Архитектура Булдури
Булдури некогда назывался Билдерлингсгофом и всегда считался богемным районом.
И если Майори был облюбован русскими, то Булдури – немцами, которые и назвали его на свой лад. Немецкое прошлое до сих пор просматривается в его архитектуре.
Сегодня это респектабельный жилой район, ближе всего расположенный к Риге. Земля здесь достаточно дорогая, а стиль своеобразный: дерево-стекло.
Застройка в дюнной зоне запрещена. Здесь размещается лишь несколько исторических зданий типа Baltic Beach Hotel, в силу того что они находились на этом месте издавна, сегодня бы подобное строительство не разрешили.
Откуда, спросите, пошла такая специфическая архитектура?
Изначально в районе проживали рыбаки, и позже, когда Юрмала стала известна как курорт и сюда начали съезжаться отдыхающие, а гостиниц никаких не было, – то с целью вместить как можно больше туристов и как можно больше заработать, начали делать надстройки, башенки, летние кухоньки, веранды, комнатки...
Строили из самого доступного материала – дерева, хотя надо признать, что для этих мест с высокой влажностью дерево не очень подходит, быстро гниет, правда сегодня с этой проблемой справляться научились.
Многих поражает, что заборы достаточно открыты. Нет глухих стен из кирпича и сплошных частоколов. Просто здесь существует такой нормативный акт, который гласит, что прозрачность забора должна быть не менее 30%.
Вместо собак один из домов охраняли... овечки
На плане местности обозначено каждое дерево. При необходимости спилить сосну ее состояние оценит специальная комиссия, и если дерево здоровое, то придется выложить кругленькую сумму. Потому-то и попадаются сосны даже прямо посреди пешеходной дорожки.
Налог на землю зависит от близости моря.
Снять здесь скромный домик на лето можно от 400–600 долларов в месяц – при условии, что вы его снимаете сразу на весь сезон. Как правило, здесь мыслят масштабами сезона, который начинается в мае и заканчивается 31 августа.
Недвижимость в этом месте Юрмалы очень дорогая: оценивается практически само место – самая скромная «халупа» может потянуть на миллион евро.
На таких домиках вдоль улицы не один год висит надпись «PARDOD» – «Продается». Возле дома Лаймы Вайкуле, к примеру, есть участок земли с такой надписью.
Если здание представляет собой историческую ценность, то новый владелец должен восстановить его в первозданном виде, без каких-либо изменений, пристроек и перепланировки.
Памятник архитектуры позднего югендстиля начала XX века – отель Pegasa Pils
Из ситуации выходят по-разному, кто как может. Например, восстанавливают только внешние стены, а рядом возводят дом для жизни.
Или закрывают стены «ширмой» из нарисованной декорации, а рядом открывают кафе.
Если хочешь жить в Юрмале, а денег немного, говорят, можно приобрести квартиру в Каугури: трехкомнатная в обычной блочной многоэтажке стоит около 40 000 долларов…
По официальной статистике, в год в Юрмале отдыхает около 100 тысяч туристов. Второй год подряд лидируют россияне, на втором месте латыши, далее идут эстонцы и литовцы, а за ними белорусы, установившие «рекорд» по продолжительности пребывания на курорте – 17 дней. (По всей вероятности, не без участия клиентов санатория «Белоруссия»).
Сгоревшая жемчужина
С 1965 года гремела слава ресторана «Юрас перле» (в переводе «морская жемчужина»), где в конце 60-х открылось первое в СССР варьете, со сцены которого сошла одна из ярких звезд эстрады – Лайма Вайкуле. Завсегдатаем ресторана была и Алла Пугачева.
В Музее истории города можно увидеть знаменитую жемчужину
Здесь первыми по западной моде стали смешивать коктейли, здесь «зажигали» Борис Моисеев и трио «Экспрессия». Но – тс-с-с! В слове «зажигали» скрыта грустная ирония. В доме повешенного о веревке лучше молчать! Увы, сегодня «Юрас перле» нет. На месте сгоревшего при загадочных обстоятельствах в 1990-е ресторана планируется снова что-то отстроить. Пока заявлено строительство многоэтажной гостиницы с развлекательно-спортивным комплексом, но ведутся долгие судебные тяжбы, и дело не сдвигается с мертвой точки… А хотелось бы, чтобы морская жемчужина возродилась из пепла.
Готика в дереве
А это здание построено в 1883 году и принадлежало крупнейшему латвийскому строительному магнату, архитектору и меценату Кристапу Морбергу.
Его юрмальская резиденция – это памятник в стиле деревянной неоготики, в XIX веке отделанный металлом. Постройка расширялась и достраивалась до 1914 года. После своей смерти владелец завещал имущество Латвийскому университету, во владении которого оно находится до сих пор, без права перепродажи. Что делать с таким богатством, университет решал не один год, не так давно, наконец, собрав деньги на его реставрацию. Сегодня здесь находится музей.
А эта милая постройка со значком исторической ценности восстановлена и работает как летний гостевой домик.
Маэстро в «Дзинтари»
Уже в XIX веке в Юрмале были популярны летние концерты на открытом воздухе, проходившие в Дзинтари, Майори, Дубулты, Меллужи и Кемери. Концертный зал в Дзинтари построен в 1936 году, и это не только место проведения концертов, знаменитых «Новой волны», КВН и «Юморины», но и памятник архитектуры, к реконструкции которого приступили нынешней осенью.
Фонтаны перед концертным залом – днем...
...и вечером!
Эта скульптура украшает собой территорию открытого концертного зала «Дзинтари». Честно говоря, легендарная площадка для выступлений рисовалась мне совсем иначе! А на самом деле все достаточно скромненько... Вот она, великая сила телевидения!
Нам несказанно повезло: 1 сентября 115-й концертный сезон закрывало выступление Раймонда Паулса. Это невозможно описать словами: надо видеть и слышать!
Маэстро – символ и легенда Латвии – как всегда остроумен, виртуозен и обаятелен. Как зачарованная, я следила за его руками, словно порхающими над инструментом. Хотя и аккомпанировал Паулсу Национальный симфонический оркестр, но действо смело можно назвать моноспектаклем, главным героем которого был непревзойденный Маэстро.