Израильские специалисты по агротуризму посоветовали хозяевам наших усадеб повышать образовательный уровень
Надежда СУСЛОВА
На прошлой неделе в Минском международном образовательном центре им. Й. Рау проходил семинар, посвященный опыту развития сельского туризма в Израиле. Семинар был организован Центром международного сотрудничества МАШАВ, посольством Государства Израиль в Республике Беларусь, Программой поддержки Беларуси Федерального правительства Германии и БОО "Отдых в деревне".
Для проведения теоретических и практических занятий в Беларусь приехали два крупнейших специалиста в области организации сельского туризма - университетские ученые, профессора Йоэл Мансфельд и Хези Израэли. Перед началом тренинга специалисты из Израиля несколько дней провели в Беларуси, побывали в этнографическом музее "Дудутки", на мемориальном комплексе "Хатынь", в городах Бресте и Иваново, на усадьбах "Приозерная", "Заречаны" и "Буслянка". Гости любезно согласились поделиться впечатлениями от пребывания в нашей стране.
О стране
- Конечно, за несколько дней сложно составить полное представления о стране, но зачастую бывает, что первые впечатления оказываются самыми верными:
Йоэл Мансфельд:
- Беларусь - это дестинация с огромным туристическим потенциалом. Бог наградил Беларусь замечательной природой. Я бы предложил для нее такой маркетинговый слоган: "Беларусь - хорошо сохраняемый секрет". За эти три дня мы убедились, что страна обладает огромным экологическим богатством, в то время как развитые европейские страны уничтожили свою окружающую среду и принесли природу в жертву развитому промышленному производству. Вместе с тем, и в вашей стране произойдет то же самое, если не наладить строгий контроль. На мой взгляд, самое время внедрить определенные стандарты, причем не использовать бездумно чужие, а искать свои. Учитывать при организации сельского туризма не только природные, но и экономические и социально-культурные факторы. Мне кажется, иностранным туристам в Беларуси будет интересно не только посещение усадеб, но и экскурсии в колхозы - это уникальное явление. Нас очень впечатлило, что многие известные люди родом из Беларуси, в том числе целая плеяда замечательных художников: Шагал, Пэн, Сутин: Как получилось, что вы не строите на этих именах свой туристический бизнес?! Мы испытали на вашей земле множество различных эмоций. К примеру, мы приехали в деревню Мотоль 2 августа. Оказалось, что именно в этот день фашисты уничтожили все еврейское население деревни.
Хези Израэли:
- Мне было очень приятно находиться в вашей стране. Особенно меня впечатлили радушные и гостеприимные, красивые люди. Кроме того, мы видели много мест, где сохранились уникальные традиции. Это очень интересно и значимо. Страна изумительно зеленая, очень много прекрасных озер:
О проблемах
- Что вы думаете о проблемах развития туризма, в том числе сельского, в нашей стране?
Йоэл Мансфельд:
- Конечно, за несколько дней нам было сложно понять все ваши проблемы. Но некоторые из них, образно выражаясь, лежат на поверхности. К примеру, на мой взгляд, совершенно недостаточно прилагается маркетинговых усилий. Ваш уникальный турпродукт нужно продвигать более интенсивно. Я бы не советовал увлекаться поиском инвесторов, особенно иностранных. Большое количество инвесторов зачастую ведет к зависимости любого бизнеса от посторонних вливаний. Считаю, что вашим хозяевам, субъектам агротуризма не хватает образовательного уровня. Должна быть непрерывная система подготовки специалистов, которая начинается чуть ли не с детского сада. В нашем университете в Хайфе создана специальная школа для молодых людей, которых учат быть менеджерами сельского туризма, но одновременно и работать в этой сфере. Необходимо более интенсивно перенимать опыт других стран.
Хези Израэли:
- Мне хочется добавить следующее. Иностранные туристы ценят качество услуг. Поэтому в сельской местности необходимо развивать новый уровень инфраструктуры - она должна быть небольшой, чтобы не оказывать негативного влияния на окружающую среду, но соответствовать тенденциям сегодняшнего дня. В районах нужно создавать много бизнесов, работающих ради единой цели - принимать туристов. Это будет единый турпродукт. Подобные инициативы должна поддержать власть. А если говорить в общем, то следует упростить формальности по пересечению вашей границы, снизить стоимость визы: И, конечно, правильное позиционирование страны на внешних рынках, решимость в ликвидации стереотипов.