Отдел информации
Это только одна из тенденций мирового турбизнеса, о которой теперь тревожно размышляют представители белорусских фирм, вернувшиеся недавно из Берлина, после посещения одной из самых важных международных туристических бирж – ITB-2010. Технологии стремительно идут на смену неспешному качественному сервису... Действительно, есть о чем подумать, и в первую очередь – туроператорам. Впрочем, показательных моментов в ходе берлинской биржи было много.
Дмитрий Платков, директор компании «ВЛП» – «Ваше лучшее путешествие»:
– В первую очередь, поразили размахом и шиком залы, посвященные различным системам бронирования и в целом – IT-технологиям в турбизнесе. Buking.сом, Hotel.eu, Gulliver, Youtravel, Hotelbeds и другие системы бронирования были представлены просто шикарно. То есть, собственно говоря, это и есть те самые конкурирующие структуры, из-за которых сегодня уже начинают «рыдать» операторы. Я регистрировался и входил на биржу со стороны конгресс-центра, и первыми увидел и прошел именно через залы «конкурентов». А затем прошел по залам, где представлены туроператоры. Контраст потрясающий! Если в первом случае – энергетика, живость, размах, то на туроператорских стендах – какое-то общее уныние, потухшие взгляды. Конечно, все подготовлено, все красиво, все, как всегда, весьма достойно. Если судить по каталогам, то общая масса традиционного турбизнеса, то есть количество туристических фирм на нынешней берлинской бирже даже увеличилось. Но сама энергетика… Очевидно, что спад в туризме пока продолжается, настроение операторов отнюдь не блещет оптимизмом. При этом надо отметить, что очень ярко были представлены «третьи страны»: островные государства, курорты Южной Америки. Честно говоря, по-хорошему поразили поляки. Они арендовали целый холл. Польские стенды, презентации были подготовлены идеально – европейская подача материала, отличный вкус. Теперь мне понятно, у кого нам надо учиться и что такое раскрутка страны. Кстати, в Берлине были представлены все республики, некогда входившие в СССР, кроме… Беларуси. Но меня лично поразил не этот факт – я, конечно, знал, что белорусского стенда в Берлине не будет. Меня поразило, что в Германии нас еще кое-как идентифицируют как Weissrussland, но слово Беларусь никому ничего не говорит. В общем, получается, что такой страны нет не только на выставке, но и в мире!
Марина Кондрашова, директор компании «Вокруг Света»:
-- Что касается контрактов по въездному сегменту на нынешний год, то вся работа, в основном, была проделана еще в ноябре на Лондонской бирже. В Берлин операторы едут для того, чтобы еще раз пообщаться с партнерами, обсудить какие-то частности, внести мелкие коррективы, поговорить о новинках, тенденциях. В целом, анализируя договоренности, могу сказать, что групповых туров в Беларусь на 2010 год у нас забронировано европейскими партнерами больше, чем в прошлом сезоне, некоторые серии проданы аж до конца сентября. Впрочем, посмотрим, как будет развиваться сезон. Что касается Берлинской биржи, то, действительно, было достаточно много пустых мест. Пустые места на выставке обозначаются желтыми ковриками, было такое желтое пятно на месте, где обычно находится белорусская экспозиция. Стенды России были огромны, но на них царила тишина. Настроение отнюдь не радужное. Российские операторы сетуют на засилье турецкого турбизнеса, замечают, что национальных операторов в стране, по сути, и нет. При этом очень активно усиливается борьба на российском рынке, пугающей тенденцией стали жесткие конкурентные войны. Основной мотив биржи – в туризме погоду делают современные IT-технологии. Было представлено огромное количество новинок, в том числе в сфере программного обеспечения, новейшего оборудования, систем бронирования – для агентов, для потребителей. У TUI теперь можно забронировать готовый турпакет, отправив «смску» по мобильнику. Далее всех в технологиях, конечно, шагнули авиакомпании и порты. Такое ощущение, что авиакомпании в принципе уходят на бронирование через мобильные телефоны. Можно сказать, что это они и показали соответствующую моду. Не удивительно, что одни из самых шикарных залов и стендов на ITB принадлежали именно аэропортам. И оформлены они были в духе времени, например, демонстрировались стойки быстрой регистрации. В целом, главный контекст Берлинской биржи – новые формы продаж в туризме. Словно само время говорит операторам – ищите новые способы работы, иначе останетесь за бортом!
P.S. В эти дни в России проходят также две важные для белорусского турбизнеса выставки – «Интурмаркет» и MITT. Об их итогах для наших операторов и общей обстановке на различных рынках мы поговорим в следующем номере. Однако, думается, что различные IT-проекты и новые технологии как главные тенденции турбизнеса, также не обойдут стороной эти два важных мероприятия. По крайней мере, один из крупнейших российских операторов «Натали Турс» в эти выставочные дни заявил о своем входе в туристический интернет-бизнес. Туроператор стал инвестором интернет-проекта Tourix Holidays. При этом, как уточнил глава «Натали Турс» Владимир Воробьев, «компания не будет продавать через этот проект свои туры, у «Натали Турс» нет задачи создавать новый канал дистрибуции, речь идет о самостоятельном интернет-бизнесе, его цель – охватить растущую прослойку клиентов, которые принципиально организуют свой отдых самостоятельно, минуя турфирмы». Добавим, что проект претендует на 20–25% российского рынка онлайн-продаж туруслуг. Этот шаг, безусловно, отнюдь не простой тактический ход в угоду веяниям времени. Он означает, по сути, новый виток в схемах работы операторов на одном из самых больших мировых рынков. Показательно, что первым этот шаг сделал математик по образованию Владимир Воробьев. Не подлежит сомнению, что и другие крупные операторы не останутся в стороне от общего процесса и будут выходить на рынок с соответствующими проектами. Похоже, в будущем продвинутого туриста ждут не только прелести отпуска и красоты природы, но и «гонка технологий».