве белорусов. Проблема здесь не только в нашем менталитете (абыякавасць да жыцця, усеагульная млявасць) но, к большому сожалению, отсутствие необходимых институтов государства. То, что министр культуры пытается говорить на роднай мове, вовсе не означает, что общество воспринимает ее как свою. Глава Белтелерадиокомпании Зимовский открыто признал, что в нашей стране нет идеологии, за что и получил по шапке от главы государства на ежегодном послании к народу. Хотя проблема общенародная, ее нельзя решить без тонких механизмов со стороны государства. Этого не наблюдаеться, и развивать дискуссию, на мой взгляд, нет смысла, хотя бы в силу того же нашего менталитета. И вообще тема языка очень тонкая и многогранная. Приведу пример из своей жизни. После окончания школы в деревне я поступил в Мозырский политехнический техникум. Учеба в техникуме началась для меня совсем невесело. Как сейчас помню первый урок (пару) по высшей математике. В аудиторий было человек 30-35. Чтобы немного вспомнить школьный материал, учительница предложила решить несколько примеров у доски. Выбор остановился на фамилии Малец. Я подошел к доске и взял мел.─ Записывай,─ говорила учительница, глядя в учебник,─ в числителе…(далее называла число), в знаменателе…
─ Я не понимаю,─ прервал я ее речь.
─ Чего Вы не понимаете?─ повернувшись ко мне, продолжала она.
Я не знал, чего от меня хотят. Знать, что “числитель” ─ это “ лiчнiк ”, а “знаменатель” ─ это “ назоунiк ” тогда я просто не мог, потому что математику изучал на белорусском языке. По аудитории, где находились выпускники городских школ, пошел дружный смех.
Во-вторых, Денис Дудинский в данном случае неслучайная личность. Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба у розных краях пабываць… Вот он и признается: «Мне хочется видеть дорогую, качественную, разработанную дизайнерами одежду с белорусским орнаментом – и я первый буду ее носить». Помню, как однажды я нашел в бабушкином шкафу льняную рубаху с вышивкой. Бабушке моей 85. Живет она в той же деревне, где родился и вырос я. Когда я вышел в рубахе на улицу в той же деревне, то никто толком и не подумал, что этой рубахе больше сорока лет. Все думали, что это последний писк. Во как!
В-третих, Денис Дудинский сам напросился на критику «в агрогородок не поеду, потому что ничего не смыслю в аграрном или скотоводческом занятии». Денис, приезжайте в агрогородок Буйновичи, Лельчицкий район. В агрогородке нет молочных ферм, тракторных станций. Есть евроремонт школы, магазина. Построен банно-прачечный комбинат и амбулатория. И дом культуры в ДВА ЭТАЖА. Денис, найдется и для вас работа. Вы утверждаете «да с концертами ооочень часто ездим в глубинку». Но ведь глубинка это не только райцентр, но и «проселки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил». Часто вспоминали Песняры. Но ведь Мулявин не заказывал белорусские тексты, а ехал сам в глубинку. В самую глубинку, к бабушке Марфе. О чем все это я? Быть белорусом станет модным не тогда, когда за работу по созданию его имиджа возьмутся профессионалы: модельеры, композиторы, авторы текстов, дизайнеры, а тогда, когда эту моду (стиль), если так можно назвать, будет воспринимать большинство населения нашей страны. А этого можно достичь только через наши корни. И если все дороги ведут в столицу, то все корни лежат в глубинке. Возвращаться нужно. Денис, приезжайте в Буйновичи! Помните Рыгора Барадулiна:
Трэба дома бываць часцей,
Трэба дома бываць не госцем,
Каб душою не ачарсцвець,
Каб не страціць святое штосьці.
lazy18.05.2010
Чакаем на выступы праекту "Ў" (:Anonymous18.05.2010
Кого ждете? Дудинского? Или Мальца?Дудинский18.05.2010
2 МАЛЕЦЕздим, ездили и будем ездить. И с друзьями на машине - очень здорово за неделю Беларусь по периметру объездить, фотографируя людей, руины, кладбища, избы. Или, закинув в багажник аквланги, перенырять в озерах, например, Брестской области. Да и с группой как минимум два-три раза в месяц выезжаем попеть-повеселить-пообщаться. И вот как раз-таки прачечная, евроремонт и прочие блага цивилизации не то чтобы уж очень были интересны
2 ГЕРДА
ГЕРДААААААА!!!!
Дудинский18.05.2010
Уж будьте добры, приглашайте. Во всяком случае встретимся на фестивале белорусскоязычной рекламы.
Герда18.05.2010
2 ДудинскийПриемы? Какие? Картинки со словами? Вроде, букварь уже есть.
Не в этом проблема, Денис. Хороший учитель и со старыми методиками справится. Но, боюсь, сейчас учительская зарплата такова, что большинство предпочитает просто не париться. У меня довольно много знакомых, которые поступили в пед просто потому, что поступить куда-то в другое место у них не было шансов. Так что эту вертикаль я бы лучше вообще не трогала - скверный учитель таким и останется, хоть 20 методик ему придумай. По-моему больше шансов заинтересовать молодежь напрямую.
Неабыякавая18.05.2010
Я вось падтрымлiваю Герду, для мяне родная мова нiколi не была нялюбай, а бел.лiтаратуру вельмi любiла, магчыма таму, што мой клас быў беларускамоўным і ўсе прадметы ў нас былі на роднай мове. І дачка мая зараз ходзiць у беларускамоўную гімназію, дзе з пачатковай школы навучаюць на беларускай мове. Я лічу, што ва ўсіх школах так павінна быць, а не толькі ў сельскіх ды невялікай колькасці ў горадзе. Якая ў нас будзе моладзь ў адносінах да беларускай мовы і культуры, калі сапраўды беларуская мова выкладаецца ў большасці школ як іншамоўная - 2 разы ў тыдзень, а біялогія, матэматыка і г.д выкладаюцца на рускай?ЮНа, промо-группа ВЮ19.05.2010
Денис, очень хорошо, что Вы подняли такой вопрос. качественные белорусские тексты будут Вам только в плюс. мы готовы помочь. сами столкнулись с проблемой имиджа белорусского творца, белорусскоязычного писателя, музыканта, художника. насчет модной одежды --есть замечательный дизайнер Светлана Длатовская, которая шьет на современный лад из традиционных материалов и с интересным орнаментом. если хотите, могу прислать фото ее одежды.ЮНа, промо-группа ВЮ19.05.2010
кстати, приходите завтра на концерт белорусской авторской музыкиhttp://www.chatoff.by/news/show/&id=29
Anonymous20.05.2010
Устал Денис, больше говорить не хочетДудинский20.05.2010
Хочу, хочу, просто я не компьютерный человек и к компьютеру имею доступ только на работе, а на рабочем месте не всегда есть возможность заниматься не работой.
Присылайте на адрес - dudik@tut.by, ddoudinski@mail.ru. Да, есть у нас несколько точек, где можно найти действительно классную, эксклюзивную белорусскую одежду. Одна из них в Витебске, называется "Рада" - вот где все по высшему разряду. Каждый раз, когда попадаю в Витебск, обязательно туда захожу.
Приемы? Какие? Картинки со словами? Вроде, букварь уже есть.
Не в этом проблема, Денис. Хороший учитель и со старыми методиками справится. Но, боюсь, сейчас учительская зарплата такова, что большинство предпочитает просто не париться. У меня довольно много знакомых, которые поступили в пед просто потому, что поступить куда-то в другое место у них не было шансов. Так что эту вертикаль я бы лучше вообще не трогала - скверный учитель таким и останется, хоть 20 методик ему придумай. По-моему больше шансов заинтересовать молодежь напрямую.
Боюсь, вы во многом правы...
Ну, такие вопросы можно уже относить к разряду риторических, то есть не требующих ответа, а существующих сами по себе для привлечения внимания. Сколько себя помню, всегда наши люди в той или иной степени задавались такими вопросами - как бы сделать наши школы полностью белоруссифицированными, как привить молодежи любовь к белорусской речи, и много таких еще "как". Многих такая категоричная постановка вопросов отпугивала и от людей, ставящих такие вопросы, и от белорусского языка в целом.
Отношения у общества и белорусского языка должны быть сродни отношениям двух любовников - он и она, где он - это белорусский язык, литература и белорусская культура вообще, а она - это общество, причем пока еще не познавшее "его", то есть невинное и познавшее. Другими словами, проникновение белорусского языка в общество должно быть нежным, медленным, без каких-либо националистических толчков и резких движений; красивые белорусские слова говорить нужно тихонько, нежно, ласково, на самое ушко народу, а не кричать так, что соседи возмущаются (Россия, Литва, Украина). И после каждого такого акта необходимо еще какое-то время побыть вместе, полежать обнявшись, поговорить, покурить, выпить по бокалу вина, а не так, что впрыснул свою национальную идею всея белоруссизации, махнул на прощание и ушел.
ТЧК20.05.2010
Честно признаюсь, все комментарии выше последнего были просмотрены по диагонали по причине занудности и бессмысленности сотрясания воздуха очередными банальностями и риторическими вопросами. Уж извинитеПо поводу последнего комментария: Денис, БРАВО!!! Гениальная метафора! Все комментарии ниже, включая собственный, излишни
Daria22.05.2010
Простите, но вопрос не по теме. Денис, а какие у вас еще увлечения кроме дайвинга?Дудинский25.05.2010
По поводу последнего комментария: Денис, БРАВО!!! Гениальная метафора! Все комментарии ниже, включая собственный, излишни
Ну прежде всего, надо сказать, что все обсуждения (и не имеет значения - каков объект того или иного обсуждения) всегда в той или иной степени занудны и бесмысленны. Это элементарный обмен мнениями, не ведущий ни к какому конкретному выводу, люди рассуждают, мыслят, а следовательно, существуют. А это главное!
Дудинский25.05.2010
Увлечений-то много, но основные - дайвинг, верховаия езда и самое главное - скалолазание.
AnonymousНадежда02.06.2010
Все психи считают себя в отрыве от земного.Опрокинули совок,куда попала совковая элита?Аналогий много среди разных народов.Человек везде одинаков,когда жрать хочет.Читайте Григория Климова!