https://www.traditionrolex.com/8
Белорусские туристические организации предлагают меры по урегулированию возникшей ситуации. 

«Туризм не будет прежним». Как туристический сектор Беларуси планирует выходить из кризиса

Белорусские туристические организации предлагают меры по урегулированию возникшей ситуации. 

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Закрытие границ, аннуляции туров и несколько тысяч туристов, пытающихся вернуться в Беларусь, - такова нынешняя ситуация в белорусской туристической сфере. Чтобы замедлить рост недополученной выручки в туристической отрасли в будущем и не дать закрыться компаниям, так или иначе связанным с предоставлением туруслуг, белорусские туристические организации предлагают меры по урегулированию возникшей ситуации. Ранее меры по спасению туристической отрасли предложил РСТО; 19 марта пресс-конференцию по возможным мерам урегулирования кризисной ситуации провел РСТИ. Предложения РСТО можно прочитать на сайте союза турорганизаций, а основные предложения РСТИ TIO.BY приводит здесь. 

“Въездной туризм стал достаточно динамичной растущей отраслью экономики, делающей свой вклад в ВВП, - отмечает Филипп Гулый, председатель правления РСТИ. - Но когда наши соседи закрыли границы, коронавирус перешел в “коронакризис”. Туристы, которые хотели приехать в Беларусь, не приехали, из-за чего страдают объекты размещения, логистика - то есть десятки тысяч сотрудников. Но если в отели и санатории люди сейчас не едут и, соответственно, не приносят деньги, нужно эту инфраструктуру поддерживать - иначе, при сохранении негативной стабильной ситуации, через несколько месяцев объекты размещения вынуждены будут закрываться. Например, со вчерашнего дня несколько отелей Минска уже взяли месяц перерыва и временно приостановили свою деятельность до конца апреля. По нашим оценкам, с 20 февраля по 20 мая объем недополученной выручки в туристической отрасли составил более 4 миллионов долларов. Фактически, мы можем потерять значимую часть нашей экономики. Напомню, что экспорт услуг - это чистые деньги, валюта, поскольку, в отличии от промышленности, здесь нет затрат на себестоимость сырья. 

В сложившейся ситуации с вызовом столкнулись все страны. Но это не значит, что нужно поддаваться паническим настроениям. Кризис - это повод сконцентрироваться, это шанс для реализации. Профессионалы турбизнеса должны консолидироваться, под эгидой республиканских органов управления и правительства выработать внятную стратегию, понять масштаб “бедствия”, а также то, как его частично компенсировать, когда и какими инструментами”. 

В связи с этим РСТИ предлагает на рассмотрение следующие предложения по поддержке туристической отрасли:

1. Создать оперативную рабочую группу на базе Министерства спорта и туризма Республики беларусь с участием представителей Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства по налогам и сборам, “Белавиа”, РСТИ и РСТО для ежедневного обмена`информацией и взаимодействия в целях оперативного получения объективной картины происходящей ситуации, понимания реальных убытков, понесенных субъектами туриндуст4рии за период март — II квартал 2020 г, а также в целях выработки совместной стратегии работы для частичной компенсации убытков в IV квартале — сезоне 2021 г.

“Важно, чтобы оперативная группа работала постоянно и системно. - отмечает Филипп Гулый. - Но без представителей Министерств мы не сможем предложить правительству реальные меры, которые оно будет способно оперативно принять”. 

2.  Совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь начать взаимодействие с медицинскими и туристическими властями Латвии, Литвы и Польши для оценки эпидемиологической обстановки в нашем регионе и определения мер по возобновлению взаимных туристических потоков при стабилизации положения. 

“Мы очень надеемся, что Минтуризма и Министерство здравоохранения примут наши предложения и смогут оперативно начать консультации и взаимодействие с соответствующими органами Польши, Литвы и Латвии. Это наши ближайшие соседи с общими границами, мы эти страны знаем хорошо, и так же хорошо они знают нас; у нас есть взаимные турпотоки. Значит, мы можем вместе заранее готовиться к открытию границ - и от этого выиграют все. Но эту работу нужно начинать уже прямо сейчас”. 

3. Предоставить субъектам туристической деятельности и индустрии право отсрочки по исполнению обязательств по ранее заключенным договорам с туристами до 31.12. 2020 г.

“Насколько это возможно или невозможно, в какой форме и на какой период, - решать налоговым органам и Министерству финансов. Прежде чем просить или требовать этого у государства, нужно понимать инструментарий”, - отмечает Ф.Гулый.

4. Введение налоговых каникул на выплату налогов на прибыль, земельного налога, НДС для организаций, осуществляющих деятельность в сфере экспорта туристических услуг, на период до 31.12.2020 г.

“Долг государству свят, но пусть компании отдадут его чуть позже - им все равно сейчас нечем платить. - считает Филипп Гулый, - Первостепенная задача - сохранить инфраструктуру, кадры, дать людям возможность подготовиться к новому сезону, наладить свои системы”. 

5. Не блокировать счета в случаях проблем во взаиморасчетах у туристической отрасли до стабилизации обстановки (ориентировочно до 01.09.2020 г.).

“Будет происходить недостаток валютной выручки, оборотных средств, нехватка выплаты зарплат и выплаты налогов. Автоматически система заблокирует счета, поставит их на картотеку - и это будет происходить по всей стране”, - отмечает Филипп Гулый.

6. Снизить ставку арендной платы и/или отсрочить арендные платежи, а также применить понижающие коэффициенты по коммунальным платежам для туристических предприятий.

“Тут нужно разбираться с властями, возможно ли это. Если ставку снизят - получат денег меньше; но если не снизят - компании будут вынуждены закрыться, уехать из офисов. Вопрос: придут ли на их место другие компании? Неизвестно”.

7. Проведение заседания рабочей группы с Национальным банком Республики Беларусь по рассмотрению возможных инструментов поддержки предприятий туристической отрасли, а также возможностей льготного кредитования для туристических предприятий.

“Предприятия, особенно в регионах, просят снизить ставку по процентам или отсрочить проценты по кредитам. Но мы не знаем положения банков, могут ли они себе это позволить: опять же, нужен конструктивный диалог. Когда времена тяжелые, зачастую все начинают консолидироваться, и мы хотим донести до банковской сферы наши проблемы и инструменты решения и услышать их предложения”. 

8. Автоматическое продление и признание действительными до 31.12.2020г. туристических виз, выданных иностранным гражданам, но неиспользованных, или выдача им новых виз без оплаты и по упрощённой схеме.

9. Создание списка основных экспортоориентированных предприятий, которые приносят наибольшую валютную выручку стране, чтоб понять, какие могут быть в перспективе точки роста при восстановлении рынка.

“Эти меры должны быть оперативными. Они не требуют ни государственного финансирования, ни каких-либо революционных мер. Они требуют лишь профессионального подхода и конструктивной межведомственной работы. Если, засучив рукава, все поставщики в этой цепочке - объекты размещения, торговли, логистики, под эгидой Министерства спорта и туризма смогут консолидироваться и синхронно выработать меры, не требующие государственных денег, мы сможем не только вернуть себе былое, но и усилить свои позиции”. 

Некоторые из мер, предлагаемых РСТИ, схожи с предложениями, выдвинутыми РСТО, например: право отсрочки по исполнению обязательств по ранее заключенным договорам с туристами до 31.12.2020 г.; налоговые каникулы для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по оказанию туристических услуг; снижение базовой арендной величины и применение понижающих коэффициентов по коммунальным платежам для субъектов туристической деятельности, и другие. 

Можно предположить, что как минимум с этими предложениями согласен весь турбизнес, - и остается надеяться, что хотя бы с внедрением этих мер государство пойдет навстречу туристической сфере. 

https://www.traditionrolex.com/8