Отдел информации
Проблемы в туризме

5 вопросов для экспертно-координационного совета: РСТО о наболевшем в туризме

1 июня в Минске пройдет заседание Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете министров (МЭКС). Республиканский союз туристических организаций предлагает внести на рассмотрение совета ряд вопросов, касающихся туристической сферы Беларуси. Исполнительный директор РСТО Валентин Цехмейстер поделился с редакцией TIO.BY копией документа, направленного на рассмотрение в Минспорта.

Итак, какие же вопросы предлагает рассмотреть РСТО:

1. Вопрос наращивания въездного потока иностранных граждан в Беларусь, способного обеспечить не только загрузку отельного бизнеса, но и привнести соответствующие инвестиции для развития всей инфраструктуры отечественного туризма и экономики страны

СПРАВОЧНО: При активном влиянии Минспорта в принятии соответствующих Указов Главы государства в отношении Беловежской пущи, Августовского канала и безвизового пятидневного въезда в Беларусь иностранных граждан, прибывающих в Национальный аэропорт, сделаны первые шаги по упрощению визовых процедур при въезде иностранных граждан в нашу страну, что принесло свои позитивные результаты.

Для дальнейшего усиления данной позиции, на взгляд отечественного турбизнеса, необходимо одностороннее снижение стоимости виз на приоритетных направлениях туристского спроса и снятие излишних препон в оформлении визовых формальностей и процессе регистрации и учете иностранных посетителей, в первую очередь из европейских стран, а также США и Канады, как наиболее благополучных в вопросе миграционной безопасности.

СПРАВОЧНО: Решение данного вопроса требует внесения некоторых корректив в дополнительную часть Налогового кодекса Республики Беларусь, имея целью получение соответствующих преимуществ и получение выгоды на перспективу в вопросе создания конкурентоспособной среды для привлекательности Беларуси на рынке международного туризма.

2. Коррективы в вопросе налоговой политики

В целях обеспечения конкурентоспособности отечественных отельеров и наращивания экспорта услуг в отельно-гостиничном сегменте полагали бы целесообразным снизить ставку НДС в гостиничном бизнесе до 9-10% по примеру ближайших зарубежных стран (Польша, Литва). Одновременно внести ряд корректив в статистику учета отельно-гостиничных и туристических услуг с целью их упорядочения для более полного и объективного отражения в общей структуре оказываемых услуг.

СПРАВОЧНО: На первых порах государство понесет некоторые издержки из-за недополучения определенных сумм в бюджет по линии НДС, однако усиление менеджмента и маркетинга в вопросе продвижения отечественного отельного и туристического бизнеса на зарубежном рынке услуг позволит в дальнейшем компенсировать их в силу мультипликативного эффекта, присущего природе туризма.

Распространение нормы применения нулевой ставки НДС к туристической организации на реализацию авиабилетов при осуществлении авиаперевозок пассажиров, которую в туризме активно обсуждают еще с 2007 года.       

СПРАВОЧНО: При реализации турфирмой авиабилетов на рейсы иностранных авиакомпаний, местом деятельности и регистрации которых не является Республика Беларусь – местом реализации услуг по авиаперевозке, а значит, и агентских услуг, которые осуществляет белорусская туристическая организация, не будет являться территория Республики Беларусь, и данные услуги не являются объектом обложения НДС ввиду отнесения их к экспортным услугам, а следовательно, подпадающим под действие применения к этой услуге нулевой ставки НДС.

3. Проблема дедолларизации требует особого подхода в сфере туризма

Реализация туристических услуг физическим лицам-резидентам за иностранную валюту  обеспечивает в ходе обозначенного процесса ряд существенных преимуществ для развития национальной экономики, ибо является дополнительным источником поступления в банковскую систему Республики Беларусь наличной иностранной валюты, имеющейся у населения и не вовлеченной в хозяйственный оборот.

При существующей конкуренции на белорусском рынке туризма со стороны российских, украинских, а также иностранных компаний дальнего зарубежья, ими предлагаются нередко демпинговые цены на свои услуги, и значительная часть потенциальных клиентов отечественного бизнеса пользуется услугами данных компаний.

СПРАВОЧНО: При этом расчеты за туристические услуги, как правило, осуществляются в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь, минуя банковские учреждения и туристические компании Республики Беларусь. Как следствие, происходит снижение выручки туристических организаций Республики Беларусь и, соответственно, снижение налоговых поступлений от туристической деятельности в бюджет страны. Кроме того, физические лица, приобретая туристические услуги за наличные денежные средства за пределами Республики Беларусь, будут осуществлять фактически неконтролируемый вывоз валюты из Республики Беларусь. Наличие же агентств, которые производят оказание услуг гражданам по реализации туров в иностранной валюте в нашей республике, позволяет сохранять в стране количество рабочих мест, а клиентам и агентствам бронировать и оплачивать услуги на месте. Соответственно, наличная валюта и налоговые поступления остаются в Республике Беларусь.

Исходя из изложенного, РСТО полагает целесообразным внести коррективы в решение Нацбанка и продлить по крайней мере до окончания 2017 года сроки выдачи туристическим организациям индивидуальных разрешений  на расчеты с физическими лицами в иностранной валюте, поскольку это может привести к снижению налоговых платежей в бюджет, а также вызовет неконтролируемый отток валюты за рубеж при расчетах за туруслуги.

4. Особого внимания заслуживает вопрос внедрения в практику туристической деятельности технологии online бронирования и последующей реализации услуг с использованием договора оказания туристических услуг в электронной форме, где турбизнес возлагает надежды на планируемое Минспортом внесение корректив в Правила оказания туристических услуг.

СПРАВОЧНО: Существующая технология работы отечественных туристических компаний с договорами, оформленными на бумажном носителе, является на сегодня анахронизмом и, с учетом существующей международной практики, значительно усложняет работу с иностранными гражданами и отечественными потребителями.

5. В контексте указаний Главы государства по диверсификации экспорта в решении общего экономического развития страны представляется целесообразным, на взгляд РСТО, определять не позднее окончания каждого календарного года перечень наиболее знаковых событий в спорте, культуре, деловом бизнесе Беларуси в целях их правильного и своевременного продвижения за рубежом и последующей реализации с учетом маркетинговых наработок, полученных в ходе проведения в Беларуси ЧМ по хоккею-2014.

С учетом концептуальных моментов, которые определяются в ходе регулярных заседаний МЭКСа по туризму, полагали бы весьма актуальным и целесообразным включение обозначенных вопросов в повестку МЭКС по туризму при Совете министров Республики Беларусь с целью их обсуждения и дальнейшего внедрения в практику.

Со своей стороны РСТО готов принять участие в обсуждении обозначенных проблем и обеспечить их организационное сопровождение в среде турбизнеса в рамках имеющихся возможностей.

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen