Нужные книги с Людмилой Дрик
Сегодня мы поговорим о самом интересном. О сокровищах и их поисках. Разве не книги о сокровищах приобщили нас к чтению на заре туманной юности? Разве не «Похитители брильянтов» Луи Буссенара и не «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона освещали таинственным светом наши школьные пионерские будни? Разве не волшебные сполохи от описанных сокровищ плясали на стенах и потолке, облегчая нам чтение в ночные часы, после того как мама строгим голосом требовала прекратить чтение и уходила, выключив в комнате свет? Держу пари, вы еще не забыли тот ехидный голос, который произносил: «Где карта, Билли? Нам нужна карта!»
Чтобы найти сокровища, нужна карта, об этом знает каждый уважающий себя кладоискатель и любой начитанный пятиклассник. Книгу Адама Мальдиса «Белорусские сокровища за рубежом» можно смело назвать такой картой.
Вот если честно, положа руку на сердце: о каких исчезнувших белорусских ценностях и реликвиях вам известно? Пожалуй, подумав, каждый второй белорус (я не слишком оптимистично смотрю на мир?) назовет Крест Евфросинии Полоцкой, а потом вспомнит и о слуцких поясах. А еще? Можно ли всерьез задумываться о поисках сокровищ, если не имеешь понятия, что - и где - собираешься искать? Книга Адама Маль- диса содержит все необходимые сведения и даже больше: между делом в ней дается обширный исторический материал, оставшийся за пределами наших не слишком удачных учебников истории, а значит, и за пределами нашего сознания.
«В конце позапрошлого и начале прошлого столетий в Минске славился частный музей предводителя минского дворянства, неутомимого археолога Генрика Татура (1846-1907). Музей размещался на окраине города в двух деревянных домиках, почти недоступных для рядовых посетителей. Вдова собирателя сначала разделила все экспонаты по меньшей мере на две части. Одну из них приобрел граф Тышкевич (из логойской ветви рода), перевезший сокровища в свое имение Красный двор (Раудонас дварас) за Вильно. Потом новый владелец будто бы предполагал передать эту часть будущему Виленскому польскому музею художеств и науки. А через минского епископа вдова передала родовому городу Тышкевичей чудотворную икону Логойской Божьей Матери. Где теперь находится святыня - неизвестно. Вторая часть - старопечатные издания и рукописи XVI-XVIII веков - предназначалась для Российской академии наук».
«Однажды, после того как вышел на экраны фильм «Дикая охота короля Стаха», Владимир Короткевич напомнил: «Запiшы для камiсii «Вяртанне» такi факт. Калi рабiлi фiльм, нiяк не маглi выбраць беларускi замак, каля якога ўсё адбывалася. Нарэшце, нiбы знайшлi – ажно на Украіне, у Алеску. Хоць замак там яўна iншы па архiтэктуры, чым нашы… Дык вось, у замак той завезлi некалькi драўляных скульптураў з Наваградчыны. Узялi, ты ж ведаеш нашых кiношнiкаў, у нейкiм замкнутым касцёле – i адвезлi. А назад забраць не захацелi. «Каму яно трэба?» – казалi».
Одна из самых интересных и запутанных историй белорусских сокровищ - история ценностей, ставших во время Великой Отечественной войны добычей оккупантов и поэтому подлежащих законам реституции. «.Из моих детских лет осталось воспоминание: приходят как-то к нам двое немцев из охраны железнодорожного моста и требуют у мамы яиц и самогонки. Но ни того, ни другого у нас не было. Тогда незваные гости, пошарив по кладовой, сорвали с кровати узорчатое покрывало, сотканное сестрой, и удалились, бросив уже понятное для нас «ферфлюхте». Мать в ответ громко прошептала: «Хапуны.» Думаю, что это емкое белорусское слово очень подходит и к специалистам Розенберга. У них была очень продуманная и четкая программа. В Беларуси действовал один из их центров. Они рыскали повсюду, «хапали» все подряд в музеях, библиотеках, частных собраниях и планомерно вывозили в Германию».
А вот экспонаты Белорусского музея, созданного в Вильно Иваном Луцкевичем, искать не нужно: сегодня это часть богатейшей коллекции Национального музея Литвы. «Слуцкие пояса, уречское и налибокское стекло, гродненские ткани и многие другие экспонаты впервые увидел я только в 2002 году, посетив Национальный музей Литвы (прежде Историко-этнографический музей Литовской ССР), разместившийся в стенах Нижнего замка у подножия той же горы Гедимина. И сердце мое, несмотря на генетические связи, заболело даже не столько оттого, что раритеты находятся тут, в то время когда их совсем нет там, где их произвели, а потому, что в подписях они фигурировали «безродными» - как абстрактные «изделия мануфактур Великого княжества Литовского». Ну напишите честно: сделано в том же Слуцке, раньше экспонат находился в Белорусском музее, ликвидированном, очевидно, не по белорусской и не по литовской инициативе. Поясните посетителям, что когда-то ВКЛ включало и белорусские земли. Что от этого изменится? Только возрастет добрососедское доверие».
О сокровищах и их поисках можно рассказывать бесконечно: сами понимаете, тема увлекательная. Не менее увлекательными оказались исторические открытия, сделанные автором в процессе поисков. Например, одна из находок - десять неизвестных писем белорусского и польского поэта и фольклориста Яна Чечота, хранящиеся в музее Адама Мицкевича в Париже, - открывает нам с совершенно неожиданной стороны возлюбленную и музу Адама Мицкевича. В своих письмах Че- чот обращается к Марии Верещаке (на тот момент уже Марии Путкамер, супруге графа Вавжинца Путкамера) как к. композитору! «Сроков никаких не назначаю, а фортепиано (...) окажется когда-нибудь под рукой, наконец, однажды появилась бы надежда, что Госпожа подберет музыку. Какая это будет роскошь.» В белорусских же энциклопедиях о композиторе Марии Путкамер - ни слова.
В том же музее в Париже находятся доказательства того, что Адам Мицкевич родился в местечке Заосье под Новогрудком, а вовсе не в Заосье под Столовичами Барановичского района, где действует дом-музей поэта. Отец Адама Николай Мицкевич стал хозяйствовать в Заосье под Столовичами через полгода после рождения Адама, до того имение принадлежало родственникам, с которыми велась судебная тяжба. Безусловно, усадьба связана с именем великого поэта-романтика, ведь именно сюда он приезжал на каникулы во время учебы в новогрудской доминиканской школе, здесь прошло его детство, но это никак не место его рождения! «Воссоздание здесь мемориальной шляхетской усадьбы - нужное, необходимое дело, - уверен Адам Мальдис. - Надо только, чтобы экскурсоводы (да и средства массовой информации) не тиражировали мифы, а показывали исторические события во всей их сложности и запутанности».
Книга Адама Мальдиса - настоящая находка для любителей отечественной истории, и если вам не удастся проглотить ее за один вечер, то только потому, что в процессе чтения то и дело хочется вскочить, найти блокнот и карандаш и кое-что законспектировать, чтобы потом с головой окунуться в интернет или порыться в энциклопедиях. Но по-моему, это для книги отнюдь не недостаток. Скорее наоборот.