Отдел информации
Проблемы в туризме

Как развивается ситуация с аннулированными билетами «Белавиа» и почему она возникла

"У авиакомпании нет договоров с турецкой компанией IATI".

«Белавиа» аннулировала билеты, которые пассажиры купили через сайт aerobilet.ru, принадлежащий турецкому агентству — компании IATI. Пострадавших — около 4 тысяч пассажиров, упущенную выгоду авиакомпания оценивает в 1 млн долларов. Представитель минского офиса компании IATI Инна Конюхова рассказала TUT.BY, что турагентства, которые оформляли билеты через систему IATI, не пострадали: «Мы вернули деньги за аннулированные места, потому что были случаи, когда билет был подтвержден, но „Белавиа“ отказывала пассажиру в посадке на рейс. Или пассажир прошел регистрацию в аэропорту, а его прямо с самолета сняли».

Как отмечал на пресс-конференции в Минске гендиректор «Белавиа» Анатолий Гусаров, у авиакомпании нет договоров ни с турецкой компанией IATI, ни с их дочерними компаниями, среди которых сервис по продаже билетов aerobilet.ru. Сотрудничество проходило через Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA) — это международный регулятор в области воздушных перевозок. Порядок расчета таков: в следующем месяце компания перечисляет перевозчику деньги за выкупленные билеты. Однако «Белавиа», как и другие авиакомпании по всему миру, два месяца назад перестала получать деньги от IATI. Часть пассажиров по «выкупленным» таким образом билетам улетела без оплаты. Однако долги IATI росли, и Международная ассоциация воздушного транспорта приняла решение об отключении турецкой компании от систем бронирования. Долг, по данным Ассоциации, превышает 50 млн долларов, а банковские гарантии составляют около 23 млн.

— Российская структура IATI перестала перечислять деньги IATA, — пояснял Гусаров. — Слишком большие суммы. Пострадали компании по всему миру. 25 октября IATA собирала в Стамбуле представителей потерпевших авиакомпаний. Окончательного решения или механизма, как поступать, пока не принято. Каждая авиакомпания действует исходя из законодательства своей страны и объема потерь. Какая-то часть этих сумм будет погашена за счет банковских гарантий, которые IATI имеет перед IATA, но эта сумма — меньше половины от общих потерь.

Причиной возникшей проблемы называют и то, что 16 октября международная ассоциация воздушного транспорта перешла на новую систему платежей New Gen ISS. Согласно новым правилам, IATI должна была до этого дня выплатить сумму долга. В противном случае ей должны были закрыть доступ к системе бронирования, что в итоге и произошло.

В это же время возникли слухи о банкротстве IATI: Международная ассоциация воздушного транспорта, IATA, разослала авиакомпаниям-партнёрам заявление о приостановке работы IATI, где сообщается о невыплаченном долге компании.

iati-IATA.jpg

Фото www.turizmgazetesi.com

На следующий день после заявления IATI заявила: информация о дефолте, распространенная рядом турецких СМИ, является ложной, компания продолжает свою коммерческую деятельность без каких-либо проблем, а задержка с оплатой была вызвана техническим сбоем.

TourDom.ru сообщает, что в пресс-релизе компании говорится: «Данные изменения противоречат текущим коммерческим взаимоотношениям и характеру деловых отношений между сторонами. Однако решение IATA по данному вопросу, к сожалению, остались без изменений. IATI Турция не согласна принять эти односторонние требования IATA, которые нарушают действующий договор, подписанный с нашей компанией, и существенно влияют на динамику наших коммерческих взаимоотношений. В связи с этим по данному вопросу нами был инициирован судебный процесс, по окончании которого будет дана оценка правомерности внесённых изменений, повлекших за собой случившееся. Данные изменения со стороны IATA касаются не только компании IATI, но и всей мировой индустрии продаж авиаперевозок в целом».

В сообщении уточняется, что данный процесс затрагивает только офис IATI Турция, касается исключительно взаимоотношений IATI и IATA в Турции – он никак не отразится на деятельности других сервисов, представленных в системе IATI и работе офисов группы компаний IATI в целом.

Крайним сроком для урегулирования задолженности IATA объявила 12 ноября 2019 — за три рабочих дня до завершения действий банковских гарантий IATI. В случае, если компания не погасит долги, IATA получит право на инкассацию ее средств, сообщает www.worldtravelbiz.ru

На вопрос, какие потери могла понести «Белавиа», Анатолий Гусаров заявил: «около 1 млн долларов, пострадавших — около 4 тысяч пассажиров». Часть из них успели пролететь по билетам, деньги за которые «Белавиа» так и не получила, речь идет о рейсах с 17 сентября по 17 октября этого года. Далее было принято решение аннулировать «выкупленные» билеты, поскольку до авиакомпании эти деньги так и не дошли. Теперь пассажирам предлагают купить повторно те же билеты по самым низким тарифам, а также выдают подтверждение в банк, что по предыдущему платежу услуга не была оказана.

Похожая проблема была в прошлом году в России, когда разорилось одно из крупнейших агентств по продаже авиабилетов — компания Sindbad, которая ежемесячно продавала около 200 тысяч билетов, объем долговых обязательств оценивался в 10 млн долларов. Примечательно, что в последние месяцы работы агентство продавало билеты с большими скидками.

Сервис Aerobilet.ru тоже продавал билеты по самой выгодной цене, что позволяло ему попадать в верхние строчки поисковых систем.

Количество пострадавших и белорусских, и иностранных пассажиров идет на тысячи. Вероятнее всего, речь идет о туристах, которые сами, без посредников, покупали билеты. Туристические агентства, оформившие билеты для своих пассажиров через систему IATI, и их клиенты не пострадали, заявила TUT.BY директор минского офиса IATI Инна Конюхова:

— Мы оказываем услуги по внесению информации в систему бронирования IATI. Сотрудники белорусского офиса лично, вручную проверили все рейсы «Белавиа» и произвели возврат средств. Таких билетов было около 20. Мы продолжаем работать, ищем новые пути, как дальше будет работать система. Трудности возникли, но никто не обанкротился. Мы вернули деньги за аннулированные места, потому что были случаи, когда билет был подтвержден, но «Белавиа» отказывала пассажиру в посадке на рейс. Или пассажир прошел регистрацию в аэропорту, а его прямо с самолета сняли. Никто из авиакомпаний больше так не делал, все летают, и всех на рейсы сажают, все хорошо. Мы же бронируем и другие авиакомпании. Никто места не аннулировал, не заставлял пассажиров дважды перечислять деньги за те же билеты.

По словам Инны Конюховой, позже компания будет готова дать более подробный комментарий о сложившейся ситуации.

Фото на обложке: TUT.BY

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen