Татьяна ЧУДАК
«Звездой» среди направлений, представленных на весенней туристической ярмарке, вне всяких сомнений вновь оказалась Турция. Пусть снисходительно отзываться о качестве турецкого турпродукта стало своеобразным правилом хорошего тона, она продолжает демонстрировать чудеса туристической акробатики, заканчивая кризисный год с положительным сальдо, выступает главным партнером крупнейшего события международного масштаба ITB Berlin 2010 и освежает имидж, смещая акценты с доступного пляжного отдыха на творческий потенциал страны в целом.
Количество презентаций и семинаров, состоявшихся во время выставки «Отдых-2010» и посвященных турецким курортам, однозначно свидетельствует: турецкие программы и в этом сезоне будут делать погоду на белорусском туристическом рынке. И погода эта, похоже, будет отнюдь не безоблачной. Cвои планы только на выставке озвучили: традиционно «АлатанТур» и «ЦентрКурорт», впервые – Coral Travel, «МАТЭП-90» от лица Anex-tour, украинский «Туртэсс Трэвел» совместно с российским «Мостравэл», за которым, между прочим, стоит концерн TUI, а точнее «TUI Россия и СНГ». Скромно остался в стороне от публичных заявлений «Пегас Туристик», который занимает собственную нишу на турецком направлении, а TEZ TOUR также привычно делился с агентствами технологиями продаж за пределами выставочных павильонов «Белэкспо». Одним словом, даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы понять: интерес к Турции не ослабевает не только у поклонников all inclusive, но и у тех, кто предпочитает на турецких курортах не тратить, а зарабатывать. Чем же обернется этот неослабевающий несмотря ни на что многогранный интерес в предстоящем сезоне?
Первое предположение напрашивается само собой – боями на поле цены различной степени тяжести. Калибр игроков, как уже присутствующих, так и только вступивших на белорусский рынок, значительно повышает вероятность того, что многие из них могут позволить себе сыграть на понижении стоимости туров, что, безусловно, приятно для конечного потребителя. Впрочем, не только заманчивой ценой собираются брать крепость клиентского спроса генералы турецкого направления, у которых в арсенале также припасены и новые программы. И если гольф-туры в Белек или услуга по сопровождению покупки недвижимости на турецких курортах от «Туртэсс Трэвел» вряд ли можно назвать «оружием массового поражения», то специальные предложения для семейного отдыха внесут приятное оживление в борьбу за белорусского туриста. Специалисты утверждают, что даже во времена тотальной экономии родители едва ли захотят сократить расходы на отдых любимых отпрысков. Так что достойную конкуренцию друг другу вполне смогут составить, к примеру, две новинки: детский клуб «Тукан» для подрастающих туристов в возрасте от 4 до 9 и от 9 до 13 лет («Туртэсс Трэвел» и «Мострэвел») и Sun Family Club для семей с детьми от 0 до 16 лет (Coral Travel).
Стоит отметить, что все вышеизложенное справедливо в первую очередь для средиземноморского региона Антальи, самого лакомого кусочка турецкого пирога, и для туристов, и для туристических компаний. Конечно, анталийские курорты не «резиновые», но достаточно эластичные для того, чтобы разместить всех желающих. Эксперты отмечают, что множество курортов с их разнообразной отельной базой позволяет год от года довольно мирно сосуществовать компаниям различных весовых категорий без ущерба стабильности рынка. Что касается региона Кушадасов, где сосредоточен основной интерес именно белорусских туроператоров, то здесь ситуация намного жестче.
Во-первых, инфраструктура побережья Эгейского моря в районе Кушадасов не в силах соперничать со средиземноморскими курортами по количеству отелей, да и самих курортных городов и поселков в Анталье несравнимо больше. Это означает, что операторы, работающие в этом регионе, предлагают туристам различные варианты размещения, иногда вообще не пересекаясь в курортных сферах влияния. На кушадасском направлении, наоборот, год за годом конкурентная борьба разворачивается вокруг одних и тех же гостиниц. Возможно, ситуация изменится, когда здесь появится отдельная курортная зона с центром в Оздере. По крайней мере, такие планы озвучил в Минске директор турецкой принимающей компании TTA Travel Эрхан Кахраман. Однако произойдет это не раньше следующего года, а в этом сезоне единственная новинка в Кушадасах – отель Grand Belish 4*, который будет принимать туристов свой первый сезон. Так что независимо от прогнозов синоптиков, лето в регионе с мягким климатом обещает быть весьма жарким.
Во-вторых, положение усугубляется еще и тем, что к началу сезона специалисты отмечают неоправданно большое количество рейсов в Измир. Напомним, что в прошлом году некоторым компаниям в середине сезона пришлось оперативно пересмотреть свои планы и отказаться от одного рейса. В этом году на такой шаг готовы пойти фирмы, консолидировано загружающие один из измирских рейсов. Не стоит забывать, что начиная с 28 мая в Измир три раза в неделю будет отправлять туристов TEZ TOUR, и никто не берется предсказывать, как долго смогут уживаться на одном направлении операторы с разным запасом прочности. По оценкам экспертов, белорусские компании закончили 2009 год с сокращением прибыли примерно на 25%. Если и в этом году результат окажется столь неутешительным, для многих из них он будет означать безоговорочную капитуляцию в статусе оператора.
А что туристы? Разумеется, их совсем не интересуют боевые действия конкурирующих фирм, исключительно – их результат, т.е. бесконечное разнообразие выбора и низкие цены. Судя по всему, и того, и другого в приближающемся сезоне будет предостаточно. Сложно представить туриста, который откажется дешево отдохнуть в безвизовой стране с приятным климатом, приемлемыми отелями, удобной системой all inclusive, богатой экскурсионной программой и дополнительными бонусами в виде специальных семейных программ. Именно эти козыри позволят Турции без труда взять заявленную планку по приему в 2010 году 28 млн туристов. Кому из компаний достанется больше всех турецких сладостей, а кто вообще останется без сладкого, узнаем, по традиции, в конце сезона.