https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика <strong>Олега ПАВЛОВА</strong> <strong>«</strong>Кинотуризм<strong>»<br /></strong>Социальная притча. Ничуть не удивлюсь, если в Лурд отправятся люди, которых привлек одноименный фильм. Хотя его авторов волнова­ли не столько внешние достоинства города, сколько настроение, прису­щее людям, которые его посещают.</p>

Рубрика Олега ПАВЛОВА

kino Lourdes, Австрия - Германия - Франция, 2009, 96 мин, PG. Реж.- сцен. Джессика Хауснер («Милая Рита», «Отель»); в рол.: Сильви Тестю (Кристина), Леа Сейду (Мария), Жилетт Барбье (фрау Хартл), Бруно Тодескини (Куно), Элина Левензон (Сесиль), Катарина Фликер (Соня), Линда Прелог (фрау Хубер), Хайди Баратта (фрау Спор), Жакки Пра- тусси (Жан-Пьер Бели), Хьюберт Крамар (Оливетти)

Жанр. Социальная притча.

Формат тура. Палом­ничество для инвалидов.

Место действия. Французский городок (15 тыс. жителей) Лурд (Lourdes), расположен­ный в Верхних Пирене­ях, принимает в год до 5 млн (!) паломников, читай - туристов. По­рядка 70 тыс. из них на­мерены избавиться от недугов. По данным ка­толической церкви, за первые 50 лет паломничества чудесным образом оздоровились 4000 человек. А началось все 11 февраля 1858 года, ког­да 14-летней сиротке Бернадетте в одной из пещер явилась Дева Ма­рия. Церковь поначалу отрицательно отнеслась к заявлениям девушки, тем более что в карцере, куда ее поместили, видения (а их было 18) не прекратились. Потом Бернадетта стала монахиней, церковь, проверив события, в 1933 г. ее канонизировала, а Лурд превратился в «хит сезо­нов». Впрочем, на это пришлось поработать. Методом народной строй­ки был воздвигнут санктуарий, храм Нотр Дам де Лурд. К нему ведет мост Сен-Мишель, фактически являющийся порталом в церковь под от­крытым небом. Далее следует подземная базилика Сутерен Сен-Пи X, способная вместить 20 тысяч человек, а затем статуя Девы Марии. Ос­нова санктуария - две базилики: неовизантийская Розер и неоготиче­ская Сюперьер. Посетив их, паломники попадают в гроты Чудес и Явле­ний. В одном из них можно набрать чудесной воды в емкость, которая с огромным успехом здесь продается. Как и прочая бесчисленная «суве- нирка». Существует 6 женских и 11 мужских купелей. К югу от Сюперьера начинается Крестный путь. Можно посмотреть родной дом святой Бер- надетты, ее школу и тот самый карцер. Действует музей восковых фигур и крепость с потрясающим видом на санктуарий. Потрясающи в тех ме­стах и природные пейзажи. Почти все из перечисленного можно хорошо рассмотреть в представляемом фильме.

Рекламный фактор. Ничуть не удивлюсь, если в Лурд отправятся люди, которых привлек одноименный фильм. Хотя его авторов волнова­ли не столько внешние достоинства города, сколько настроение, прису­щее людям, которые его посещают.

Союз церкви и турбизнеса. Они сотрудничают в Лурде не просто про­дуктивно, а воистину гармонично. К чести церкви, она в данном случае не пытается довлеть над всем, понимая, что рабы божьи являются и лич­ностями, и... клиентами. Приятно видеть, что святые отцы приходят на по­мощь, в основном когда их о ней попросят. И всегда готовы ответить на вопросы паломников. Даже на сложные - но на том уровне, который спо­собен понять данный человек. Например: Господь добр или всемогущ? Почему он не исцелит каждого страждущего? И что конкретно нужно сде­лать, чтобы гарантированно произошло чудо? И почему надо думать о душе, чтобы надеяться на исцеление тела? У паломников насыщенная программа, но вечерами они отдыхают вполне по-светски, с рюмкой вина под попсовые песни. А уж насколько все продуманно и организованно - это вызывает истинное восхищение, начиная с выразительной униформы тех, кто работает в Лурде. С одной стороны, все это выглядит рекламно, но с другой - вполне по-человечески. При этом данную ленту не назо­вешь ни пропагандой церкви, ни сатирой на нее, хотя через всю ее ткань проходит сомнение. Показана также «гниловатость» человеческой на­туры, выразившаяся, например, в злобном перешептывании за спиной Кристины, когда, кажется, происходит чудо. Мол, заслуженно ли? Впро­чем, людям присуща черствость. В этой связи невольно посочувствуешь тем, кто работает в турбизнесе.

Милосердие. Главная героиня Кристина страдает рассеянным скле­розом и почти полностью парализована. Работают только голова и шея. Она вовсе не одержима религиозными идеями, паломничества для нее - единственная реальная возможность повидать мир. Она их рассма­тривает как туристические и особенно ценит посещение Рима, учитывая средоточие культурных ценностей. Хорошо показано, как в Лурде все предусмотрено для инвалидов. И маршруты, и лечебные процедуры, и питание (с ложечки), и ночлег (на соответствующей кровати). Инвали­дам оказывают помощь в том числе и волонтеры из Мальтийского орде­на, желающие сделать добро или замаливающие таким образом грехи. С одним из них связана изящная романтическая линия ленты.

Фабрика надежд. Работа священников очень похожа на психотера­пию. Но они понимают, что ничто не способствует вере сильнее, чем чудо. И что многие из паломников надеются если и не почувствовать на себе, то хотя бы увидеть его со стороны. Так что вокруг царит ожидание чуда. И очень важно не поддаться желанию поставить его на конвейер. В «Лурде» обо всем этом рассказано тонко и философично. Поэтому когда Кристина получает приз как лучшая паломница года, даже у меня, человека нере­лигиозного и разбирающегося в турбизнесе, щемит сердце.

Прочая информация. Дважды обладательница премии «Сезар», 38-летняя С.Тестю («Страх и трепет») органична в фильме, в котором взгляды и жесты не менее важны, чем диалоги. Основные съемки прово­дились в Лурде, а сцены в отеле - в Вене. Награды МКФ в Венеции: Приз ФИПРЕССИ, Приз всемирной католической ассоциации по коммуникаци­ям (SIGNIS), Премия им. Брайана из Назарета и Премия Серджио Трасса- ти. Премия «Viennale» (Вена). Премия МКФ в Варшаве. Сборы в США $9 тыс. Сборы в России $16 тыс. Бюджет €2 млн. Рейтинг IMDb - 6,9/675 го­лосов. ***

https://www.traditionrolex.com/8