Прежде всего несколько слов об идее данного материала. Не стоит рассматривать эту статью как руководство к действию, она лишь суть личные впечатления от непродолжительного пребывания в соседней стране. Не все тут будет истиной и наверняка вызовет определенные споры в заинтересованных кругах. Но просьба не беспокоиться, этот материал для тех, кто мало куда когда ездил и не представляет, что его ждет в Польше, потому немного боится. Прожженным контрабандистам статья тоже никак не пригодится и по идее не будет мешать жить, ваши интересы я постараюсь не освещать, сообщает «
Итак… В Польшу!
Как ни странно, сама идея поездки возникла прежде всего из-за нереализованного потенциала открытой почти год назад визы (для специалистов: она культурная, не за покупками…).
Собственно, виза есть, и уже заканчивается ее срок, в поездок практически нет. А потому решено было в условиях, когда получение нового заветного штампика под вопросом, прокатиться в Варшаву и совместить приятное с полезным. В результате была приобретена страховка на 2 недели (39 у.е. на машину + 5 у.е. на 2-х человек медицинская) с мыслями сделать 2 поездки, одну культурно-разведывательную и вторую – конкретно «за покупками».
Честно говоря, давно не доводилось бывать в Польше, и что там может ожидать путешественника, не очень представлял себе до этого года. Но после двух предварительных поездок в Люблин и Гданьск все немного прояснилось и упростилось. Оказывается, если у вас есть виза и исправный автомобиль, вы можете смело пересекать границу в любом удобном для вас месте. Брестчане имеют в этом плане выбор – «Варшавка», «Домачево», «Песчатка». На первых двух работают камеры, по которым можно сориентироваться, что может ждать на каналах. Как правило, основная масса людей пересекает границу на «Варшавке», потому тут практически всегда очереди, и простоять несколько часов – норма. Мы не искали простых путей и пошли проторенной дорогой (хотя раньше испробовали все переходы) – наш выбор пал на ПП «Варшавский мост».
Переход границы в сторону Польши
Если вы не купили страховку, сделать это можно прямо на въезде, вам все оформят, расскажут и покажут, конкуренция тут высокая, поэтому клиентов буквально вылавливают на дороге. Смело отдавайте ваши денежки, цена будет одинаковой у всех. После того как документы подготовлены (паспорта и документы на машину не забыли?), проезжаем к отстойнику. Именно это место просматривается на камере, но что творится дальше, понять можно только после того, как вас проверят пограничники на въезде и выпишут вам талон. У поляков такого анахронизма нет, наши же по старинке используют бумажки для подписей и печатей. Впрочем, обещают вскоре ввести систему автоматического контроля.
Если вы попали на каналы, вам надо знать, что белорусы проезжают нашу границу по зеленому каналу, а поляки и иже с ними – по красному. Потому обратите внимание на надписи над каналами. Там только 2 цвета, и ваш выбор – зеленый. Как правило, там и очередь поменьше.
На всех переходах существует несколько правил, которые всегда надо соблюдать, – начинать движение только по команде, не сигналить, соблюдать чистоту. Посещать туалеты можно, покидать автомобиль можно, но ненадолго, при этом не шуметь и не создавать неудобств другим страждущим пересечь рубикон. Кстати, тут запрещено проводить фото- и видеосъемку (чуть ли не единственный законодательный запрет).
Итак, вам махнули, вы заехали на осмотр. Выходит из автомобиля только водитель (если, конечно, иное не потребовали у вас сотрудники). Как правило, пограничники забирают паспорта, при этом проверяя багажник. Могут осмотреть и таможенники, но не всегда. Вывозить из страны практически нечего, кроме топлива, сигарет и спиртного. Наши ратуют за топливо (раз в 8 суток, не забываем!), а поляки ищут спиртное и сигареты. Хотя и наши не брезгуют, ведь за большой улов можно конфисковать автомобиль.
Когда вы получаете назад свои паспорта, можно проезжать к собственно самому Варшавскому мосту. Это узенький мост через р. Буг, соединяющий польский и белорусский берега реки, и как только вам удалось его пересечь, вы на польской стороне.
Тут скорее всего вас удивит значительно большая очередь. Наши работают, похоже, несколько быстрее польских коллег, но это потому, что поляки чуть более тщательно проверяют. А ищут они в основном сигареты и водку. Те, кто может себе позволить не везти ничего из перечисленного (и вообще ничего, требующего декларирования), могут двигаться по зеленому каналу, он там один, и, как правило, на него мало машин. Все, кто везут хотя бы «норму», стоят на красные каналы, которые и создают массовость.
Если вы не примелькались на переходе, и ваша личность и машина не вызывает недоверия у поляков, проезд не будет сложным. Проверка паспорта, проверка таможенной службы, и шлагбаум открывается. Вы – в Польше…
На заметку путешественнику-автомобилисту
Так как вы пересекли границу другой страны, неплохо бы хоть немного ознакомиться с правилами, которые тут нужно соблюдать. Итак, самое важное – скорость в населенных пунктах 50 км/ч (а не 60, как у нас), вне – 90 (или по знакам). Двигаться разрешено исключительно со включенным ближним светом фар, пассажиры должны быть пристегнутыми не только спереди, но и сзади. Дети до 12 лет обязательно должны перевозиться в детских сиденьях, что нам непривычно, но что делать…
Вот, собственно, и все особенности, как видите, не так уж и много.
Дорога до Варшавы
Это, наверное, самый большой позор и недостаток этой страны. Нет, качество полотна превосходное! Но вот количество населенных пунктов на трассе и ее узость удивляют неподготовленных водителей. Такое ощущение, что все время едешь по городу. Есть лишь одна объездная на всем пути до Варшавы. Перед г. Минск-Мазовецкий будет указатель направо на Варшаву, стоит к нему прислушаться. Вас ждет около 20 км отличной скоростной трассы, и выедете вы опять на ту же дорогу, только… с другой стороны от населенного пункта.
А в остальном – сплошные городки и узкая, однополосная дорога. И по ней идет весь международный поток – фуры, автобусы, легковушки. А иного пути тут нет, приходится мириться.
Из советов водителям – держаться в потоке, можно пристроиться к другому автомобилю и выдерживать его скоростной стиль. Обязательно обращайте внимание на знаки камер, они реально работают, а ночью ярко слепят вспышкой. Правда, некоторые утверждают, что пока белорусов не штрафуют, по крайней мере такие рассказы ходят между водителями, но ситуация изменится с 1 января 2013 года, когда в Польше начнет действовать закон на эту тему.
Если вы видите, что вас хотят обогнать, примите правее, на заасфальтированную обочину дороги, водитель совершит безопасный маневр обгона и поблагодарит вас «аварийкой».
Топливо у них стоит намного дороже, чем у нас. Запасаться надо на нашей территории, и желательно с расчетом на путь и туда, и обратно, плюс запас на непредвиденные передвижения. Вообще-то топливо – это тот товар, который нынче пользуется спросом у поляков, а раз есть спрос, то есть и предложение. Но связываться с этим бизнесом можно, только если есть действительно серьезная необходимость.
Варшава – город контрастов
Без навигатора тут непросто, потому не мудрствуем, и уж если едем сюда в первый раз, ищем навигатор с картами заранее. Если вы хотите попасть в тот или иной магазин, найдите его в сети интернет, у них на сайтах всегда есть возможность посмотреть на карте расположение. Это же место находим на навигаторе, запоминаем точку и едем к ней. Если вы просто едете лишь бы куда – вам надо посетить Старый город и центр (лучше вечером).
Не стоит беспокоиться о безопасности, тут вас никто не тронет, не обидит. Впрочем, и полиции на улицах города вы не встретите, там нет такого патрулирования, как у нас. Криминал наверняка существует, и, как и везде, надо соблюдать меры безопасности. Но это само собой.
И на улице, и в магазинах вас без труда поймут, даже если вы говорите только на русском. Однако после непродолжительного общения с поляками привыкаешь и понимаешь, что они говорят, и сам начинаешь невольно говорить так, как они. На вас не будут смотреть, как на нечто удивительное: в странах Евросоюза свободное перемещение граждан между границами – норма.
Деньги
Так как у вас в любом случае будут расходы, вам придется обменять некоторую сумму на злотые. Опытные путешественники делают это сразу в обменнике на выезде с перехода. Как показывает практика, тут самый выгодный курс, в Варшаве и даже в Бялой он ниже. Потому меняем заготовленную сумму полностью. В магазинах рассчитаться валютой не получится никак. Впрочем, есть выход.
Если вы современный человек и у вас есть счет в банке, наверняка ваш банк умеет выдавать международную карточку Visa (к примеру). Не думайте, что это дорого и стоит денег. Совсем нет, за это даже еще и приплачивают в нынешних, посткризисных условиях! Речь о так называемых карточках со вкладом. В некоторых банках (проверено) вы просто кладете некоторую сумму денег, получаете карточку (1 час – и она у вас), и пользуетесь ею на территории любой страны – Беларуси, Польши и т. д. Курс конверсии вполне хороший, выгоднее, чем купить тут доллары, там их сдать на злотые. Таким образом, вы получаете сразу два преимущества – оберегаете свои деньги от хищения, избавляетесь от необходимости искать обменники. Ах да, три – на остаток банк начислит процент. В белорусских рублях 20–30%, в долларах – 3-4% (на текущий момент).
Рассчитываться карточкой можно везде, никаких проблем никогда не возникало, главное – хороший положительный баланс
Tax Free (или ваты)
Что это такое, объяснять, думаю, не надо. Но есть некоторые особенности, которые надо знать. В приграничных городах вы сможете воспользоваться этой системой в любом магазине, никто не удивится этому. Более того, вам еще и напомнят, если вы забыли. Если вы покупаете товар на сумму более 200 PLN, магазин вам выпишет специальный документ, который надо потом заверить на польской границе о том, что вы вывезли данный товар. Не стоит думать, что тут есть какие-то сложности, все очень упрощено, единственное неудобство: вам надо вернуться второй раз за вашими денежками. Или попросить их забрать знакомого, который бывает в Польше. Но есть и другой выход.
Важно! На портале «Виртуальный Брест» опубликованы карты магазинов польских городов Тересполь, Бяла-Подляска и Белосток!
С возвратом Tax Free в магазинах работают только в приграничной зоне; в Варшаве, к примеру, ни в одном магазине вам ничего не вернут. Зато все добросовестно оформят. Только предупредите заранее продавца, вам скажут, куда обратиться, и разделят покупку, если в чеке более 20 товаров (не забывая при этом про минимум 200 PLN). Так как же забирать «ваты» с покупок из Варшавы? Да еще проще, чем из других мест, –прямо на границе и прямо в момент выезда. То есть вы оформили на выезде документы и сразу бегом в здание рядом с переходом в кассу, подаете ваши документы и получаете деньги. Почему так не делать с остальными магазинами, которые возвращают сами? Потому что суммы разные. К примеру, возврат с суммы покупки в Варшаве от 200 до 250 PLN составил 27, от 300 до 350 – 40. Это меньше, чем сможет вернуть вам магазин. Потому белорусы предпочитают делать покупки рядом и пользоваться значительными скидками посредством системы Tax Free.
Возвращение на родину
Один из самых волнительных моментов. Надо ведь как-то и вернуться, в магазине не думаешь про последствия и, видя их «антикризисные» цены, да еще и с огромными скидками, хочешь купить все. А если вам еще вы узнаете, что средняя зарплата у поляков около 1200 долларов, вам станет понятно, что они ходят в магазин и, не задумываясь, покупают то, что им надо.
Но вот вы на границе, и вам надо побыстрее вернуться. На польской стороне быстро не выйдет, так как определенное время займет оформление Tax Free, а потому придется ехать на красный канал. Бояться тут нечего и прятать ничего не надо. Даже наоборот: придется, возможно, показать все ваши покупки, чтобы инспектор мог убедиться, что они покидают страну. Сразу после пограничного и таможенного контроля у вас соберут все бумажки, оформят их, и… можно возвращать в кассе деньги, если покупки сделаны далеко, и вас не смущает небольшой процент.
Далее едем на нашу сторону. Тут придется выбирать – или красный канал, или зеленый. Если у вас есть электротовары или вы везете более 50 кг (или на сумму 1500 евро) на человека, ваш выбор – красный. Но туда всегда очередь, и немаленькая, поэтому есть желание двигаться на зеленый. Если вы купили бытовую химию, вещи, обувь и не превысили указанный выше лимит, и не имеете более 3-х экземпляров однотипного товара, можете пробовать упрощенную процедуру зеленого канала. Вот тут прожженные контрабандисты стараются рассредоточить товар (даже если он чисто для себя) по автомобилю, используют накопленный опыт и уловки, к примеру, заранее избавляются от пакетов, упаковок, этикеток. Некоторые часть надевают-обувают на себя. И все лишь для того, чтобы не привлечь к себе внимание пограничников или таможенников. Потому что, как оказалось, даже явное попадание в законную «норму» далеко не гарантирует вам беспрепятственный зеленый канал.
О незавидной доле служителей границы
Никто не спорит, работа у пограничников и таможенников сложная и ответственная. Они стоят на страже, охраняют рубежи нашей Родины, создают надежный заслон контрабанде и бла-бла-бла… Но в реальности существует некий барьер между служивыми на границе и людьми в очереди. И он в том, что все, кто переезжают границу, явно вернулись из лучшего мира (в смысле экономического благополучия) и явно значительно поправили свое персональное положение теми или иными товарами. А они – на холоде, под дождем, и должны принять вас с улыбкой, понять и иногда простить. Вот и не получается у всех, особенно если поставлена задача – найти и обеспечить, усилить бдительность и т. д. В результате недоразумения возникают на ровном месте.
В последнюю из двух поездок довелось попасть на некую черную бригаду пограничников, которые практически всех с зеленого канала полностью проверяли. В результате у нас было обнаружено по две пары детской обуви на человека (не скрывали, брали для детей, по ценам в 2-3 раза ниже… белорусских, конечно). Ах да, внимательный читатель по идее тут вспомнит про 3 пары однотипного товара на человека. Ну так могли бы и 3 брать по закону, но решили не наглеть и перестраховаться, мало ли… Да и обувь вся была не однотипная, и одна пара – детские тапочки, про которые было сказано, что это все равно обувь.
Ну что тут поделать, молодой таможенник не стал слушать объяснения трех многодетных мам и вернул нас для прохождения на красный канал. Ну, спасибо, что хоть не в Польшу обратно!
Стоит сделать отступление о времени. Дело в том, что у Польши с Беларусью разница в 2 часа (зимнее время), а магазины у них работают до 22-х, а значит, выбраться из Варшавы мы смогли только в 12 ночи по-нашему. Плюс три часа на дорогу, плюс час на поляков, и вот в 4 утра едут люди и везут вещи чисто для личного пользования. Ну, разве не подозрительно?
Конечно, любой уважающий себя таможенник немедленно заподозрит в трех особах злостных контрабандисток (отсутствие печатей в паспорте о предыдущих недавних никак не повлияло на это мнение). Специально для таких случаев наши служивые не имеют имен на бэджах, только номера. Потому некий 09-0958 никак не стал разбираться в ситуации и просто не пропустил нашу машину, формально придравшись к двум парам обуви на человека.
Надо отдать должное сотруднице таможни, которая принимала наши декларации, после того как еще час мы простояли на красном канале. Для начала она никак не могла понять, что мы тут делаем, так как перемещаемые товары были явно не «декларируемого» профиля. Наконец, раз уж мы попали в ее руки, было решено и ограничиться злополучной обувью, а больше ничего в декларации не указывать. Заполненные бумажки были проверены, переписаны, опять проверены, и нас отпустили.
P. S. Вздохнув с облегчением и мысленно пожелав удачи служивым в охране рубежей нашей Родины от наплыва недорогих товаров, мы вернулись домой. Как ни крути, а человек счастлив лишь там, где его дом.