О том, что работа менеджера по туризму – не сахар, говорят чуть ли не все сотрудники турфирм. При этом без явной на то причины никто так просто из этой профессии не уходит, а конкурсы в ВУЗы на туристические специальности – почти 4 человека на место. Опытный специалист всем известной столичной туристической компании, пожелавший остаться анонимом, рассказал TIO.BY, как оплачивается в Беларуси работа сотрудника, недавно получившего диплом и желающего начать карьеру в сфере туризма, на что претендуют молодые специалисты и какие реальные условия предлагают туркомпании, а также насколько отличается зарплата новичка от опытного менеджера по туризму.
Я провожу много собеседований, постоянно общаюсь с молодыми претендентами на роль агента или менеджера по туризму, каждый день веду мониторинг вакансий, предлагаемых в различных белорусских туркомпаниях – как в маленьких агентствах, так и в престижных фирмах. И могу сказать, что резюме, пожелания и представления тех, кто только окончил ВУЗ и претендует на работу в туризме, иногда просто поражают.
«Я хочу работать в туризме, потому что люблю путешествовать и приносить радость людям. Хочу нормированный рабочий день, чтобы меня не беспокоили на выходных, так как это мое законное время отдыха, и зарплату в 1000 USD», – вот с такими запросами приходят сейчас на собеседование в турфирмы молодые, амбициозные, свежие умы.
При этом, когда начинаешь им объяснять, что для того чтобы постоянно путешествовать, надо не работать в туризме, а иметь свою маленькую нефтяную вышку; для того чтобы приносить радость людям, есть много более интересных занятий, а зарплата в начале работы в первые месяцы не будет превышать 300 USD, спесь заметно спадает.
К нам приходят студенты из БГЭУ, Университета физкультуры, иногда колледжей и ССУЗов, показывают, что у них есть диплом по специальности «Туризм», и при этом даже не знают, чем отличается нетто от брутто и мелкое туристическое агентство от туроператора. В таких случаях нам неважно, есть у человека диплом или нет. При желании работать в туризме в турфирму нужно приходить еще до окончания обучения, чтобы получить и практические знания.
Оптимальный вариант – прийти в компанию в летний сезон, устроиться на подработку в визовый отдел, при этом согласиться на то, что вам будут платить в месяц 150 USD и пообещают возможность закрепиться в компании по окончании при качественной работе.
Ведь даже постоянный сотрудник, работающий в визовом отделе, то есть выполняющий простую рутинную бумажную работу, в большинстве турфирм не будет сегодня зарабатывать больше 300 USD. Хотя этим летом ситуация в некоторых турфирмах накалилась: сотрудники визовых отделов просили поднять им зарплату как минимум до 600 USD, а иначе отказывались работать и грозились уйти.
Сейчас реальная средняя заработная плата новичка в туризме, который недавно окончил вуз и имеет небольшой опыт работы, – 150-200 USD ставка + % от продаж. Причем 200 USD считается хорошей ставкой. В данном случае сотруднику предлагаются неплохие проценты. В крупной успешной компании ставка может быть 300-350 USD.
Если же компания при объявлении вакансии предлагает агенту по туризму зарплату в 500 USD, значит, что-то здесь не так и есть какие-то нюансы.
Соответственно, чем больше ставка, тем ниже предлагаемый процент. В среднем сотрудники могут рассчитывать на 10-40 % от прибыли. Но здесь также важно знать, от чистой ли прибыли. Так как если после продажи тура чистая прибыль составляет 200 USD, то после всех денежных операций, переводов и т.д. на выходе часто остается не больше 50 USD. Многие начинающие этого не понимают, а в компаниях этот вопрос, как правило, не оговаривается.
Если же говорить о зарплате менеджера по туризму с опытом и клиентской базой, то, так как в этом сезоне дела идут хорошо, опытный сотрудник вполне может заработать 2000 USD в месяц и больше.
Еще один пункт, по которому хотелось бы высказаться, – необходимость знания английского и других языков для работы в туризме. К нам очень часто приходят после МГЛУ, гордо заявляют о своем идеальном знании английского и на основе этого хотят получить престижную должность. Для чего обычному агенту или менеджеру по туризму нужен английский? Чтобы продавать клиентами «гарашчый Египет», чтобы правильно прочитать название отеля, чтобы написать письмо зарубежным партнерам? Для этого вполне достаточно базовых знаний языка. Сейчас почти во всех зарубежных компаниях, которые имеют много иностранных партнеров, есть сотрудники, знающие русский язык. И даже менеджеру с опытом, который часто лично общается с партнерами, как показывает практика, английский нужен в основном для того, чтобы поболтать на бытовые темы, завязать рядовую беседу.
Чтобы показать студентам, что такое настоящая работа менеджера по туризму, нужно рассказывать, что когда они будут тихо-мирно спать в Минске, в 6 утра им может позвонить недовольный турист из Турции или Египта с вопросами: «Ну и где мой трансфер?» или «Почему меня не заселили в этот отель?». А еще лучше – их не мешало бы отправить в рекламный тур в Египет, и желательно с Pegas Touristik. Когда выезд из отеля в 7 утра, заселение в новый отель в 9 вечера и в промежутке просмотр 50 отелей не самой высокой звездности. Энтузиазм отпал бы сразу у 50%.