По итогам активного сезона белорусский турбизнес опустился на уровень 2007 года, а нынешняя зима будет тяжелейшим периодом для отечественных турфирм - к такому выводу пришли представители крупных туристических компаний на встрече, организованной газетой "Туризм и отдых". В "круглом столе" приняли участие: Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО - директор туристической компании "АлатанТур", Александр ВАНЮКОВ - директор туристической компании "Санни Трэвел", Дмитрий ПЛАТКОВ - директор туристической компании "ВЛП", Людмила СЫРКИНА - директор туристической компании "Туссон Вояж", Лилия КОБЗИК - редактор газеты "Туризм и отдых".

q1 По итогам активного сезона белорусский турбизнес опустился на уровень 2007 года, а нынешняя зима будет тяжелейшим периодом для отечественных турфирм - к такому выводу пришли представители крупных туристических компаний на встрече, организованной газетой "Туризм и отдых". В "круглом столе" приняли участие: Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО - директор туристической компании "АлатанТур", Александр ВАНЮКОВ - директор туристической компании "Санни Трэвел", Дмитрий ПЛАТКОВ - директор туристической компании "ВЛП", Людмила СЫРКИНА - директор туристической компании "Туссон Вояж", Лилия КОБЗИК - редактор газеты "Туризм и отдых".

О гибких и негибких направлениях сезона

q2 Лилия Кобзик: - Уважаемые коллеги, итоги нынешнего лета в количественном отношении, как правило, сводятся к констатации общего падения продаж на 20-30 и даже 50%, но за огульными цифрами совершенно потерялась конкретная аналитика - а что же происходило на направлениях, где потери были наиболее велики, а где минимальны? Все ли оказались равны перед кризисом? Традиционно барометром состояния белорусского туристического рынка являлась Турция. Как сезон откорректировал этот сегмент продаж?

q3 Алексей Стрельченко: - Турция по-прежнему является наиболее "клиентоемким" направлением. Турфирмы, как и прежде, больше всего зарабатывают на Турции. Но и самое большое снижение объемов продаж, естественно, произошло на этом самом мощном рынке. Вообще, ситуация в целом по сезону развивалась довольно необычно. Если проанализировать периоды продаж, то давайте вспомним: в марте-апреле-мае все мы чувствовали себя очень бодро и смотрели на сезон весьма оптимистично. Весенние месяцы посулили нам очень большие надежды на лето. Мы успокоились на волне раннего бронирования. Но мы не учли, что турецкие партнеры, хотельеры практически не предложили программ раннего бронирования. Это действительно удивительный факт - они не стали в данной инициативе лидерами, не проявили той гибкости, которой всегда отличалась Турция. Самые интересные предложения, специальные цены, новшества, бонусы - все это всегда было характерно именно для Турции. Но в этом сезоне с интересными ценами по раннему бронированию вышли другие направления. И здесь очевиден значительный успех Болгарии и Греции. В частности, в нашей фирме, думаю, что и в других компаниях, объемы продаж по этим двум направлениям серьезно выросли. И это не удивительно! Болгария "выкинула" цены на начало сезона ниже турецких - естественно, болгарские пакеты продавались прекрасно. И заметьте, обычные страхи туристов, к которым мы уже привыкли, - "ой, в Болгарии в июне отдыхать невозможно - холодно!" - ушли в прошлое: выяснилось, что на самом деле людей волновали вопросы цены, а не погоды, и когда была предложена приемлемая цена, болгарские чартеры загрузились "под завязку". Направление, которое в течение 5 лет находилось на одном уровне, вдруг совершило значительный скачок. То же самое можно сказать о Греции. С другой стороны, излишние иллюзии питать тоже не стоит: увеличение продаж происходило именно за счет программ раннего бронирования. Но и далее, например, греческое направление, поддерживалось различными бонусами. Вспомним конец июля - начало августа. Компания "Музенидис Тревел" открывала бесплатные визы. Это ж не за счет греческого правительства - фирма делала это из своего кармана, чтобы поддержать направление. А сейчас уже, справедливости ради заметим, что и греческий энтузиазм поостыл - в частности, в отношении регулярного рейса в Салоники. Отмечу также лично меня весьма удивившую тенденцию сезона. По Болгарии, при возросшем объеме продаж, - ни одной жалобы, тишина. А по Турции количество жалоб резко возросло. По сути, что происходило в этом сезоне на направлении? Изменение уровня сервиса. Турист, который годами ездил в один и тот же отель, уже привык к нему, хорошо его знал - вдруг обнаруживал, что на пляже, принадлежащем отелю, нет бесплатных полотенец, набор блюд на шведском столе резко сокращен, а в ресторане а ля карт подают не бутылочку французского вина, а "тюркиш вайн". Когда такую политику проводят самые популярные отели, сложно не прогнозировать отток клиентов.

q4 Дмитрий Платков: - По Турции снижение продаж действительно ощутимое. И в первую очередь - из-за падения уровня сервиса. В этом сезоне невозможно было предлагать клиентам отдых в Турции, оставаясь в рамках наработанной репутации. По этому направлению сейчас происходит вот что: цены взвинчиваются, качество услуг падает. В обычную гостиницу "пять звезд" нужно отправлять клиента, который либо нигде не отдыхал, следовательно, ему в любом случае понравится, либо самостоятельно ставить классификацию отелю "три звезды": хотите - езжайте!

q5 Александр Ванюков: - Я бы все-таки не был так категоричен в отношении Турции. Да, в нынешнем году снижение планки сервиса действительно ощущалось, но, возможно, это объясняется кризисом. Турецкие хотельеры вынуждены были уменьшать количество персонала, сокращать расходы, экономить на сервисе. Но давайте скажем честно: приблизительно то же самое происходило и на других направлениях. Просто отдых в других странах - не такой популярный и массовый, тенденции не так ярки и заметны.

Лилия Кобзик
: - При этом не исключено, что Турция как туристическое направление просто вошла в это кризисное лето, находясь на том этапе развития, который некоторые аналитики охарактеризовали термином "усталость турпродукта". В данном случае, возможно, есть смысл говорить об "усталости" системы all inclusive?

Алексей Стрельченко: - Я так не думаю. Сегодня ситуация такова, что, кроме "все включено", Турция, по сути, не может ничего предложить. Если говорить конкретно о системе питания, то не будем забывать, что рестораны в Турции, мягко говоря, недешевые. У нас, конечно, сохранилось восприятие Турции как дешевой страны, - но это, скорее, касается ширпотреба, а именно - хлопчатобумажных и кожаных изделий. Рестораны в Турции достаточно дороги.

Дмитрий Платков
: - Ты абсолютно прав, Алексей. При этом, рассуждая об "общепите" в Турции, нужно подчеркнуть, что на Анталийской ривьере ресторанов нет. А на Эгейском побережье - в Бодруме, Мармарисе, Чешме, Кушадасах - система "все включено" в настоящее время буквально уничтожает всю сопутствующую инфраструктуру. Если еще лет 5-7 назад туристы приезжали на эти курорты, чтобы куда-то сходить вечером, что-то посмотреть, то теперь это почти невозможно. Когда-то в Бодруме на одном "пятачке" было около 50-ти ресторанчиков - один лучше другого, колоритнейшие местечки! - а сегодня от них практически ничего не осталось, потому что все туристы кормятся на шведском столе. В целом, на мой взгляд, турецкие партнеры в этом сезоне что-то недодумали. Они, безусловно, договорились об общей стратегии, они держали цены, но в результате Турция потеряла часть клиентуры.

Лилия Кобзик: - Людмила, ваше агентство "горящих путевок" продает практически все направления. Таким образом, вам хорошо видна общая картина сезона, и, в частности, продажи Турции в сравнении с другими направлениями. На ваш взгляд, каковы итоги?

q6 Людмила Сыркина: - Выслушав мнения коллег, замечу, что у меня несколько другие наблюдения. Да, общее падение продаж и у нас составило порядка 20%, но Турция, несомненно, осталась самым востребованным продуктом, и в ближайшем будущем приоритеты клиентов вряд ли сильно поменяются. Зато, по моим наблюдениям, в этом сезоне "выхолостился" целый слой состоятельных клиентов, которые могли взять высокую ценовую планку, в том числе и по Турции. В то же время клиент, у которого денег немного, отдыхать поехал. Вообще, тех проблем, с которыми сталкивается, например, Дмитрий как директор компании, имеющей наработанную клиентуру, для нашего агентства "горящих туров" не существует. Нашему клиенту важна в первую очередь цена или сочетание "цена-качество".

Об откате на прошлогодние позиции

Лилия Кобзик: - И все-таки, допустимо ли, анализируя итоги сезона, говорить о неком обвале продаж и направлений?

Алексей Стрельченко: - Лилия, думаю, абсолютно ошибочно употреблять какие-то превосходные степени в определении того, что происходило летом. Об обвале нет и речи. Собственно говоря, коллеги, с чем мы сравниваем? С 2008-м годом, который был аномально хорош (сейчас-то мы это понимаем) и практически всем туристическим компаниям принес рост доходов?.. Да, нынешнее лето обернулось 20%-ным падением продаж турецких пакетов - но, откровенно говоря, это уровень 2007-го года. В 2007-м мы считали свои объемы продаж по Турции обвальными?! Да ничего подобного! Мы сочли тот год довольно успешным. Давайте признаем, что белорусский турбизнес откатился на уровень позапрошлогодних продаж. Но категорично рассуждать об обвальной ситуации, о катастрофическом положении в туризме - нельзя! И уже упомянутые состоятельные клиенты, кстати, тоже никуда не исчезли, просто в минувшем сезоне они заказывали не такие дорогие отели, как раньше.
Кто-то из них и вовсе отказался от услуг турагентств, самостоятельно забронировав гостиницу. В этом случае они не попадают в статистику.

Александр Ванюков: - Общая аналитика по рынку указывает на потери в диапазоне от 20 до 45%, но это касается прибыли туристических компаний. Потери клиентского рынка составляют порядка 15%.

Людмила Сыркина
: - Кроме того, я бы подчеркнула, что минувший сезон обернулся серьезным изменением мышления туриста. По моим наблюдениям, "магазин горящих путевок" как бренд постепенно уходит в прошлое. Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что и в следующем сезоне турист, скорее всего, будет ориентироваться на систему ранних продаж. Чем ближе к вылету - тем выше цена.

Дмитрий Платков
: - Людмила, но вы же знаете, что это только до определенного момента. Потом цена все равно падает.

Людмила Сыркина: - Да, если говорить о провальных датах. Но их не так много. Будем откровенны - в основном-то все туры раскупались!

О странностях продаж в регионах

Лилия Кобзик: - Любопытно, как развивалась ситуация с продажами в регионах? Информация поступала довольно противоречивая:

Алексей Стрельченко: - Анализ работы наших филиалов показывает следующую картину. Довольно значительное увеличение продаж турецких программ в Бресте. Брестская клиентура, в целом, стала ориентироваться на вылеты из Львова, и мы смогли стимулировать эту программу, предоставив нашим клиентам с помощью фирмы TEZ TOUR бесплатный трансфер Брест - Львов - Брест. Брест, кстати, показал рост клиентского потока не только по турецким программам, но и по ряду других. В Гомеле, где клиентура ориентируется в основном на туры с вылетом из Киева, к сожалению, наблюдается снижение количества приобретенных туров, хотя, в целом, можно говорить о неплохой картине продаж - во всяком случае, на фоне кризиса. Из региональных тенденций, пожалуй, можно отметить, что могилевская клиентура, начиная с этого сезона, стала больше ориентироваться на Киев, чем на Москву. Филиалы в Витебске и Новополоцке традиционно продают туры с вылетом из российской столицы. А вот Гродно - пожалуй, один из самых непонятных, трудно анализируемых регионов. Хотя очевидно, что гродненская клиентура больше всего ориентирована на Минск.

Александр Ванюков: - У нас картина по региональным продажам, к сожалению, не столь оптимистична. Возможно, это связано с тактикой, выбранной в этом сезоне нашими клиентами, которые, как известно, относятся к категории состоятельных людей. Это то, о чем выше говорила Людмила, - "выхолащивание" слоя богатых туристов, которые либо вовсе отказались от отдыха в этом году, либо поехали самостоятельно. Сейчас, в сентябре - октябре, продажи в регионах пошли вверх, а летом было очевидное, очень значительное падение.

Алексей Стрельченко: - Хочу отметить, что "АлатанТур" представлен в 9 городах страны. И если в предыдущие годы соотношение по продажам было таким: 60% - Минск, 40% - регионы, то в 2009-м все произошло с точностью до наоборот: регионы продавали больше, чем столица. Но радоваться, ликовать, говорить, что "провинция нам поможет", что регионы живут в каком-то другом мире, в котором нет кризиса, - конечно, нельзя! Как говорится, в конечности кровь доходит позднее. То, что регионы еще "прихватит", это ясно. Просто туда еще не докатилась ударная волна. Я убежден, что межсезонье в этом году будет тоскливейшее и особенно - в регионах. Возможно, пик кризиса придется как раз на осень-зиму.

О скидках и "фирмах-терминаторах"


Лилия Кобзик: - Что по ходу сезона происходило с ценами? Какова была политика фирм?

Людмила Сыркина: - Мне кажется, то, что творилось летом в ценовой политике, в частности - в системе скидок, нанесло рынку урон, едва ли не больший, чем кризис.

Алексей Стрельченко: - Да, в этом году был какой-то странный "парад скидок"!

Людмила Сыркина
: - Могу рассказать о политике нашей фирмы. Из года в год нас как агентство "горящих туров" обвиняют в необоснованных снижениях цены. Но при этом я практически всегда даю стандартные 2% скидки, постоянным клиентам - 3%. Идя на этот "круглый стол", я специально посмотрела статистику. Лишь семерым клиентам в этом сезоне мы предоставили 5% скидки, но они просто вынудили нас сделать это. И что в результате? В результате, многие туристы долго выбирали у нас туры, а потом просто уходили со словами: "В "Топ-Туре", "АлатанТуре" дают 5%, идем туда!"

Алексей Стрельченко: - Людмила, мы вынуждены были это делать! В противном случае, клиент уходил в так называемые "фирмы-терминаторы" (мы все хорошо знаем эти компании!), которые давали 10% (!) со своей комиссии.

Людмила Сыркина
: - Да, в этом году в рекламных объявлениях предлагались и 7, и 10, и даже 13% скидки. Объясните мне, как агент со своей комиссии, которая в лучшем случае составляет 12%, дает 13% скидки? Возникает вопрос: что же на самом деле представляют собой эти фирмы? Как они могут работать? Мы один раз попробовали дать скидку 10%, и все пошло прахом, мы оказались в таких минусах, что не знали, как выбраться! Клиент просто не осознает, что, один раз приобретая тур ниже себестоимости, он рискует следующим летом покупать тур уже втридорога. Но мы-то, профессионалы, понимаем, что происходит:

Алексей Стрельченко
: - Естественно, предоставляя 8-10% скидки, нормально жить и развиваться предприятие не может!

Александр Ванюков: - Что касается нашей фирмы, то скидки мы, конечно, предлагали. Это естественно - в условиях кризиса надо действовать достаточно гибко. Поэтому, чтобы продавать, мы предпринимали различные маркетинговые ходы - вывешивали на сайте так называемые "предложения дня", продавали продукт по себестоимости, значительно снижали цену для постоянных клиентов. Но все же мы не демпинговали. Наше стандартное предложение: 5-7% скидки от наземного обслуживания - это практически то же самое, что 2-3% от всего пакета.

Дмитрий Платков
: - Мы тоже вынуждены были озвучивать скидки, но, чтобы сохранить клиентуру, оградить себя и не вносить дисбаланс в рынок, мы просто уводили клиента от продукта, где действовали те самые "фирмы-терминаторы". Вообще, мне кажется, что никто из здесь присутствующих не занимается демпингом - просто потому, что мы не в состоянии это делать. Для того чтобы демпинговать, нужно иметь большой запас, мощные обороты, значительные объемы. Вряд ли кто-то из белорусских фирм может этим похвастать.

О единстве

Лилия Кобзик
: - Очевидно, больной вопрос, но можно ли было минимизировать потери?

Александр Ванюков: - Наверное, можно было. Недавно мы обсуждали с московскими партнерами их кипрские программы. Итог этих программ - отличный сезон, как никогда - удачный год. Вот тебе и кризис! В начале сезона они сумели договориться, не демпинговали и в результате все заработали. Если бы на нашем рынке были четкие договоренности по каждому направлению, сезон можно было бы отработать спокойнее. Периодически рынок лихорадило от переизбытка перевозки. Вспомните, как только "Топ-Тур" снял второй рейс на Кушадасы - пошла нормальная загрузка направления.

Алексей Стрельченко: - В таком случае, интересный вопрос: какую стратегию выстраивают наши авиаброкеры? По всем прошлым годам было видно, что самое тяжелое время сезона - это вторая половина июля - начало августа. В этом году, откровенно говоря, весь июль был провальный. Но это можно было предвидеть и осторожно выстроить графики полетов, а не просто слепо скопировать прошлогоднее количество рейсов.

Дмитрий Платков: - Это верно. Но ведь перевозчики верстают программы с учетом заявленных фирмами блоков. Лично я сократил турецкую программу в два раза, потому что предчувствовал, что Турция будет "в пролете", и в принципе, мы хорошо отгрузили направление.

Алексей Стрельченко: - Конечно, нам надо было свои аппетиты умерять, но мы составляли свои программы фактически до начала проблем.

Александр Ванюков
: - Как правило, когда составляются графики будущих полетов, все надеются на лучшее - даже несмотря на кризис.

Алексей Стрельченко
: - В качестве примера единой политики могу привести украинскую ситуацию. В начале сентября я был в Киеве, общался с коллегами. Там операторы в начале сезона приняли решение держать единую комиссию для агентов (причем серьезно урезали ее - с 14 до 11-12%) и четко выдержали свои договоренности.

Лилия Кобзик: - По вашему мнению, способны ли основные игроки нашего рынка договориться в вопросах той же агентской комиссии, скидок, чартеров?

Алексей Стрельченко
: - Белорусский рынок вряд ли можно назвать сплоченным. Все знают, что в Беларуси есть общественное объединение - Союз туроператоров, заслуги которого, что бы там ни говорили, очевидны. По сути, именно на его счету и "антиваучеризация", и отмена местного налога, и другие преференции для турбизнеса. Но когда предложили директорам некоторых крупных турфирм поучаствовать в общественной деятельности, они ответили: "Ваучеры? Какие ваучеры? У нас такой проблемы нет". Думаю, то же самое будет и с комиссией. Мы, 10-15 компаний, договоримся в рамках нашего объединения, но тот, кому все равно, у кого "нет проблем", все разрушит.

Людмила Сыркина
: - "Единство" игроков белорусского рынка очень хорошо видно на примере трансферов. Основную работу на этом рынке уже много лет осуществляют несколько компаний. В этом году на данный сегмент выходят еще несколько игроков, и благодаря повышенной комиссии ставят большое количество трансферов. Поскольку рынок был явно разбалансирован, все фирмы попытались договориться об общей политике, но, в конце концов, судя по развитию ситуации, договоренности были нарушены. Я думаю, подобная картина характерна для всех сегментов продаж. Наш рынок, увы, не готов к консолидации.

О тех, кто выигрывает во время кризиса


Лилия Кобзик: - Говорят, что в смутные времена, в периоды кризиса, когда равновесие нарушается и меняется привычный баланс сил, обязательно кто-то выигрывает. Кто на белорусском туристическом рынке "выиграл" по результатам сезона?

Людмила Сыркина: - Крупные фирмы точно не выиграли. Чем крупнее фирма - тем сложнее ее содержать и тем мощнее отток туристов.

Александр Ванюков
: - Когда все горели, небольшие компании выигрывали - это не секрет. Они работали по низким ценам, с прибылью.

Алексей Стрельченко: - Я думаю, одна из главных проблем, с которой в сезон столкнулись большие компании, - это проблема персонала. Чем солиднее компания - тем выше уровень профессионализма сотрудников, которые уже привыкли к определенному заработку и уровню жизни. Кто-то из них сразу осознал, что происходит, а другие так и не поняли, почему в этом году они получают более низкую зарплату. Естественно, психологических проблем в этом случае не избежать.

Лилия Кобзик
: - И все-таки профессиональных менеджеров, так сказать "золотой фонд турбизнеса", удалось сохранить?

Алексей Стрельченко: - Да, несмотря на все трудности, оттока персонала не было.

Об экзотике и горных лыжах

Лилия Кобзик
: - Что можно сказать по начинающемуся зимнему сезону? Чего ожидать от направлений, характерных для сезона осень-зима?

Александр Ванюков
: - Очевидно, что и на горнолыжных направлениях, и по экзотике проблемы будут, поскольку кризис еще не стал далеким прошлым. Другой вопрос - а в каком объеме мы ощутим эти проблемы? К тому же нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что, например, многие туристы-горнолыжники уже считают себя профессионалами. Они хорошо разбираются в регионах, в зонах катания, в отелях - поэтому сами бронируют себе отдых в интернете, заказывают трансферы, едут в австрийское посольство в Москве. Им турфирма, по сути, уже не нужна. И самая главная тенденция, на мой взгляд, - туристы добираются до курортов на своих автомобилях. Тем не менее два чартера в этом году запланированы: один в Зальцбург (консолидатор - "АэроБелСервис") и один в Инсбрук - ("Санни Трэвел" совместно с "ВЛП").

Алексей Стрельченко: - Мне кажется, что в этом сезоне будет востребован достаточно дорогой сегмент зимнего отдыха, а вот дешевый горнолыжный туризм - автобусные туры в Польшу, Словакию - вряд ли найдет своего туриста. Во всяком случае, ставка на бюджетные летние туры потерпела полное фиаско. Я вынужден это признать. Например, к лету мы готовили дешевые программы по Румынии, Херсонской и Николаевской областям, и в результате был полный провал - туристы в эти места не поехали. В то же время можно констатировать прекрасные продажи качественных туров в Крым. Крымское направление, кстати, оказалось у нас лидером продаж - после Турции и Египта. Это был хороший продукт, и он нашел своего покупателя.

Людмила Сыркина
: - Думаю, что экзотика будет продаваться неплохо - Египет, Таиланд, ОАЭ. Удобные стыковки, которые предлагает компания "Этихад", не могут не нарастить объемы рынка предложений экзотических туров.

Дмитрий Платков
: - По сравнению с коллегами, у меня несколько иной взгляд на зимний сезон. Более пессимистичный. Мне кажется, что Таиланд, Эмираты, другие экзотические направления "просядут" в первую очередь. Потому что это дорогой продукт. Единственное, что может этой зимой прокормить такую фирму, как, например, наша, - это как раз горные лыжи.

Лилия Кобзик
: - Что происходит с уик-эндами?

Александр Ванюков: - Времена, когда этот продукт в больших объемах продавали турфирмы, ушли в прошлое. Да и продукт, откровенно говоря, был массовым с учетом таких мест отдыха, как "Голембиевски" в Миколайках. Теперь актуальны совсем другие направления, у клиентов иные приоритеты. К тому же, благодаря единой шенген-визе, у людей появилась прекрасная возможность самостоятельно ездить на выходные в Европу. Пожалуй, отмечу лишь некоторое оживление сентябрьских продаж уик-эндов в Вильнюс. Цены там сейчас достаточно ощутимо снизились.

О будущем

Лилия Кобзик
: - Что можно ожидать от следующего активного сезона? На какие направления следует делать ставку?

Людмила Сыркина: - Думаю, что на кардинальные перемены вряд ли стоит рассчитывать. По-прежнему актуальны будут Турция, Болгария, Египет. Возможно, Греция выйдет как еще более мощный игрок.

Алексей Стрельченко: - Да, в том случае, если болгарские и греческие партнеры вновь поведут гибкую политику, определенный отток от Турции на эти направления произойдет.

Дмитрий Платков
: - Есть и другие предположения. В частности, из 120 наших туристов, которые в этом году улетели с нами в Хорватию, только трое не позвонили с благодарностью, все остальные рассказывали, как это было здорово. Думаю, что в силу качественности направления популярность Хорватии и переход этих программ в разряд массовых неизбежны - просто это вопрос времени.

Лилия Кобзик
: - Кстати, почему на белорусском рынке так тяжело продвигаются новые или "хорошо забытые" старые направления?

Дмитрий Платков: - Потому что для продвижения необходим пул операторов. А с этим у нас, как мы уже обсудили, серьезные проблемы. Когда по Греции этот пул образовался, все заговорили о мощном рывке направления. Именно так на белорусский рынок вышел Родос.

Алексей Стрельченко
: - Коллеги, есть обоснованное предположение, что в следующем году будем прощаться с Тунисом как направлением. Единственный чартер доставлял огромные мучения - особенно в конце июля - начале августа.

Александр Ванюков
: - Основная проблема этого направления, как известно, в том, что туристы туда, как правило, не возвращаются. Серьезных претензий к отдыху вроде бы нет, но ехать во второй-третий раз клиенты не хотят. Говорят: "Это не Турция, куда можно ездить 10-15 раз!"

Людмила Сыркина: - Тунис я начала продавать еще в 1995 году и прекрасно понимаю проблему этого направления. Она лежит в совершенно иной плоскости. На самом деле Тунис интересен и многообразен, в эту страну можно возвращаться снова и снова. Но белорусские менеджеры совершенно не умеют продавать Тунис - в отличие от Турции. Никогда никакой изюминки в продажах: Клиентам предлагается один-единственный отель, да еще и с оговорками: "А поезжайте-ка вы лучше в Турцию". Понятно, что по Турции - всегда стабильная комиссия, а Тунис продается ни шатко, ни валко:

Алексей Стрельченко: - Одно из самых оптимистичных наблюдений - кризис не повлиял на "нишевой" туризм. Во всяком случае, по нашей программе клубных автобусных туров - "Европа для гурманов" - в этом году объемы обслуженных туристов выросли. Такие клиенты, как правило, долго готовятся к поездке, тщательно штудируют программы, и кризис на их выбор не влияет. Кстати, 31 октября мы проведем специальную конференцию по "нишевому" туризму, на которую соберется около 200 туристов. Можно предположить, что и в следующем сезоне данный вид путешествий будет чувствовать себя неплохо. Резюмируя, замечу, что белорусские турфирмы переживут эту зиму, безусловно, с потерями, но сейчас никто не возьмется сказать - с какими именно. Думаю, что на сегодняшний день самая актуальная тема для руководителя любой туркомпании - это оптимизация расходов. Этим и займемся.

Лилия Кобзик: - Однако программы на следующее лето должны просчитываться уже сейчас...

Дмитрий Платков
: - По сути, что из себя представляет летняя программа среднего белорусского оператора? Приблизительно 1000 человек! Но такая программа вполне может быть подготовлена и после Нового года. Ничего смертельного не произойдет. Сейчас же можно осмотреться и определить стратегические цели - куда нам двигаться дальше.

Фото Дмитрия СМЕЛОВА