Накануне старта активного туристического сезона мы беседуем с заместителем директора белорусского представительства компании TEZ TOUR Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ о запланированных полетных программах оператора, прогнозах на лето и влиянии египетского кризиса на белорусский туристический рынок.
- Алексей, какие тенденции показал белорусский рынок в связи с недавней форс-мажорной ситуацией на египетском направлении?
- Египетское направление - одно из самых массовых на белорусском рынке, его можно сравнить только с Турцией. Ситуация показала, что в настоящий момент полноценной альтернативы Египту нет. Такие направления, как Эмираты, Таиланд, несезонная Турция, как компании ни старались, не смогли компенсировать потери, которые были понесены. Хотя наши попытки переориентации клиентов, безусловно, получили поддержку агентств, и рынок на них отреагировал адекватно.
- Когда из Минска была прекращена полетная программа в Египет, TEZ TOUR и «Белавиа» оперативно переориентировали борта на Турцию. Как загружались самолеты? На ваш взгляд, может ли «зимняя» Турция пользоваться популярностью у наших туристов?
- Да, факт приостановления египетских программ стал, по сути, основой для раннего старта турецких. Требовалось ответить предложением на спрос людей, отпуска у которых давно были запланированы, которые хотели отдохнуть, но для которых ценовой фактор был первостепенным. Конечно, часть клиентского потока, не попавшего в Египет, переориентировалась на Таиланд, Эмираты и другие экзотические направления. Но надо учитывать, что туры в эти страны гораздо дороже. А Турция как раз оказалась на соответствующем ценовом уровне. Конечно, в это время года погодные, климатические условия в Турции не совсем соответствуют понятию пляжного отдыха. Но приемлемая цена и размещение в отелях класса «люкс» (а в этот период работают в основном именно такие отели), высочайший уровень сервиса в них компенсировали этот момент. Люди отдохнули, отзывы, которые мы получили по зимней анталийской программе, положительные.
- Любопытно, что из некоторых стран самолеты в Египет продолжали летать, многие отели продолжали полноценно функционировать, и цены на размещение, по отзывам, в это время были копеечными. Может быть, и нам не стоило приостанавливать программу? Был ли спрос?
- Что касается Западной Европы, то там действительно программы не приостанавливались. Происходила оптимизация полетов, ограничивалось количество рейсов (или они вовсе снимались) лишь в «горячие» точки - Александрию, Каир. Но по направлениям Хургада и Шарм-эль-Шейх рейсы выполнялись. Что касается соседних с нами стран, то одними из первых вышли из состояния замороженных программ на Египет Украина и Литва, они практически одновременно стартовали на направлении. А ситуация на белорусском рынке развивалась по-другому. У нас жестких запретов на полеты фактически тоже не было, указания носили строго рекомендательный характер - как со стороны Министерства иностранных дел, так и со стороны Министерства спорта и туризма. Но, скажем так, освещение данных событий в России возымело действие, и говорить о том, что был активный спрос, а мы снимали самолеты, нельзя. Комплекс вышеописанных факторов и стал причиной приостановки египетских программ.
- Сейчас программы возобновляются. Какова актуальная ситуация на курортах и что произошло с ценами? Возможно, они снизились?
- Программа восстановлена по нашему весеннему графику. Это две недельные цепочки в Хургаду и две десятидневные цепочки в Шарм-эль-Шейх. Старт программы в Хургаду - 9 апреля, а 10 апреля начинают курсировать цепочки в Шарм-эль-Шейх. Достаточно активно идут продажи, хотя чувствуется, что потребуется время, чтобы восстановить интерес к данному турпродукту - как у агентств, так и у туристов. Стартовый период мы оцениваем как удовлетворительный. Что касается обстановки на курортах, то не секрет, что в период кризиса часть отелей была закрыта и не функционировала, сейчас идет полноценное восстановление работы всех отелей и всех сервисов, необходимых туристам. Но туристы этих моментов не ощущают, потому что реакция египтян на восстановление потоков очень динамична. Стоимость туров оценить сложнее. Безусловно, цена проживания в отелях на сегодняшний день имеет рекламный характер - отелье- ры дают хороший дисконт. Но подорожало авиационное топливо - соответственно, выросла цена авиабилета. Поэтому разница, которая могла бы быть между сегодняшней стоимостью тура в Египет и стоимостью такого же тура в аналогичный период прошлого года, нивелирована.
- Сезон начался с определенной напряженной ситуации с валютой. Без валюты отрасль жить не может, поскольку в ней осуществляют
ся расчеты с поставщиками услуг. Вы ощущаете проблемы с конвертацией? Возможно ли решить проблему с помощью коммерческого курса?
- Компания TEZ TOUR работает по договорам комиссии и в национальной валюте. Мы работаем в цивилизованном коридоре, установленном Национальным банком. И безусловно, нас не обошла стороной данная проблема. Но мы используем все те возможности, которые предоставляет текущее финансовое регулирование страны. Если можно воспользоваться коммерческим курсом, то мы это делаем - с целью снижения рисков при покупке валюты. Не секрет, что для турбизнеса в целом и особенно для туроператора значение разницы курсов очень существенно, поскольку этот бизнес всегда отличался высокими оборотами, но низкой рентабельностью. Она оценивается на уровне одного, двух, максимум трех процентов. Конечно, мы уделяем большое внимание всем возможностям приобретения валюты - работаем как с банками, так и с биржей. Говорить о том, что все складывается благоприятно, будет несправедливо, но мы воспринимаем это как временное явление, которое закончится, и как ситуацию, в которой оказались все участники рынка в равной степени. Надеемся, что в ближайшее время ситуация будет урегулирована.
- Все программы на новый сезон уже сверстаны? Есть ли традиционные направления, на которых планируется рост объемов продаж?
- Мы остаемся на всех направлениях чартерных программ, которые осуществляли из Минска в предыдущие сезоны. На сегодняшний момент турецкая программа - это чартеры на Анталью и Измир (Кушадасы), Бодрум и Даламан (Мармарис). Наши планы по Турции достаточно амбициозны. По Измиру рост программы относительно прошлого сезона - около 8%, по Анталье - порядка 12%. Есть желание увеличить наши объемы относительно Испании и Греции (Крит). Но потенциал этих программ прямо пропорционален сложностям в получении виз. Говорить о большом развитии направлений, срок получения виз на которые 14-21 день, достаточно сложно. Мы трезво смотрим на ситуацию. Есть факторы, которые могут изменить ее в благоприятную сторону, но о них пока рано говорить.
- Какие новые программы в этом сезоне запланированы компанией?
- Появился дополнительный город вылета. Мы летим в Анталью из Бреста. Старт программы - 27 мая. Запланированы две десятидневные цепочки. Рассматривали мы также возможности полетной программы в Турцию из Гомеля. Но Гомель пока еще не совсем готов для успешного осуществления такой программы - из-за близкого присутствия жесткого демпингового украинского рынка. Хотя в перспективе мы тоже рассматриваем этот регион. Программа из Бреста, на наш взгляд, очень перспективна. Есть ряд критериев, которые повлияли на наше решение. Во- первых, это в целом развитие самого региона. Во-вторых, Брест - один из наиболее дальних западных городов по отношению к столице: расстояние от Минска до Бреста - около 300 километров. Третий важный фактор, который повлиял на наше решение, - это закрытие аэропорта Львова (через который летала значительная часть брестских туристов) на летний сезон. К тому же у нас в Бресте есть два уполномоченных агентства, которые успешно работают. В настоящий момент активность первых продаж достаточно высока. Первые два рейса загружены на 50%. Последующие - от 30 до 15%. Мы гибко смотрим на ситуацию. Если потребуется дополнительный объем перевозки, мы все сделаем оперативно и четко. Хотелось бы отметить, что в Бресте нас встретили лояльно и с пониманием. Со стороны Брестского облисполкома и национальной авиакомпании «Белавиа» мы чувствуем заинтересованность в развитии как данных полетных программ, так и аэропорта.
- Какова ситуация на агентском рынке? Произошел ли «прилив» агентств после того, как были отменены лицензии? Как вы оцениваете нынешнюю активность и, скажем так, продуктивность белорусского агентского рынка?
- Количество заключаемых договоров в весенний период всегда очень велико. Это время, когда операторы пролонгируют либо не пролонгируют договора, с кем-то договариваются о новых условиях, кого-то поощряют или, наоборот, сдержанно выстраивают отношения со своими старыми партнерами. Весна - традиционное время переговоров, обсуждения взаимных взглядов на новый сезон и новые программы. Но сейчас давать оценку количеству и качеству появившихся новых агентств сложно. Сам факт заключения договоров не является показателем активности и жизнеспособности агентства. К сожалению, многие открывающиеся агентства являются сезонными, и, как бы мы ни пытались выстраивать с ними отношения, этот факт влияет на условия нашего сотрудничества. В то же время есть и положительные тенденции. Появляются компании, которые мыслят стратегически, которые имеют свои планы как в высокий, так и в низкие сезоны, создают собственные бизнес-идеи, медиа-планы и демонстрируют ярко выраженную стратегию развития. Старые компании реорганизовываются, обретают новое лицо, а также появляются новые. В целом идут здоровые процессы на рынке, который является живым организмом. В то же время можно констатировать, что рынок туруслуг в Беларуси перенасыщен туристическими агентствами. По отношению к самой емкости рынка агентств у нас слишком много. Но идет естественный отбор. Есть компании, которые находят возможность жить, работать, добиваться своих целей. Но существуют фирмы, которые не находят таких возможностей - и уходят. Ничего не поделаешь - это рынок!
- Какую степень конкуренции вы ощущаете в данное время?
- В конкуренции, в принципе, больше хорошего, чем плохого. Но сегодня озвучить степень нашей конкуренции на белорусском рынке мне очень сложно по причине широкого освещения планов конкурентов; в Беларуси принято эти презентационные процессы выносить на выставочный период.
- Можно ли сделать какие-то прогнозы на сезон, исходя из реальной, довольно проблемной ситуации и ранних бронировок?
- Мы смотрим на летний сезон с оптимизмом. Идут активные бронировки. Глубина продаж неплохая. Хотя, конечно, в начале апреля давать оценки всему объему летних продаж сложно. Но, безусловно, ожидания от турецкого сезона самые высокие. Активная фаза стартовала уже в начале февраля, и мы видим хорошую динамику. В этой ситуации я бы хотел подчеркнуть такой момент, как наличие номеров в популярных отелях. По отношению к Турции наблюдается большая активность рынков стран Восточной и Западной Европы, а также стран- соседей. Безусловно, на турецком направлении будут моменты, когда спрос на популярные отели превысит предложение. Поэтому хочу сейчас призвать всех - и агентов, и туристов - не останавливаться и продолжать осуществлять продажи и бронировки.
Беседовала Лилия КОБЗИК