Типовой договор активно начал обсуждаться еще на стадии разработки проекта, и за шумихой все как-то забыли о бланке квитанции на оказание экскурсионных услуг. Между тем, сейчас этот документ вызывает много вопросов у представителей турфирм.
Какие-то пункты в бланке квитанции эксперты считают избыточными и даже вредными, а какие-то с удовольствием бы добавили. Но к сожалению, в отличие от типового договора, в квитанцию на оказание экскурсионных услуг нельзя вносить никаких изменений - турфирмам дали право только определять на квитанции размеры полей, отступов и реквизитов.
«Даже несмотря на то, что квитанция не является бланком строгой отчетности, добавлять в нее дополнительные пункты нельзя, - разъяснила Наталья Скрицкая, главный юрисконсульт Министерства спорта и туризма. - Это упрощенная форма отчетности, а если турфирма хочет дополнительно что-то указать, ей нужно оформлять договор на оказание экскурсионных услуг».В турфирмах, давно занимающихся экскурсионным туризмом, считают, что бланк квитанции составлен без учета реальных услуг, которые оказываются в ходе экскурсий.
«Не понимаю, почему в бланк квитанции не внесена графа о музеях, - говорит Галина Потаева, директор турфирмы «Виаполь». - Одни турфирмы включают посещение музеев в стоимость экскурсии, другие нет, но почему было не отразить этот пункт в квитанции? Ничего не сказано о питании, тогда как турфирмы довольно часто имеют дело с этой услугой. В квитанции нет графы даже для фамилии экскурсанта! Между тем в нее внесено несколько пунктов, ставящих под угрозу нормальную работу турфирм. Как, к примеру, турфирма, продающая экскурсии на январь, в октябре может знать, какой конкретно экскурсовод будет проводить эту экскурсию? Этот вопрос обычно решается в последнюю очередь, за день или два до поездки. За два месяца я могу гарантировать туристам только то, что экскурсию будет вести человек, аттестованный Национальным агентством по туризму, но не конкретного экскурсовода. Еще один избыточный пункт - номер регистрационного знака транспортного средства. Здесь та же проблема: мы не можем за 2 месяца гарантировать туристам конкретный автобус! А если накануне в нем что-нибудь сломается и его нужно будет срочно заменить? Что на это скажут туристы? Ведь даже если им дать лучший автобус или Варав- ву вместо начинающего экскурсовода, они могут подумать, что их пытаются обмануть, - в документе же прописано другое! Если четко выполнять эти требования и все-таки указывать фамилию экскурсовода и номер автобуса, то турфирме впору сразу закрываться. Получается, что даже для сборных групп квитанция на оказание экскурсионных услуг составлена непрофессионально. Понятно, что в случае корпоративных заказчиков этот документ не применяется, с ними мы обычно заключаем договор на оказание экскурсионных услуг, разработанный на основе типового договора. На мой взгляд, в квитанцию необходимо добавить пункты о фамилии экскурсанта, музеях и питании во время маршрута, убрав при этом избыточные».