Наши туристы не пострадали благодаря оперативной реакции белорусских турфирм
Ирина ШПАКОВСКАЯ, Татьяна ЧУДАК
В конце прошлой недели туристическую отрасль потрясло очередное громкое банкротство: одна из крупнейших турецких компаний Karya Tour сообщила о том, что приостанавливает операторскую деятельность. Тысячи туристов на турецких курортах оказались под угрозой выселения из отелей, в том числе и туристы из Беларуси.
Причиной банкротства Karya Tour стали невозможность заполнять чартерные рейсы и демпинговая политика. «К нашему банкротству привели жесткая рыночная конъюнктура и натиск конкурентов, – приводят мнение совладельца компании Озгура Экинчи турецкие СМИ. – Чтобы остаться на плаву, мы стали продавать билеты в убыток, но так и не смогли добиться необходимого объема продаж. Тогда мы объявили себя банкротом».
В прошлом году Karya Tour приняла в Турции 120 тысяч туристов, 80 тысяч из которых были из Украины, что позволило компании стать третьим по объемам игроком на турецком направлении. Заложниками банкротства оператора в сложившейся ситуации стали туристы из Украины, Словакии, Польши, Венгрии, России и Беларуси. Всего речь идет о 3 640 туристах, прибывших в страну по линии Karya Tour, из них 1 784 человек являются гражданами Украины, а 1 045 – приехали из Словакии.
Среди основных розничных продавцов туров Karya Tour в Беларуси были агентства из Гомельской области, так как туристы этого региона часто отдают предпочтения турам с вылетами из Киева. По сведениям, опубликованным на сайте Karya Tour Ukraine, членами Karya Club являлись шесть белорусских турфирм. По информации, предоставленной пресс-секретарем Министерства спорта и туризма Виталием Семашко, агентства из Гомеля и Мозыря отправили на турецкие курорты 24 туриста по путевкам Karya Tour. «Всего у нас имеются данные о 68 белорусах, которые приобрели туры обанкротившегося турецкого оператора», – уточнил консул посольства Беларуси в Турции Евгений Нестеренко.
В прошедшие выходные к решению проблем с размещением и возвращением туристов на родину подключились крупнейшие операторы турецкого направления: TEZ TOUR, Anex Tour, «Мостравел» и Odeon. «Это относится и ко всем гражданам Беларуси, которые воспользовались услугами оператора Karya Tour, вылетели из Украины и в настоящее время находятся на курортах Анталийского побережья, – объяснил заместитель директора ООО «Компания ТЕЗ ТУР» (Минск) Алексей Базылев. – В случае возникновения проблем туристы из Беларуси могут обратиться к уполномоченному представителю TEZ TOUR при отеле, который окажет им помощь в расселении или организации трансфера в местный аэропорт».
Впрочем, помощь оператора, возможно, и не понадобится белорусским туристам: агентства, клиенты которых оказались заложниками форс-мажорных обстоятельств, также оказывают посильную помощь своим туристам – главным образом, расселяют их за свой счет. Разумеется, для небольших региональных фирм, которым пришлось взять на себя все расходы по переоформлению заявок туристов, этот шаг оказался чрезвычайно затратным. «Своих клиентов мы срочно переселили в другие отели и купили им обратные билеты у других туроператоров, поскольку по билетам Karya Tour вылететь уже нельзя, – сообщил директор одного из гомельских агентств, пожелавший остаться неназванным. – Конечно, нас никто не предупреждал о том, что у компании есть большие проблемы, и ее туры бронировали как обычно. В итоге в финансовом плане мы достаточно сильно пострадали. Заявки, которые были у туристов на ближайшие вылеты, также приходится аннулировать и бронировать туры на те же даты у других туроператоров, что также довольно сильно бьет по карману. Но нашим туристам не приходится что-то решать самостоятельно». К счастью для туристов, репутация турфирм часто оказывается дороже денег, и они стараются поддерживать своих клиентов даже в ущерб собственному благосостоянию. «Сейчас в Турции находится около 50 наших клиентов, которые забронировали туры Karya Tour. Как только поступила информация о банкротстве, представитель нашей компании вылетел в Турцию, чтобы на месте лично разобраться в ситуации, – рассказала директор бюро путешествий «ИнтерСити» Елена Цуранкова. – В итоге все наши клиенты продолжают отдыхать без изменений в программе. Что касается туров, которые были забронированы с вылетом после 9 июля, мы их перебронировали у других наших партнеров, независимо от того, были заявки оплачены или нет. Мы вступились за всех наших туристов, которые пострадали в результате банкротства Karya Tour». Сумма, в которую «ИнтерСити» обошлось «заступничество» за туристов, не называется.
Не остались в стороне от проблем туристов и белорусские дипломаты. «Мы связывались не только с агентствами, в которых белорусы покупали туры, но и с администрациями гостиниц, где они отдыхали, – рассказал консул Евгений Нестеренко. – В результате никого из наших туристов из отелей не выселяли и никто досрочно не возвращался домой».
Безусловно, быстрота реагирования туроператоров, самоотверженность агентств, участие турецких властей и белорусских дипломатов – все это помогло сгладить последствия банкротства Karya Tour для туристов, хотя испорченный отпуск ничем, как известно, исправить уже нельзя. Однако на передний план здесь выходит вовсе не образцово-показательная оперативность решения проблем, а настороженный вопрос «Кто следующий?» По словам Виталия Семашко, белорусское туристическое ведомство разослало руководителям турфирм письмо-предостережение, где еще раз подчеркивается необходимость тщательно выбирать туроператора. Вот только не понятно, как не ошибиться с выбором? Karya Tour сложно было назвать мелким неизвестным оператором с сомнительной репутацией. Более того, среди потенциальных банкротов, которые уже в ближайшем будущем могут попасть в аналогичную ситуацию, называют тех самых надежных туроператоров, решающих в данный момент проблемы туристов Karya Tour.