Людмила ДРИК
Издательство «Рифтур» выпустило в свет новую книгу. Это путеводитель по Брестской области «От Беловежской пущи до полесских болот». Издание на 256 страницах подготовлено по заказу Управления физической культуры, спорта и туризма Брестского областного исполнительного комитета. Авторы текста – известные в Беларуси экскурсоводы Анатолий Варавва и Татьяна Хвагина.
Путеводитель проводит любознательного читателя по всем 16 районам Брестчины и их наиболее ярким достопримечательностям. Он богато иллюстрирован, причем, кроме современных фотографий, в нем использованы снимки из архивов райисполкомов Брестской области, а также репродукции рисунков Наполеона Орды, кстати, тоже уроженца Брестчины.
А теперь мне хочется отвлечься от цифр и имен, которых в путеводителе, как того и требует жанр, превеликое множество, и поговорить чуточку о другом. О впечатлении, которое у меня остается от путеводителей издательства. По крайней мере от некоторых из них, включая этот. Когда я вижу их на полках книжных магазинов, меня охватывает чувство… несоответствия, что ли. Нездешние они какие-то, даже несовременные. Но несовременные не в смысле «устаревшие», а – не соответствующие духу времени, реалиям дня. Словно выпали из параллельной реальности, где тоже Беларусь и тоже год 2013-й от Рождества Христова, но где все по-другому. Как бы это объяснить? Наличие таких качественных, подробных, прекрасно иллюстрированных путеводителей по стране предполагает, что через страну перемещается огромный поток нуждающихся в них туристов. Ну, вы понимаете: дисциплинированные группы японских туристов внимают гиду в Брестской области, влюбленные пары фотографируются на фоне стрельчатых проемов Коссовского замка и проходят – взявшись за руки, на счастье! – под готической аркой в Старых Песках, а жизнерадостные загорелые велосипедисты-экологи из, предположим, Австралии, измеряют обхват 500-летнего дуба в Больших Круговичах. Кстати, кто, не сходя с места, без карты и интернета, скажет, в каких районах Брестчины находятся два последних упомянутых мною населенных пункта?
А чего стоит загадочное словечко на обложке?! Обратите внимание на текст внизу. «Барановичи, Береза, Брест, Высокое, Давид-Городок, Домачево, Дрогичин, Ганцевичи, Жабинка, Иваново, Ивацевичи, Каменец, Кобрин, Коссово, Логишин, Лунинец, Ляховичи, Малорита, Микашевичи, Пинск, Пружаны, Столин и многие другие интересные места для изысканных путешественников». Изысканных! Применимо ли это слово к тем, кто сегодня путешествует по Беларуси? И какие они – изысканные путешественники? С лорнетами и в цилиндрах? В шляпках и на шпильках? С айфонами и айпадами? Или это те, кто занимается изысканиями и, путешествуя, ищет для себя что-то особенное, будь то запах хвои в сосновом бору или гармония в собственной душе… В любом случае это словечко здесь явно неспроста. Словно пароль для посвященных. Или лакмусовая бумажка. А может быть – даже вызов: «А ты достаточно изыскан, чтобы путешествовать по стране?»
Но самое интересное ждет тех, кто дочитает путеводитель до конца. Или – еще лучше – того, кто исходит все описанные в нем маршруты вдоль и поперек. Это карта! Таинственная карта на предпоследнем развороте. На рисованной карте Брестской области (авторы – Инесса Гринь и Олег Французов) не указан ни один населенный пункт, зато здесь фигурируют замки, храмы, усадебные дома, памятники… Каждый архитектурный памятник, изображенный на ней, существует в реальности. Сможете без ошибки назвать их все? Такой вот неожиданный экзамен для вдумчивого читателя и путешественника.
Недостатки путеводителя – это продолжение его достоинств. Стремясь как можно полнее раскрыть перед читателем историю мест, по которым ему предстоит путешествовать, авторы иногда оставляют за кадром настоящее. Бывая в Пружанах, я, разумеется, всегда нахожу время для романтической прогулки по старинному парку и встречи с «палацыкам»… Но с некоторых пор главным «магнитом» города для меня стал водный дворец с аквапарком и непривычно пустым – по сравнению с минскими – бассейном. Подозреваю, что я не одна такая. А в путеводителе об аквапарке ни слова.