https://www.traditionrolex.com/8
<p>Если верить официальной статистике, 28 тысяч граждан нашей страны исповедуют иудаизм, а по данным еврейской общины их от 45 до 50 тысяч. Тем не менее паломнических групп, организованно отправляющихся из Беларуси в Израиль, нет: подобные поездки осуществляются индивидуально. Зато в наши города и местечки приезжают иудеи со всего земного шара: из США, Израиля и даже Аргентины, Бразилии, Австралии и ЮАР.</p>

Анна Бодяко

iud Если верить официальной статистике, 28 тысяч граждан нашей страны исповедуют иудаизм, а по данным еврейской общины их от 45 до 50 тысяч. Тем не менее паломнических групп, организованно отправляющихся из Беларуси в Израиль, нет: подобные поездки осуществляются индивидуально. Зато в наши города и местечки приезжают иудеи со всего земного шара: из США, Израиля и даже Аргентины, Бразилии, Австралии и ЮАР.


Поселок Радунь Вороновского рай-она Гродненской области является целью путешествия для религиозных евреев всего мира, стремящихся посетить могилу почитаемого иудеями раввина Хафец Хаима. Хафец Хаим - один из основателей существующей поныне межгосударственной еврейской организации "Агудат Исраэль", автор книги "Хафец Хаим" ("Тот, кто жаждет жизни"), посвященной осуждению греха злословия (название этого труда стало, кстати, и вторым именем знаменитого раввина, известного до того как Исраэль Меир Акоэн.) А самое известное его сочинение -  "Мишна Брура" - принято во всех современных еврейских общинах как авторитетный комментарий кодекса законов Торы и положений, установленных мудрецами. Имя Хафец Хаима связано также с созданием высшего религиозного учебного заведения по подготовке раввинов -  знаменитой Радунской иешивы, которая быстро приобрела славу одной из лучших в Восточной Европе. Здание иешивы, построенное во второй половине XIX века, сохранилось по сей день, правда, сейчас в нем находятся местный клуб и библиотека. А вот с домом знаменитого раввина произошла история, красноречиво иллюстрирующая наше отношение к культурным ценностям: потомки Хафец Хаима, видя, что здание приходит в упадок, выкупили дом, разобрали его и перевезли в Штаты. Остается лишь восхищаться вниманием еврейского народа к своей истории и поражаться собственной недальновидности: ведь здание можно было отреставрировать и поддерживать в надлежащем виде, привлекая тем самым туристов, коих, кстати, немало. Группы паломников-иудеев, посещающих Беларусь, как правило, весьма многочисленны, включают больше 100 человек. За минувший год в нашу страну приезжало 3 таких группы, в нынешнем году - одна. Стоит учитывать, что эти цифры относятся лишь к религиозному туризму, евреев же, приезжающих в рамках так называемого ностальгического туризма или с целью отыскать свои корни, значительно больше.

Еще один обязательный пункт программы туристов-паломников, исповедующих иудаизм,  - Воложин. Здесь находится иешива, известная как "Эм Ха-Ешивот" - "мать иешив" и ставшая прототипом большинства современных иешив. Учебное заведение было основано в 1803 году, а строительство сохранившегося да наших дней здания относится к 1806 году. Несмотря на то, что иешива не раз закрывалась властями, фактически она продолжала открыто существовать и стремительно развиваться. К концу 70-х годов XIX века число учащихся достигло трехсот, а в 80-х - более четырехсот человек, в провинциальный белорусский городок приезжали ученики из самых отдаленных точек земного шара. Окончательно прекратила свое существование иешива только в 1939 году, Воложин же и по сей день остается туристическим центром для религиозных евреев всего мира. К слову, здесь находится и могила основателя иешивы, выдающегося ученого, талмудиста, учителя и подвижника Торы, раввина  Хаима Воложинера.

А вот поселок Мир, хорошо знакомый туристам по ставшему одной из визитных карточек Беларуси Мирскому замку, известен евреям всего света по еще одной прославленной иешиве, второй по величине и значимости после Воложинской. Построенная в 1847 году и просуществовавшая почти столетие, иешива был закрыта в 1940, однако ее отделения до сих пор существуют в Израиле и США.

Беларусь находится в центре основного маршрута, включающего также Литву и Польшу, и группы паломников-иудеев, как правило, задерживаются в наших краях по меньшей мере на два дня. Представители Иудейского религиозного объединения обеспечивают  гостям страны возможность общения с главами общин и еврейским населением любого города, снабжают паломников кошерным питанием и, владея глубокими знаниями истории еврейского народа, выступают в роли гидов. Беларусь является довольно известным направлением среди туристов-паломников, исповедующих иудаизм, но проблем, требующих решения, в этой области также немало. "Значительным шагом вперед стала бы отмена визового режима с Израилем, - считает президент Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь Юрий Дорн. -  В России аналогичное решение привело к увеличению потока туристов в обоих направлениях на 30%". Так уж исторически сложилось, что Беларусь играла выдающуюся роль в национальной истории еврейского народа, а некоторые ее места порой удостаиваются даже гордого эпитета "второй Иерусалим". В то же время с печальной регулярностью в СМИ появляются шокирующие новости - о том, например, что уничтожается старинное еврейское кладбище, а на месте, где когда-то стояла синагога, строится то паркинг, то многоэтажный дом, а то и вовсе появляются сквер или фонтан. Стоит ли объяснять, как подобная информация влияет на имидж Беларуси, - в том числе и туристический. Остается надеяться, что мы научимся грамотно использовать свое культурное наследие, тем самым привлекая туристов.

https://www.traditionrolex.com/8