Пишет портал
Испания, Франция, Италия, Черногория, Албания – это далеко не весь список стран, которые собирается проехать Дмитрий Новицкий во время очередного путешествия. Еще свежи воспоминания об экспедиции на Кольский полуостров, а Дмитрий снова в пути. Итак, начинаем путешествие на Балканы.
Старт экспедиции я затягивал как мог: так получилось, что путешествие я начинал из Испании, после тест-драйва гибридной KIA Optima. Но стартовать из Испании тяжело: эта страна, словно Индия, обволакивает тебя улыбками, пряностями, солнцем и неспешным подходом к жизни. И каждый день ты просыпаешься с мыслью: «маньяна», а лучше – «параманьяна». О том, что это такое, чуточку позже. А пока «достартовые» зарисовки Испании глазами белоруса.
В Испании невозможно найти трезвого человека. Я сижу в кафе у автобусной станции. Открывается дверь, заходит водитель автобуса. Заказывает добрый стакан вина, выпивает, мило улыбаясь, и возвращается в автобус: пора выходить на линию...
Такую сцену я потом наблюдал не раз: водители-дальнобойщики, шумно обедающие с бутылкой вина, дорожные рабочие, начинающие день со стаканчика красной риохи. Но это не алкоголизм. Это Испания. Не страна, а антистресс. Нахмурился, всерьез задумался? Выпей немного, совсем чуть-чуть. Посмотри на пальмы, прищурившись, взгляни на солнце, искупайся на худой конец. И будет тебе «транкила», что в переводе означает «расслабься»...
С этой философией шагает по жизни каждый испанец. Поэтому в Евросоюзе их не понимают.
– Когда мне отдавали испанский паспорт, – делится наблюдениями в кафе случайный собеседник-эмигрант, – чиновник внимательно на меня посмотрел и сказал: «Ты тоже думаешь, что все испанцы сумасшедшие?..»
По ту сторону Пиренеев, в «остальной» Европе, испанцы считаются странными чудаками.
– Если ты думаешь, что сиесту запретили после вступления Испании в Евросоюз, то ошибаешься. В больших городах, в Барселоне, Мадриде – да. Люди работают, как во всех других столицах, напряженно. Во всех остальных местах...
«Транкила», расслабься – с этими словами испанец либо отправляется в бар, либо просто беседует с другом. Эта страна не создана для трудоголиков: например, после 14.00 найти работающий банк невозможно. Решить хоть какой-то вопрос в Испании можно только до обеда. Дальше наступает обеденная нега, которая сменяется вечерним умиротворением.
– Действительно – «транкила», «маньяна», «параманьяна» – это любимые слова испанского народа, – с испанцем Мингу мы едем на обед, поговорить о жизни в Испании. – «Транкила», расслабься. Вы, северные европейцы, очень напряжены, вся ваша жизнь состоит из проблем. Испанцы гораздо более расслабленны.
С этими словами Мингу ловко наливает бокал красного вина и продолжает:
– «Маньяна» – это «завтра». «Параманьяна» – «послезавтра». Если ты пришел к испанцу с каким-то сложным вопросом, скорее всего он ответит тебе именно так: «Завтра... или послезавтра...» А сейчас давай просто поговорим.
Если не знаешь, где искать испанца, – ищи его в баре. Сам Мингу – нетипичный испанец. Ему под сорок, он объехал почти весь мир, что для домоседов-испанцев нехарактерно. Но в итоге Мингу принял решение остаться жить в Испании, в маленьком городке Ллорет де Мар.
Почему?
– Понимаешь... Ритм жизни. Да, я жил и работал в Барселоне, но большие города изматывают. В них ты не живешь, а бежишь. А здесь, в Ллорете, я дома. Спокойный ритм, нормальная зарплата – что еще нужно для жизни?
Прослезившись от стоимости плотного обеда (9 евро за большой салат, огромное второе, бутылку вина и десерт), я поглядываю на мило беседующих испанцев. И понимаю, что испанский кризис, о котором так много говорят в новостях, придуман где-то там, за Пиренеями. У испанцев кризиса нет – «транкила».
– Конечно, сейчас много сокращается именно рабочих специальностей, где нужно что-то делать руками. Но это, как правило, эмигранты. Да и подработать всегда можно: сейчас начинается сезон сбора апельсинов, варианты, как заработать, всегда есть. К тому же с испанским паспортом ты можешь поехать работать в любую страну Евросоюза.
Боюсь в этом признаться, но кризис, безработица во многом придуманы – это просто особенности менталитета. Зачем работать? На этот вопрос многие испанцы отвечают: «транкила». Особенно на юге: традиционно считается, что север работает, а юг живет за счет северян.
Следующий собеседник – Алексей Климов, директор агентства недвижимости inmotour.ru. Мы едем с ним по тесным улочкам Тоссы, останавливаемся, присаживаемся в кафе.
– Здесь очень интересно наблюдать, как Испания меняет человека. Обычно прилетает из России бледный, дерганый какой-то, злой. Проходит два дня – глядишь, походка становится медленнее, спокойнее, начинает улыбаться...
У испанца на первом месте не карьера, не работа, а качество жизни. Между командировкой и семьей испанец выберет семью. Между новой машиной или вечерами в кругу друзей испанец выберет друзей. Просто другие ценности, другой ритм.
От этих слов перейдем к локализации: перед стартом я провел некоторое время в курортном городке Ллорет де Мар на побережье Коста-Брава.
Коста-Брава давно уже стала русской, особенно Ллорет. Европейцы по-прежнему предпочитают Сан-Тропе и прочие места, а Ллорет... В Ллорете меню на русском, вывески на русском: аксеновщина, «Остров Крым». И, куда ни ткни пальцем, всюду в российского депутата попадешь.
Плюс персонажи вроде человека в кабриолете Bentley, слушающего на пол-улицы шансон. Миллионер здесь каждый третий.
Испанцы лояльны к иностранцам. Поэтому никто не переживает, что Коста-Брава вообще и Ллорет в частности давно уже стали российской провинцией у моря. Русские здесь покупают дома, квартиры: кругом свои, можно чувствовать себя как дома.
Простая однокомнатная «студия» стоит что-то около 50 тысяч евро. А дальше – все выше и выше, но все равно дешевле, чем где-нибудь в районе Ниццы.
Испания.... Я много ездил. Но Испания очень харизматична. Страна, как и Грузия, пока не «убита» мировым капитализмом: остались характер, душа.
В ожидании старта проводим день за днем: откладываем начало поездки, находим сотню причин, чтобы сказать «маньяна». Меняем тормозные колодки, потом вспоминаем, что нужно поменять масло, и так далее по списку. «Транкила», скоро стартанем. «Маньяна», а лучше, думаю, «параманьяна». Завтра. Нет, точно послезавтра.
Но Балканы ждут. Православие или смерть!
С таким посылом, слава Богу, стартовали.
Путешествие началось. Следующая остановка: Лазурный берег, Монако, Монте-Карло, Ницца…
Испания автомобильная
Испания – это старые города, узкие улицы. Поэтому в больших машинах здесь смысла нет. Чтобы чувствовать себя нормально, нужно покупать маленький автомобиль.
Как и во всей Южной Европе, никто особенно не переживает из-за кузовных дефектов. Помял, разбил? Не беда, буду ездить так.
В стране очень много так называемых «инвалидок». «Инвалидка» – это машина, которая не может разгоняться быстрее 45 км/ч. На ней запрещено выезжать на автостраду, зато за руль можно садиться без «прав». На таких ездят в основном подростки, старики и девушки. Отличный транспорт для поездок в магазин!
Испанцы любят предметы старины и любят на них кататься. Поэтому встречаются совсем причудливые экземпляры. Но этот, судя по всему, с «темным» прошлым: «номера» немецкие, припаркован на окраине...
Внедорожники в Европе и Испании – чтобы возить прицепы с лодками или лошадями. В Европе грязь еще поискать нужно, поэтому основная роль внедорожника – тягач.
А так в Испании в автомобиле нет смысла. Это дорого и непрактично. Мопед – народный транспорт. И с парковкой проблем нет, и экономично. Поэтому города отданы на откуп мопедам.
К мотоциклам тоже особое отношение: обычно есть мопед на каждый день и «мотоцикл выходного дня». Например, как этот Triumph.
Клуб «Люблю машины 90-х годов» актуален не только для Беларуси: испанцы тоже поняли, что современные авто часто ломаются и дороги в обслуживании. Поэтому машин из 1990-х очень много. Мотивация: я не настолько богат, чтобы обслуживать современный автомобиль. Старенький Golf или Corolla еще послужат...
Естественно, Seat в Испании – народная и горячо любимая марка. Встречаются машины всех поколений. Конкретно эта – Seat Marbella, испанская версия Fiat Panda. Машина в годах, но климат хороший, зимы и соли нет, поэтому жить она будет еще долго.
В Европе вообще культ старых хороших машин. Конкретно этот экземпляр – легендарный SAAB 900 Turbo. В Коста-Брава приехал из Голландии. Состояние отличное – долгих лет ему жизни!