Надежда СУСЛОВА
На республиканском семинаре по нормативно-правовому обеспечению туристической деятельности, который состоялся 27 сентября на базе отдыха «Галактика», главный юрисконсульт департамента по туризму Министерства спорта и туризма Наталья Скрицкая проинформировала представителей турбизнеса о работе, проводимой министерством в преддверии вступления в силу нового варианта закона «О туризме».
Она отметила, что закон, как и все подзаконные акты, вступит в силу 6 октября, и рассказала об изменениях понятийного аппарата. По словам специалиста, в новой редакции закона уточняются понятия «турист» и «экскурсант». Туристом признается физическое лицо, совершающее путешествие на период более 24 часов, экскурсантом - физическое лицо, которое совершает экскурсию без ночлега. Ваучер, ставший за долгие годы притчей во языцех, ликвидируется, а взамен турфирмы будут использовать две формы документов: типовой договор на оказание туристических услуг и квитанцию на экскурсионные услуги.
Форма типового договора на оказание тур- услуг на сегодняшний день находится на согласовании в Совмине и в понедельник в утвержденном виде появится на сайте Мин- спорта. По словам юрисконсульта, договор разработан по аналогии с бывшим туристическим ваучером и соответствует законам «О защите прав потребителей» и «О туризме». Типовая программа, которая предусматривается договором, пока тоже согласуется в Совмине. Наталья Скрицкая сообщила хорошую новость: туристические компании смогут по своему усмотрению дополнять и изменять типовой договор, предусматривать в нем принципиально важные для фирмы и клиента позиции. Единственное условие - не убирать обозначенные в договоре пункты. Чиновники высказали надежду, что, возможно, это позволит снизить количество жалоб со стороны клиентов. Впрочем, отметил директор Департамента по туризму МСиТ Виктор Янковенко, с момента отмены лицензирования возможности министерства как «буферной зоны» между туристами и турфирмами сильно сокращаются. Туристическим компаниям придется «сражаться» с недовольными клиентами один на один. Учитывая, что знания и запросы туристов растут, делать это, по мнению Янковенко, будет непросто.
Что касается квитанций на оказание экскурсионных услуг, то, по словам Натальи Скриц- кой, этот документ является упрощенной формой договора, не являющейся при этом бланком строгой отчетности. Однако, по общему мнению, квитанция не очень подходит при организации сборных групп. И если это форма договора, то почему отсутствует подпись клиента? Виктор Янковенко посоветовал подходить к заполнению квитанций избирательно, используя их, в основном, для внутреннего пользования. Участники семинара задавали много вопросов, касающихся статистики и платных услуг. Руководитель департамента пояснил, что в конце ноября появятся новые указания по подсчету количества и объема платных туристических и экскурсионных услуг. А предварительно можно сказать, что этот показатель никак не характеризует работу отрасли, ведь 95% услуг приходится на импорт, и значит, турфирмам нужно развивать выездной туризм, чтобы его выполнить. Возникает парадокс, учитывая, что главная задача туристической отрасли - туризм въездной. В общем, пока вопросов в связи с новым законодательством много. По крайней мере больше, чем ответов.
Участники семинара узнали также, что оставшиеся бланки ваучеров никуда сдавать не нужно. Эти красивые, но уже ненужные бумажки следует списать, а затем уничтожить