«ПРИВЕТ, ПОКА»
(17 и 18, Вс и Пн, СТВ, 20-40 и 23-30)
Франция – Италия -- Израиль, 2008, 99 мин., PG. Реж. Грэхэм Гюи («Похитители», «Обет молчания»); в рол.: Фанни Ардан (Жизель Гааш), Жерар Депардье (Ален), Жан Бенгиги (Симон), Лайор Ашкенази (Йосси), Сэссон Габаи (шеф полиции), Жилль Гастон-Дрейфус (Силецки), Франсуаза Кристоф (мама Алена), Жан-Мишель Лами
Жанр. Драма с социальными мотивами и вкраплениями приемов эксцентрической комедии положений.
Настроение. Обычно эту ленту представляют, как сугубо развлекательную, что, на мой взгляд, не просто неверно, а сопряжено с внутренним отторжением, возникающим у зрителей по ходу просмотра. Ведь приготовился от души посмеяться, а почему-то лишь страдальчески переживаешь за героев, угодивших в крайне затруднительную ситуацию. Более того, не иди речь о солидной ветви религии и стране, в которую эмиграция – обычное дело – показалось бы, что героиня попала под влияние тоталитарной секты, поэтому и совершает неразумные поступки. Иначе бережнее была бы к членам своей семьи, которые ее очень любят, да и к себе самой.
С чего началось. Центральные персонажи фильма -- благополучная французская супружеская чета Гааш, комфортно проживающая в Париже. Ее глава Алан – не просто опытный гинеколог, пользующийся авторитетом и спросом, но и занимающийся наукой. Он написал книгу о плаценте, вызвавшую интерес среди профессионалов. Лишить такого человека любимого, творческого дела – жестокость. Алан трепетно относится к супруге Жизель, терпит ее сумасбродства и не цыкает в ответ, даже когда такая реакция определенно пошла бы ей на пользу. Например, когда она, добиваясь своего, подчеркнуто показно разбивает только что подаренный мужем новенький автомобиль. Мол, и не думай, что я могу поступиться принципами. Но Алан, как мне видится, все равно не предполагал, что дойдет до полного, как теперь принято выражаться, переформатирования жизни…
К чему идет? Возможно, рубежом стал брак сына наших героев Симона, после которого тот начал жить самостоятельно и у Жизели стало совсем мало хлопот. Причем стоит отметить, что сын женился на католичке, а свадьба была проведена без религиозного уклона. Да и насколько я понял, Жизель и не еврейка вовсе, а Алан, корни которого находятся в Литве, вспоминает о своей национальности лишь в свете семейной традиции и культурного контекста. Но чтобы оставить все и отправиться в далекую страну, где нет родственников, язык непонятен, а климат -- непривычен, ему логично кажется неразумным. Тем более, что в житейском плане он ощущает себя стопроцентным французом и иной судьбы не мыслит. Однако Жизель за него решает, что до этого они жили неправильно, а теперь пришло время срочно исправить ошибки. Поначалу Алан воспринимает эти планы, как некое чудачество и в целом идет на поводу у любимой, надеясь, что у нее это … пройдет. Он лишь мягко ее отговаривает по каждому конкретному пункту, предлагая оценить потери, которые обязательно случатся.
Консенсунс? В «процессе переговоров» выясняется, что эту даму, про которую казалось все известно за годы совместной жизни, крайне сложно сбить с той тропы, на которую она жестко встала. Тем более, что во время туристической поездки Израиль на обоих супругов произвел очень благоприятное впечатление. Если, конечно, не считать нюансов, вроде жары или обилия вооруженных лиц на улицах. Зато цены на недвижимость показались доступными. Жизель легко находит будущих учителей в вопросах еврейской философии, истории Израиля и иврита, а Алану, что чрезвычайно важно, с ходу предлагают место заведующего отделением серьезной больницы.
Почти «Титаник». Не знаю, насколько дальнейшие события реалистичны в практическом плане, но, судя по фильму, супруги стремительно оформляют израильское гражданство, продают парижский дом, а нажитое за двадцать пять совместно прожитых лет имущество, начиная с мебели и заканчивая фотоальбомами, отправляют контейнером на корабле. Который, как впоследствии оказывается, тонет. Страховка же смехотворна. Мне кажется, что не только надобно, но и легко быть прагматичнее. Начиная с того, чтобы еще до переезда решить вопросы с жильем и работой. Однако все пущено на самотек, взято на веру, как следствие, Алан и Жизель фактически оказываются у разбитого корыта…
Все еще впереди? Впрочем, ощущение катастрофы изводит только Алана, Жизель же воодушевленно проводит время с молодым раввином (и заодно чемпионом по пляжному волейболу). Она по прежнему не хочет идти на уступки и добивается от мужа проведения обряда … обрезания. Алан идет даже на такую жертву, хотя совершающий этот ритуал (без обезболивания и при помощи сексапильной помощницы) врач признается, что впервые имеет дело с взрослым мужчиной. Физические муки Алана ужасны, но, пожалуй, еще хуже, что работает он теперь мойщиком машин, теряя квалификацию и прячась от знакомого французского коллеги, прибывшего на медицинскую конференцию. Добавляет хандры то обстоятельство, что жить приходится в практически пустой затрапезной квартирке, пользуясь лишь тем, что подарили сердобольные (и небогатые) соседи. Дойти до такого кризиса надо уметь, но у наших героев получилось. Теперь осталось разобраться, как и где жить дальше? И оставаться ли семьей? Финал ленты открыт, можно запросто снимать продолжение…
Выводы. Я хорошо помню, как уезжали в Израиль советские евреи, пытаясь заново устроить свою жизнь, скрыться от советской тоталитарной системы и разного рода проявлений антисемитизма. Но чтобы в таком же режиме отправляться из не находящейся за «железным занавесом» современной Франции? Может быть, я не совсем понимаю, а именно в этом и заключен юмор? Но, судя по тому, как был принят фильм – его не поняли нигде. А многие из зрителей назвали картинку откровенно антиизраильской. Впрочем, такое относится, прежде всего, к бюрократической системе страны, которая в данном фильме, вместо того, чтобы помочь, проявляет полное равнодушие, а то и высокомерие.
Персоналии. 59-летние звезды Фанни Ардан и Жерар Депардье, когда-то вместе блиставшие в фильме Франсуа Трюффо «Соседка», пребывают в хорошей форме, но едва ли получили от участия в этой ленте творческое удовлетворение. В съемках были заняты не только израильские актеры, но и жители Центра абсорбции, расположенного в Мевасерет Ционе. По свидетельству очевидцев, в перерывах между дублями Депардье с удовольствием игрался с эфиопскими детьми. А вот иврит давался Жерару с большим трудом. Кстати, приглашал его маститый режиссер и продюсер Менахем Голан («Изо всех сил»). Он сам собирался поставить ленту, но не сложилась.
Прочая информация. Наград фильм не завоевал. Во Франции его посмотрели 64 тыс. зрителей. Бюджет €4 млн. Рейтинг IMDb – 5,1/155 голосов.
«ДЖЕРРИ МАГУАЙР» ***1/2
(18, Пн, ОНТ, 22-10)
Jerry Maguire, CША, 1996, 138 мин., СD, R. Реж.-сцен. Кэмерон Кроу («Холостяки», «Почти знаменит»); в рол.: Том Круз (Джерри Магуайр), Кьюба Гудинг-мл. (Род), Рене Зельвегер (Дороти Б.Магуайр), Келли Престон (Эвери Бишоп), Джерри О’Коннелл (Фрэнк), Джонатан Липницки (Рэй Бойд), Джей Мор (Боб), Бонни Хант (Лоурел Бойд), Реджина Кинг (Марси), Тодд Луисо (Чэд), Надя Деспотович (Уэнди), Элис Кроу (Элис), Эрик Штольц (Этан), Чарли Кронин
Трагикомедия. Полижанровая лента, которую называют ключевым кинопроизведением, адресованным яппи и пришедшему им на смену «поколению Икс» (т.е. родившимся на рубеже 60-70-х гг.). События в ней непринужденно меняют настроение с остроумной, язвительной сатиры на процветающее американское общество на «мыльную» слащавую романтику, а с пропитанного консерватизмом пафоса – на ранящую иронию. Одновременно «Джерри» – довольно нетрадиционный взгляд на мир большого, высокодоходного спорта. Можно даже провести аналогию с кинематографом. Как известно, голливудская продукция является в решающей степени продюсерской. Не зря А.Кончаловский постоянно говорит, что при съемках блокбастеров от режиссеров зависит не многое. Они являются лишь ключевой шестеренкой в отлаженной бизнесменами машине по производству фильмов. Нечто подобное происходит и в американских лигах (хоккей, баскетбол, американский футбол и др.), представляющих собой высокорентабельные производства, в которых тренеры и игроки – наемная рабсила. Неслучайно эти миллионеры то и дело устраивают забастовки, словно «раскрученный» К.Марксом угнетаемый пролетариат. Быть удачливым менеджером в мире спорта не менее выгодно, чем забивать много шайб – при этом без мучительных тренировок, без риска получить кошмарную травму. Главное – много и умело «крутиться» без оглядки на моральные ценности. В отличие от большинства его коллег, преуспевающего спортивного менеджера Джерри Магуайра мучают проблемы нравственности. И однажды, неожиданно не только для близких людей, но и, очевидно, для себя самого, он решает работать честно, думая и об интересах своих клиентов. Выполняя свой план, Джерри оперативно теряет высокооплачиваемую работу, репутацию удачливого дельца, невесту и друзей. А затем, строго в соответствии с основной канвой, влюбляется в мать-одиночку Дороти, которая, в отличие от «очаровательной хищницы» Эвери, конечно же, не откажется от него в трудную минуту... Дальнейшие события и финал ленты сделаны в строгих голливудских традициях, и предсказать их несложно.
По мнению критика С.Кудрявцева, «этот фильм – трагикомическая сказка, одновременно наследующая и оптимистическо-сатирическим комедиям Фрэнка Капры, снятым в 30-е годы. Человек, который добился всего и находится на вершине «просперити» (кстати, и курс Рузвельта в довоенной Америке был рассчитан как раз на то, чтобы от Великой депрессии сразу прийти к преуспеванию), не должен успокаиваться на достигнутом, бездумно почивать на лаврах, страдая лишь от комплекса пресыщения, от так называемой консумофобии, то есть от страха чрезмерного потребления всего и вся. По-русски выражаясь, Америка заелась, обожралась, устала от собственного же благополучия». Первоначально главную роль должен был сыграть дважды «оскароносец» Т.Хэнкс. Но он отказался, вероятно, не поверив в то, что история спортивного агента в постановке малоизвестного режиссера может заинтересовать публику. А вот 33-летний Т.Круз («Миссия невыполнима») не прогадал, согласившись на роль «неудачника», и установил при этом голливудский рекорд: каждая из его пяти последних картин преодолевала престижную отметку сборов в $100 млн. Расстроил Тома разве что ускользнувший заветный «Оскар», сенсационно отданный Д.Рашу («Блеск»).
А вот его темнокожий партнер – 28-летний К.Гудинг-мл. («Человек чести») – добился этой награды, с блеском исполнив роль жаждущего славы и денег игрока в американском футболе. Фраза его персонажа «Покажи мне деньги» стала пословицей, а «пулеметная» речь Кьюбы на церемонии вручения «Оскара» вошла в историю. По мнению киноведов, добиться более серьезных регалий представляемому фильму помешало то обстоятельство, что старшее поколение киноакадемиков оказалось индифферентно к ключевым посылам кинопроизведения. Сопродюсер – топ-режиссер Д.-Л.Брукс («Лучше некуда»). Номинации на премию «Оскар»: фильм, сценарий и монтаж. Премия «Золотой глобус» – Круз. Номинации: фильм и Гудинг-мл. Номинация на «Приз Пяти Континентов» Европейской киноакадемии за лучший неевропейский фильм. Премии «Блокбастер»: Круз, Гудинг-мл. и Зельвегер. Премия MTV – Круз. Номинации: фильм и Зельвегер. 15-летний Д.Липницки («Стюарт Литтл») отмечен премией «Юный артист». Сборы в США $153,6 млн. Сборы за рубежом $119,6 млн. Бюджет $50 млн. Гонорар Круза – $20 млн, а Гудинга-мл. – $0,6 млн. Рейтинг IMDb – 7,3/84285 голосов. ***
«ЗНАТЬ БЫ, ЧТО Я ГЕНИЙ»
(17 и 18, Вс и Пн, Лад, 15-55 и 9-00)
If I Had Known I Was a Genius, США, 2007, 102 мин., R. Реж. Доминик Уиртшафтер (единственная постановка); в рол.: Маркус Редмонд (Майкл Рид), Вупи Голдберг (мама), Кит Дэвид (папа), Дебра Уилсон (Тереза), Шэрон Стоун (Глория Фремонт), Тара Рид (стефании Роббинс), Делла Риз (Нана), Никита Аджер
Ироническая драма по сценарию Маркуса Редмонда, который сам и исполнил главную роль. Он опытный актер («Бойцовский клуб»), но в драматургии больше себя пока не проявлял.
Согласно замыслу, 36-летний чернокожий мужик играет 26-летнего бугая Майкла Рида, изображающего поначалу … 6-летнего мальчика. Причем, вокруг никто не замечает, что это не ребенок. Актер пытается изображать детскую пластику, но этим не слишком заморачивается. В любом случае, в начале фильма сей прием вызывает интерес, но постепенно начинает скорее раздражать. Тем более, что сам по себе сюжет весьма интересен и легко проецируется на многих других людей, которые обладают большими способностями, но не знают, что с ними делать. Дома Майкла не считают особенным, а старшая сестра Тереза и вовсе терроризирует брата. И в затрапезной «черной» школе в нем не видят в нем умника, поэтому решают, что письменные работы он списывает. Но когда выудить признание не получается, а новая проверка выдерживается с честью, тут же появляется комиссия, которая переводит Майкла в «белую» школу. В ней ему очень нравится, он ощущает себя баловнем судьбы, к которому все хорошо относятся уже потому, что он не такой как остальные. Майкл не желал отсюда уходить, но определение его IQ вытягивает лица у педагогов и он оказывается в скучной школе для вундеркиндов. Кстати, восхищаюсь американской системой школьного образования, которая, судя по данному фильму, действует словно старатель, намывающей золотые крупицы. Возможно, Майкл стал бы большим человеком, если бы семья не решила переехать, а в новом месте, уже, будучи юношей, он, прежде всего, пользуется прелестями молодости: катается на скейте и встречается с первой красавицей Стефани. Мама Майкла, экспрессивно сыгранная «оскарной» лауреаткой В.Голдберг («Привидение») скрывает от сына-«урода», что его IQ --165 и нацеливает парня на выгодную работу: архитектором, врачом, психиатром…
В это же время его замечает заводная режиссер студенческого театра Глория, которую эксцентрично изобразила 49-летняя Ш.Стоун («Основной инстинкт»), сбивая с пути истинного. В попытках добиться успеха на ниве лицедейства, выясняется, что ему, будучи черным по фактуре, крайне сложно им же оставаться и в образе. По манерам он скорее белый, что такое же несовпадение, как взрослый ребенок. Успех в телешоу оказывается коротким и некоторое время спустя умница Майкл работает обыкновенным продавцом. Все же очень сложно найти свое истинное место в жизни, даже если судьба к нему подталкивает. От фильма же остается ощущение, что он банально недоделан. Его авторам не хватило класса, чтобы выжать все возможное из плюсов и минусов собственной затеи. Съемки проводились в Лос-Анджелесе. Наград нет. Сборы в России $0,22 млн. Бюджет $4 млн. Рейтинг IMDb -- 5,4/459 голосов. 18% ответивших оценили фильм в 10 баллов, а 14% -- в 1 балл. **
Фильм из программы понедельника "В движении" представлен ЗДЕСЬ.
Новый сериал
«ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ»
(18-22, Пн-Пт, БТ, 21-55)
Россия, 2010, 16 серий, PG. Реж. Алексей Праздников («Морские дьяволы» 1-3); в рол.: Филипп Азаров (Михась), Степан Бекетов (Алексей), Павел Трубинер (Клим Павловский), Борис Щербаков (Виктор Корнеев), Сергей Кошонин (Алексей Дробот), Евгений Ганелин (Самарцев), Лев Дуров (дед Якуб), Владимир Гостюхин («Рыба»), Лянка Грыу (Светланка), Андрей Ильин (Анатолий Лялин), Юрий Ицков (Василь), Борис Смолкин (Игорь Бахтин), Ольга Ломоносова (Анна)
Военные приключения для ТВ. Повествование о деятельности военных разведчиков в первые годы Великой Отечественной войны, а также во время советско-финской компании 1939–1940 гг. Главные герои сериала – секретная группа разведчиков (из 5-го управления РККА), точнее военных диверсантов, которые выполняют особо опасные, секретные и «деликатные» задания. Их послужной список включает сотни выполненных заданий. Среди них – уничтожение отряда фашистских провокаторов, переброска секретных документов, задержание вражеских диверсантов, организация прикрытия советских резидентов и т.д. Многие из этих действий, как ни странно, до сих пор засекречены. Зрители сериала в деталях наблюдают, как проходит подготовка к каждой из операций, нередко требующей не только четкой организации, но и творчества. А затем и реализацию плана. В первой серии, «Ягдкоманда», группе разведчиков, заброшенных в немецкий тыл, предстоит борьба с созданной гитлеровцами бандой, маскирующейся под партизанский отряд. Во второй – «Возвращение коллекции» – героям поручается найти и вывезти бесценную коллекцию предметов искусства, похищенную фашистами при оккупации Петергофа. Действовать приходится в лесах Беларуси и в сотрудничестве с партизанами. Обратите внимание на актерский состав. Рейтинга IMDb нет.