https://www.traditionrolex.com/8
<p>Накануне старта актив­ного туристического сезона мы беседуем с заместителем директора белорусского представитель­ства компании TEZ TOUR Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ о запланированных полетных программах оператора, прогнозах на лето и влия­нии египетского кризиса на белорусский туристический рынок.</p>

Накануне старта актив­ного туристического сезона мы беседуем с заместителем директора белорусского представитель­ства компании TEZ TOUR Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ о запланированных полетных программах оператора, прогнозах на лето и влия­нии египетского кризиса на белорусский туристический рынок.

bazylev -   Алексей, какие тенденции по­казал белорусский рынок в связи с недавней форс-мажорной ситуа­цией на египетском направлении?

-    Египетское направление - одно из самых массовых на белорусском рынке, его можно сравнить только с Турцией. Ситуация показала, что в настоящий момент полноценной альтернативы Египту нет. Такие на­правления, как Эмираты, Таиланд, не­сезонная Турция, как компании ни старались, не смогли компенсиро­вать потери, которые были понесены. Хотя наши попытки переориентации клиентов, безусловно, получили под­держку агентств, и рынок на них отре­агировал адекватно.

-   Когда из Минска была прекра­щена полетная программа в Еги­пет, TEZ TOUR и «Белавиа» опе­ративно переориентировали борта на Турцию. Как загружались самолеты? На ваш взгляд, может ли «зимняя» Турция пользоваться популярностью у наших туристов?

-    Да, факт приостановления еги­петских программ стал, по сути, ос­новой для раннего старта турецких. Требовалось ответить предложени­ем на спрос людей, отпуска у которых давно были запланированы, кото­рые хотели отдохнуть, но для кото­рых ценовой фактор был первосте­пенным. Конечно, часть клиентского потока, не попавшего в Египет, пере­ориентировалась на Таиланд, Эми­раты и другие экзотические направ­ления. Но надо учитывать, что туры в эти страны гораздо дороже. А Турция как раз оказалась на соответствую­щем ценовом уровне. Конечно, в это время года погодные, климатические условия в Турции не совсем соответ­ствуют понятию пляжного отдыха. Но приемлемая цена и размещение в оте­лях класса «люкс» (а в этот период ра­ботают в основном именно такие от­ели), высочайший уровень сервиса в них компенсировали этот момент. Люди отдохнули, отзывы, которые мы получили по зимней анталийской программе, положительные.

-   Любопытно, что из некоторых стран самолеты в Египет продол­жали летать, многие отели про­должали полноценно функциони­ровать, и цены на размещение, по отзывам, в это время были копееч­ными. Может быть, и нам не стои­ло приостанавливать программу? Был ли спрос?

-    Что касается Западной Европы, то там действительно программы не приостанавливались. Происходи­ла оптимизация полетов, ограничи­валось количество рейсов (или они вовсе снимались) лишь в «горячие» точки - Александрию, Каир. Но по направлениям Хургада и Шарм-эль-Шейх рейсы выполнялись. Что каса­ется соседних с нами стран, то одними из первых вышли из состояния замо­роженных программ на Египет Украи­на и Литва, они практически одновре­менно стартовали на направлении. А ситуация на белорусском рынке раз­вивалась по-другому. У нас жестких за­претов на полеты фактически тоже не было, указания носили строго реко­мендательный характер - как со сто­роны Министерства иностранных дел, так и со стороны Министерства спор­та и туризма. Но, скажем так, освеще­ние данных событий в России возыме­ло действие, и говорить о том, что был активный спрос, а мы снимали само­леты, нельзя. Комплекс вышеописан­ных факторов и стал причиной прио­становки египетских программ.

-   Сейчас программы возобнов­ляются. Какова актуальная ситуа­ция на курортах и что произошло с ценами? Возможно, они снизи­лись?

-   Программа восстановлена по на­шему весеннему графику. Это две не­дельные цепочки в Хургаду и две деся­тидневные цепочки в Шарм-эль-Шейх. Старт программы в Хургаду - 9 апре­ля, а 10 апреля начинают курсировать цепочки в Шарм-эль-Шейх. Достаточ­но активно идут продажи, хотя чув­ствуется, что потребуется время, что­бы восстановить интерес к данному турпродукту - как у агентств, так и у туристов. Стартовый период мы оце­ниваем как удовлетворительный. Что касается обстановки на курортах, то не секрет, что в период кризиса часть отелей была закрыта и не функцио­нировала, сейчас идет полноценное восстановление работы всех отелей и всех сервисов, необходимых тури­стам. Но туристы этих моментов не ощущают, потому что реакция егип­тян на восстановление потоков очень динамична. Стоимость туров оценить сложнее. Безусловно, цена прожи­вания в отелях на сегодняшний день имеет рекламный характер - отелье- ры дают хороший дисконт. Но подо­рожало авиационное топливо - соот­ветственно, выросла цена авиабилета. Поэтому разница, которая могла бы быть между сегодняшней стоимостью тура в Египет и стоимостью такого же тура в аналогичный период прошлого года, нивелирована.

Сезон начался с определенной напряженной ситуации с валютой. Без валюты отрасль жить не может, поскольку в ней осуществляют­

ся расчеты с поставщиками услуг. Вы ощущаете проблемы с конвер­тацией? Возможно ли решить про­блему с помощью коммерческого курса?

- Компания TEZ TOUR работает по договорам комиссии и в националь­ной валюте. Мы работаем в цивили­зованном коридоре, установленном Национальным банком. И безуслов­но, нас не обошла стороной данная проблема. Но мы используем все те возможности, которые предоставля­ет текущее финансовое регулирова­ние страны. Если можно воспользо­ваться коммерческим курсом, то мы это делаем - с целью снижения ри­сков при покупке валюты. Не секрет, что для турбизнеса в целом и особен­но для туроператора значение раз­ницы курсов очень существенно, по­скольку этот бизнес всегда отличался высокими оборотами, но низкой рен­табельностью. Она оценивается на уровне одного, двух, максимум трех процентов. Конечно, мы уделяем большое внимание всем возможно­стям приобретения валюты - работаем как с банками, так и с биржей. Говорить о том, что все складывает­ся благоприятно, будет несправедли­во, но мы воспринимаем это как вре­менное явление, которое закончится, и как ситуацию, в которой оказались все участники рынка в равной степе­ни. Надеемся, что в ближайшее время ситуация будет урегулирована.

Все программы на новый сезон уже сверстаны? Есть ли традицион­ные направления, на которых пла­нируется рост объемов продаж?

-    Мы остаемся на всех направле­ниях чартерных программ, которые осуществляли из Минска в преды­дущие сезоны. На сегодняшний мо­мент турецкая программа - это чартеры на Анталью и Измир (Кушадасы), Бодрум и Даламан (Мармарис). Наши планы по Турции достаточно амбици­озны. По Измиру рост программы от­носительно прошлого сезона - около 8%, по Анталье - порядка 12%. Есть желание увеличить наши объемы от­носительно Испании и Греции (Крит). Но потенциал этих программ прямо пропорционален сложностям в полу­чении виз. Говорить о большом раз­витии направлений, срок получения виз на которые 14-21 день, достаточ­но сложно. Мы трезво смотрим на си­туацию. Есть факторы, которые могут изменить ее в благоприятную сторо­ну, но о них пока рано говорить.

Какие новые программы в этом сезоне запланированы компани­ей?

-     Появился дополнительный го­род вылета. Мы летим в Анталью из Бреста. Старт программы - 27 мая. Запланированы две десятидневные цепочки. Рассматривали мы также возможности полетной программы в Турцию из Гомеля. Но Гомель пока еще не совсем готов для успешного осуществления такой программы - из-за близкого присутствия жестко­го демпингового украинского рынка. Хотя в перспективе мы тоже рассма­триваем этот регион. Программа из Бреста, на наш взгляд, очень пер­спективна. Есть ряд критериев, кото­рые повлияли на наше решение. Во- первых, это в целом развитие самого региона. Во-вторых, Брест - один из наиболее дальних западных горо­дов по отношению к столице: рас­стояние от Минска до Бреста - около 300 километров. Третий важный фак­тор, который повлиял на наше реше­ние, - это закрытие аэропорта Львова (через который летала значительная часть брестских туристов) на летний сезон. К тому же у нас в Бресте есть два уполномоченных агентства, ко­торые успешно работают. В настоя­щий момент активность первых про­даж достаточно высока. Первые два рейса загружены на 50%. Последу­ющие - от 30 до 15%. Мы гибко смо­трим на ситуацию. Если потребуется дополнительный объем перевозки, мы все сделаем оперативно и четко. Хотелось бы отметить, что в Бресте нас встретили лояльно и с понимани­ем. Со стороны Брестского облиспол­кома и национальной авиакомпании «Белавиа» мы чувствуем заинтересо­ванность в развитии как данных по­летных программ, так и аэропорта.

-   Какова ситуация на агентском рынке? Произошел ли «прилив» агентств после того, как были от­менены лицензии? Как вы оцени­ваете нынешнюю активность и, скажем так, продуктивность бело­русского агентского рынка?

-   Количество заключаемых догово­ров в весенний период всегда очень велико. Это время, когда операторы пролонгируют либо не пролонгиру­ют договора, с кем-то договариваются о новых условиях, кого-то поощряют или, наоборот, сдержанно выстраива­ют отношения со своими старыми пар­тнерами. Весна - традиционное время переговоров, обсуждения взаимных взглядов на новый сезон и новые про­граммы. Но сейчас давать оценку ко­личеству и качеству появившихся новых агентств сложно. Сам факт за­ключения договоров не является по­казателем активности и жизнеспособ­ности агентства. К сожалению, многие открывающиеся агентства являют­ся сезонными, и, как бы мы ни пыта­лись выстраивать с ними отношения, этот факт влияет на условия нашего сотрудничества. В то же время есть и положительные тенденции. Появля­ются компании, которые мыслят стра­тегически, которые имеют свои планы как в высокий, так и в низкие сезоны, создают собственные бизнес-идеи, медиа-планы и демонстрируют ярко выраженную стратегию развития. Ста­рые компании реорганизовываются, обретают новое лицо, а также появ­ляются новые. В целом идут здоровые процессы на рынке, который являет­ся живым организмом. В то же время можно констатировать, что рынок туруслуг в Беларуси перенасыщен тури­стическими агентствами. По отноше­нию к самой емкости рынка агентств у нас слишком много. Но идет есте­ственный отбор. Есть компании, ко­торые находят возможность жить, ра­ботать, добиваться своих целей. Но существуют фирмы, которые не на­ходят таких возможностей - и уходят. Ничего не поделаешь - это рынок!

Какую степень конкуренции вы ощущаете в данное время?

-  В конкуренции, в принципе, боль­ше хорошего, чем плохого. Но сегод­ня озвучить степень нашей конкурен­ции на белорусском рынке мне очень сложно по причине широкого осве­щения планов конкурентов; в Бела­руси принято эти презентационные процессы выносить на выставочный период.

-     Можно ли сделать какие-то прогнозы на сезон, исходя из ре­альной, довольно проблемной си­туации и ранних бронировок?

-  Мы смотрим на летний сезон с оп­тимизмом. Идут активные брониров­ки. Глубина продаж неплохая. Хотя, ко­нечно, в начале апреля давать оценки всему объему летних продаж сложно. Но, безусловно, ожидания от турец­кого сезона самые высокие. Активная фаза стартовала уже в начале февра­ля, и мы видим хорошую динамику. В этой ситуации я бы хотел подчеркнуть такой момент, как наличие номеров в популярных отелях. По отношению к Турции наблюдается большая ак­тивность рынков стран Восточной и Западной Европы, а также стран- соседей. Безусловно, на турецком направлении будут моменты, когда спрос на популярные отели превысит предложение. Поэтому хочу сейчас призвать всех - и агентов, и туристов - не останавливаться и продолжать осу­ществлять продажи и бронировки.

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8