Если для белорусских болельщиков футбольные страсти на время улеглись, то для работников туристических фирм, принимавших фанатов из Англии, они все еще продолжаются. В настоящий момент сотрудники туркомпаний сверяют документы оплаты с британскими партнерами, пишут отчеты о проделанной работе и подводят общий итог состоявшемуся мероприятию. О "футбольном" туризме нашему изданию рассказала Марина КОНДРАШОВА, директор компании "Вокруг света", принявшей более тысячи болельщиков из Туманного Альбиона.
- Марина, такой внушительный десант болельщиков вы принимали впервые?
- Нет, несколько лет назад в Минск уже приезжала довольно многочисленная "делегация" футбольных фанатов из Европы. Тогда это были болельщики из Шотландии.
- С какими проблемами столкнулись тогда и сейчас?
- Мы - все, кто занимается приемом, уже устали повторять: у нас не хватает экономичного расселения. Поэтому основная проблема - это отсутствие гостиничных мест. Вторая - не проблема, но вопрос, который всегда возникает при работе с европейскими туристами, - это документы для визы. Порой мы сталкиваемся с тем, что люди просто не понимают, что для въезда в Беларусь нужна виза. Западные туристы несерьезно относятся к тому, что это связано с рядом процедур, которые необходимо соблюсти. А так как это был приезд большой группы болельщиков, нам нужно было оказать значительное число визовых поддержек. Причем начали мы это делать до того, как упростилась процедура оформления ваучера, а закончили уже после принятия решения об изменении порядка подаваемых в посольство документов. Что ж, главное - то, что в итоге громадной работы с документами все прошло хорошо: все, кто обратился в посольство или в консульский пункт в Национальном аэропорту по прилете, получили белорусские визы. Но на будущее, думаю, нам стоит поразмышлять над "украинским" вариантом отмены виз для Европы в одностороннем порядке. Ведь благодаря этому страна гарантированно получает всплеск интереса. Так что наша "задача на завтра" - дальнейшее упрощение визовых документов, создание условий для появления экономичных перевозок и, конечно, построение туристической инфраструктуры и расширение гостиничного фонда.
- Мы говорим о том, что английским болельщикам не хватило гостиниц, но ведь когда приезжали шотландцы, в столице не было ни "Европы", ни Crowne Plaza, ни "Виктории". Получается, что новые комплексы проблему не решили?
- Надо понимать, что основная масса болельщиков - это люди, ориентирующиеся на бюджетные туры. Конечно, англичане жили и в "Европе", и в Crowne Plaza. Но - это ограниченное число людей. Например, в Crowne Plaza жили спонсоры английской сборной. То есть это далеко не обычные фанаты. Болельщики же в первую очередь поселились в экономичных гостиницах. Так, "Октябрьская", а также "Беларусь", "Орбита" и "Планета" были у нас загружены полностью. Кроме того, меня лично очень удивил тот факт, что в это же самое время в городе проходил еще ряд различных международных мероприятий. Не знаю, кто у нас занимается версткой графика выставок, но он явно не учел этого обстоятельства. А это по меньшей мере странно. Ведь о том, что в городе состоится отборочный матч чемпионата мира по футболу, было известно более чем за полгода! Мне кажется, за это время можно было как-то откорректировать план городских мероприятий. А так получилось, что вместе с футболом в городе проходили две крупные выставки. На них тоже приехало большое количество участников. Так что Минск в этот раз работал на пределе своих возможностей, а бедные туристы с большим трудом смогли найти себе места в гостиницах. Признаться, за две недели до событий ситуация была просто невыносимая. Наши партнеры просто оборвали телефон: "Что у вас в городе происходит? Нигде нет мест! Помогите, дайте хоть что-нибудь". Конечно, путем хитрых манипуляций (где-то кто-то отменился) нам удавалось вместо английского болельщика заселить россиянина, который едет на выставку. Тем не менее, будь у нас больше гостиничных мест, мы могли бы принять больше желающих: были заявки и от болельщиков, и от деловых туристов.
- Чрезвычайные ситуации были?
- К счастью, нет. Очень понравилось, как поработали наши правоохранительные органы. Так, с нашими менеджерами, встречающими болельщиков в Национальном аэропорту, в тесном контакте сотрудничали работники охраны правопорядка. Они сопровождали автобусы с фанатами до гостиниц и в городе также оставались с этими группами. То есть охраняли их в буквальном смысле "от и до". Только чтобы с гостями, не дай бог, ничего не произошло. Конечно, благодаря такой поддержке мы были спокойны за безопасность туристов. Также была приятна помощь Минского информационного центра. Они сами нам позвонили и предложили полезные материалы для туристов - карты, буклеты и другую информационную продукцию. Понятно, что это их работа, но приятно, что они отнеслись к ней ответственно. Потому что у нас на такие полезные мелочи уже не оставалось ни сил, ни времени. В итоге каждый английский турист был снабжен картой и списком полезных адресов: ресторанов, магазинов и прочего.
- Каков портрет среднестатистического фаната?
- Это очень разные люди, которых объединяет одно - страсть к футболу и готовность ехать за своей командой хоть на край света. Много людей прибыло к нам в составе организованных групп, кто-то путешествовал по индивидуальной программе. При этом и среди первых и среди вторых были как молодые люди, так и семейные пары, и даже болельщики весьма солидного возраста.
- Сколько дней они здесь провели?
- Основная масса туристов приехала на две-три ночи. Небольшая группа фанатов вообще не ночевала в Минске: они посмотрели матч и улетели тем же вечером. Но были и люди, которые провели здесь почти неделю, - 10% туристов остановились в Минске на пять и более дней.
- Что они тут делали?
- Пили пиво, ходили по городу, ездили на экскурсии. Конечно, это не та категория людей, которые заранее планируют познавательные экскурсии. Тем не менее, проведя день-два в Минске, многие стали спрашивать: "а куда тут сходить, а что сделать?". Тогда в дежурном порядке мы готовили какие-то интересные поездки. В основном, конечно, это обзорные экскурсии по городу. Дальше столицы практически никто не выезжал. Наш штат менеджеров сопровождал группы целыми днями. Мы работали в аэропорту, дежурили по гостиницам, прозванивали номера, когда ребята отсыпались после празднования победы. В итоге имена всех туристов знали чуть ли не наизусть.
- Как отзывались английские болельщики о Беларуси?
- Большинство туристов просто всему удивлялись. Дело в том, что, готовясь к поездке, так или иначе, многие читали информацию в интернете, сидели на форумах, в общем, у всех уже были какие-то стереотипные ожидания. В основном англичане представляли себе, что едут в бедную страну с холодной погодой, замученными жителями и разрухой. В итоге они просто не поверили своим глазам. Как рассказывали потом сами фанаты, они увидели красивый, аккуратный город, нормально одетых людей, приличные машины на улицах. К тому же, англичанам повезло с погодой. В дни матча в Минске светило солнышко и было довольно тепло. В итоге некоторые туристы заметили даже, что мы напоминаем им Швейцарию. А те, кто до этого был в Москве, говорили о том, что в нашей столице им понравилось больше: гораздо спокойнее, уютнее и приятнее. Кафе открыты, рестораны есть, пиво продается. Вообще в плане питания английские болельщики совсем не привередливые. Только одну группу мы кормили обедом в ресторане "Фальконе", а так - "Ракаўск_ бровар", кафешки на проспекте. Ну, а самое главное - английская команда выиграла! А ведь это и есть именно то, ради чего все сюда приехали. Поэтому и страна прекрасная, и люди чудесные, и обслуживание на уровне.
- Большинство заказов - это трансфер и гостиница?
- Да, трансфер, гостиница и визовая поддержка. Билеты на матчи туристы покупали через английскую федерацию. Кроме того, много было просьб обеспечить сопровождение для групп. Необязательно гид, но просто англоговорящий человек, который мог бы подсказать, сориентировать по городу. Было так, что английские болельщики сами приходили к нам в офис. Так, прямо в день матча к нам на улицу Интернациональную пришел молодой человек с чемоданом. Видимо, прямо с вокзала он решил зайти в турфирму, которая бронировала ему гостиницу. Он показал нам ваучер и спросил, как пройти до отеля IBB. Пришлось объяснить ему, что если он пойдет пешком, то рискует не успеть на матч. В итоге он послушал нас и взял такси.
Также ряд вопросов возник из-за того, что европейские граждане давно уже отвыкли от границ и каких-то таможенных формальностей. Например, вместе с обычными фанатами к нам приехали репортеры с кучей техники для работы. Они, как ни в чем не бывало, ничего не декларируя, прилетели с этими коробками и пошли по "зеленому коридору" на выход. Естественно, их затормозили наши таможенные службы. К счастью, все вопросы удалось решить мирно: мы отправили журналистов в гостиницу, а утром, оформив все как положено, вернули им всю технику.
- Как шло сотрудничество с гостиницами?
- В принципе, все шло в рабочем режиме. Но, например, если в Москве все определено: высокий сезон, низкий сезон, сезон выставок и праздников, когда цены вырастают в два-три раза, то у нас ничего подобного пока нет. В итоге были случаи, когда некоторые отели пытались поднять цены по факту. Это неприятно, но это - внутренние проблемы взаимоотношений турфирм с гостиницами. То, что касается служб размещения, обслуживания, было на высшем уровне. Все очень старались, и, думаю, гости это также заметили.
- В какую сумму обошлась англичанину поездка в Беларусь?
- Учитывая то, что партнер получал групповую цену, то поездка обошлась английскому болельщику в среднем от 300 фунтов за три ночи. Это цена отеля, визовой поддержки, сопровождения и встреч-проводов в аэропорту. За перелет необходимо было платить дополнительно. Тут разная ситуация: кто-то летел чартерным рейсом, кто-то - с пересадкой дорогим регулярным, кто-то - бюджетными авиалиниями через Вильнюс.
- За сколько времени вы начали готовиться к футбольным событиям?
- В тот вечер, когда состоялась жеребьевка (а было это в середине января), нам позвонил английский партнер. Он сказал: "Коллеги! Я поздравляю вас! Мы играем в Беларуси - поэтому бронируйте все, что есть в вашем городе". Вот так все и началось. Получается, что футбол у нас не прекращался ни на минуту все девять месяцев. Ежедневно шли какието документы, изменения в бронировании, какие-то коррекции и прочее. Ну, а потом, когда отели сообразили, в чем дело, и стали нам отказывать, стало еще веселее. Мы тасовали, расставляли и перемещали группы, как книжки на полочке: с одной на другую. В настоящий момент работа еще не закончена. Сейчас будем проводить сверки с партнерами по заездам и по оплатам. Ну, а впереди игра с мадридским "Реалом". Правда, в ноябре к нам приедет значительно меньше болельщиков. Это не англичане, которые болеют за своих футболистов так искренне, что невольно начинаешь им сопереживать. Как говорил на матче белорусский комментатор: "Эх, английские болельщики снова запели, ну что же наши-то все молчат?!"
Беседовала Екатерина АПАРИНА