<p>Некоторое время назад в Москве была юридически закреплена сделка, которая, возможно, окажет серьезное влияние на въездной туризм в Беларуси. Туристический концерн «Томас Кук» (занимающий вторую позицию после TUI в рейтинге мировых туроператоров) приобрел 51% акций ВАО «Интурист». Может ли данная сделка каким-либо образом повлиять на белорусский туризм, учитывая, что интересы компании «Интурист» в Беларуси представляет крупнейший оператор по въезду – фирма «Вокруг света»? Об этом рассказывает директор компании «Вокруг света» Марина КОНДРАШОВА:</p>

Некоторое время назад в Москве была юридически закреплена сделка, которая, возможно, окажет серьезное влияние на въездной туризм в Беларуси. Туристический концерн «Томас Кук» (занимающий вторую позицию после TUI в рейтинге мировых туроператоров) приобрел 51% акций ВАО «Интурист». Российская туристическая пресса прокомментировала сделку остро и лаконично: «Томас Кук» съел аборигена!» Сами представители «Интуриста» склонны формулировать характер приобретения в принципиально ином ключе: «Старейшая туристическая компания мира объединилась со старейшей российской туркомпанией». Впрочем, объединение коснулось далеко не всех сфер деятельности «Интуриста»: компанию «Томас Кук» заинтересовал лишь туроператорский бизнес ВАО, транспортное и отельное подразделения остались в российской собственности. Может ли данная сделка каким-либо образом повлиять на белорусский туризм, учитывая, что интересы компании «Интурист» в Беларуси представляет крупнейший оператор по въезду – фирма «Вокруг света»? Об этом рассказывает директор компании «Вокруг света» Марина КОНДРАШОВА:

marina – Сейчас основная цель компании «Томас Кук» – наладить в России сеть продаж выездных турпакетов. Беларусь в этом смысле не интересует компанию «Томас Кук». Наш выездной рынок слишком маленький. Оборот этой компании – 9,5 биллиона (!) фунтов стерлингов в год, сеть продаж обслуживает 5 континентов, в сети – более 3 тыс. собственных и франчайзинговых тревел-магазинов. По сравнению с этими объемами белорусский турпоток – капля в море. Зато «Томас Кук» заинтересовался нашим въездным потенциалом. В настоящий момент компания активно формирует пакет предложений по Восточной Европе. Это огромные возможности как для России, так и для Беларуси… Для нас, может быть, даже большие, чем для России. Очень важно, что «Томас Кук» заявил о своей готовности включить Беларусь как туристическую дестинацию в свои каталоги. Фирма «Вокруг света» не раз проводила переговоры с ведущими мировыми операторами (и «Томасом Куком», и «Туи», и «Дертуром») по поводу включения нашей страны в туристические каталоги. Но каждый раз мы слышали одно: «Беларусь нам неинтересна!» Сейчас ситуация кардинально изменилось, и мы этому, безусловно, рады.

– Какой белорусский турпродукт может быть включен в каталоги «Томаса Кука»?

– Экскурсионно-познавательный. В первую очередь это, конечно, комбинированные программы, в которых Беларусь – одна из посещаемых стран региона. За счет единства предложения – Беларусь, Россия, Украина, Казахстан – можно разработать для туристов хорошие маршруты. Думаю, эффект мы увидим уже года через полтора.

– Какие действия в данное время предпринимает «Томас Кук», чтобы оценить российский въездной потенциал и наши возможности?

– Мы уже провели ряд совещаний с «Интуристом» по дальнейшим шагам. В данное время проводится анализ существующих турпродуктов – белорусских и российских. Важно выяснить, какие из них и на каких рынках будут интересны. Уже начались инспекции отелей, в том числе и белорусских. Кстати, аудит гостиниц – очень серьезный этап работы и хорошая проверка для отельеров. Инспекции проводятся как открыто, так и инкогнито. Скажу откровенно – к сожалению, не все наши гостиницы готовы работать с таким оператором и на таком уровне, как это требуют стандарты компании «Томас Кук». Основная проблема белорусских гостиниц – это непредсказуемость: коммерческая, партнерская, психологическая. А компания, которая формирует свою стратегию на годы вперед, не может себе позволить работать с непредсказуемым поставщиком. В данный момент наша задача – выбрать для компании «Томас Кук» предсказуемых, надежных партнеров в Беларуси. Мы должны определить перечень гостиниц, транспортных компаний, других поставщиков турпродукта, которые могут обеспечить достойное качество обслуживания и предсказуемое ведение бизнеса. Не секрет, что некоторые наши гостиницы в условиях острого дефицита резко меняют свою ценовую политику; аналогичным образом ведут себя в отношении скидок и в целом – работы с партнерами. Придерживаясь такой тактики, возможно, сегодня они что-то и выигрывают, в какой-то момент увеличивают свою прибыль. Но стратегически они всегда «в пролете», потому что в конечном итоге теряют партнеров. А крупные международные операторы, однажды столкнувшись с непредсказуемостью, переориентируют свой турпоток раз и навсегда. И западного туроператора абсолютно не интересует тот факт, что в гостинице поменялось руководство, что отелю доведен какой-либо особенный план и так далее. Это бизнес – он существует на четких и понятных всем условиях.

– Каковы в целом мировые тенденции в туризме? Какую моду показала нынешняя лондонская биржа?

– Будем говорить исключительно об экскурсионно-познавательном направлении, поскольку очевидно, что Беларусь входит (или должна входить) именно в эту нишу. В последнее время структура предпочтений потребителя такова, что одна страна, какой бы интересной она ни была, все меньше привлекает туриста. Темп современной жизни очень жесткий. Если человек из своего бурного графика выделяет одну неделю для новых впечатлений, то, естественно, он стремится к максимуму, хочет посмотреть не одну страну, а целый регион. В последние 3-4 года очень популярными стали туры по Прибалтике, часть из них включает и Скандинавию. Белорусские маршруты также хорошо комбинируются с Прибалтикой и Польшей либо с Украиной и Россией. И не надо этого стыдиться! Не стоит бояться того, что люди смотрят Беларусь в комплексе с другими странами. Это мировая мода. Но как «продать» Беларусь, как подать весь регион так, чтобы он был интересен туристу? Эти технологии знает «Томас Кук». Ведь основная проблема белорусского въездного туризма на самом деле не что, а как. Как нам продавать Беларусь?! Этих знаний нам явно не хватает. Не секрет, что даже Россия продается спонтанно, без продумывания специальных маркетинговых ходов. Все мы надеемся, что такая известная корпорация как «Томас Кук» принесет нам технологии. Но и простая арифметика внушает оптимизм. У «Томаса Кука» более 20 миллионов клиентов, которые путешествуют по всему миру. Даже если 1-2% из этих 20 миллионов выберут программу, включающую посещение Беларуси, это уже будет солидное прибавление к нашему въездному туристическому потоку.