https://www.traditionrolex.com/8
В конце 19 века в небольшом латвийском городе Айнажи находился третий по величине порт во всей царской России.

Маяк, бутылка рому и поросёнок. Путешествие в Айнажи – город капитанов

В конце 19 века в небольшом латвийском городе Айнажи находился третий по величине порт во всей царской России.

Самый маленький городок Видземского взморья - Айнажи - расположен в Лимбажском районе на границе Эстонии и Латвии. Здесь живёт всего около тысячи человек, но этот факт скорее подчёркивает уникальность города. В Айнажи мы рекомендуем заглянуть всем, кто любит море и моряков, пустынные песчаные пляжи и увлекательные истории о морских путешествиях.

Это сейчас Айнажи - небольшой городок на морском побережье, приятный любящему тишину туристу. А в конце 19 века здесь находился третий по величине порт во всей царской России: превосходили его только порты Петербурга и Риги. Как получилось, что маленький болотистый посёлок среди леса превратился в город-порт и смог тягаться с такими гигантами, как Рига и Петербург?

В 19 веке в Айнажи приехали две большие семьи: Микельсонс и Вейде. Они занимались мореходством и зарабатывали на своём ремесле большие деньги - так много, что смогли купить всю территорию городка. Вскоре две семьи породнились и начали развивать Айнажи: построили пивоварню, большие каменные склады, мельницу и кирпичную фабрику.

В то время в айнажском порту стояли в основном маленькие двухмачтовые парусники. Капитанов таких кораблей местные называли “лесными капитанами”: у этих людей не было мореходного образования, и единственным ориентиром в море для них был лес на берегу. Впрочем, был ещё один ориентир: если корабль заплывал настолько далеко, что леса не было видно, за борт на верёвке бросали поросёнка. Природа наделила свиней уникальным даром, о котором знали ещё викинги, - волей к жизни: поросёнок всегда плывёт к берегу. Вот и получалось, что взрослые мужчины бороздили моря, но спрашивали у поросёнка, как им попасть домой.

Теоретически “лесные капитаны” могли учиться в Риге, однако на деле воплотить это было сложно: обучение в рижской мореходке велось на немецком языке и стоило довольно дорого. Местные крестьяне не могли себе позволить попасть в такую школу.

В те годы Кришьянис Валдемар - латышский общественный деятель и экономист - высказал идею, что во всей царской России нужно развивать мореходные училища нового типа, где каждый мог бы бесплатно учиться на родном языке. Янис Микельсонс и братья Вейде - владельцы торговых судов в Айнажи - решили, что они организуют и финансово поддержат такую школу для своих сыновей и других молодых людей.

Под здание школы Юрис Вейде отдал свой дом для батраков (сейчас в этом здании находится музей мореходства). 23 ноября 1864 в айнажскую мореходку пришли первые ученики. 

Первым учителем в школе, а потом и её директором стал мореплаватель Кристиан Иоганн Даль. А учениками стали те самые “лесные капитаны”.

Айнажи

У поступающих в школу проверяли умения писать, считать и читать. Ограничений по возрасту не было, но нужно было предоставить рекомендательное письмо от какого-нибудь капитана о том, что будущий ученик уже ходил в море, - например, юнгой.

Спустя 3 года, в 1867 году, первые выпускники уже сдавали экзамены в Рижской мореходной школе и получали дипломы. Тогда же император Александр II утвердил закон о морских школах, чтобы по примеру Айнажи во всей России были созданы мореходки. В общей сложности открылась 41 школа, из которых 10 находились в Латвии.

Работа моряка была интересна - позволяла мир повидать - и хорошо оплачивалась. Но работать приходилось в буквальном смысле за четверых: в те времена на паруснике, где сейчас плавало бы 40 моряков, работало лишь по 10 человек. Поэтому латыши говорили: “У нас корабли из дерева, зато мужики - из стали”.

Айнажи

Впрочем, бывали среди трудовых будней моряков и весёлые моменты. Многие знают, что при спуске корабля на воду судовладелец бьёт о борт бутылку шампанского и даёт имя кораблю. Было одно правило: корабль всегда получал то имя, которое судовладелец первым назвал тогда, когда корабль находился на воде. Получалось порой комично. Так, один из кораблей пришлось назвать “Иди ж”: в первые минуты тот застрял и не смог отплыть, чем вызвал возмущённый возглас капитана. Другое судно носило имя с ровно противоположным значением - “Тпру”. В торжественный момент море “отодвинуло” корабль от капитана, и первое, что пришло в голову желавшему остановить судно моряку (который, стоит отметить, каждый день ездил на лошади), - громко крикнуть “Тпру!”. По-латышки “Тпру” пишется ещё более интересно: “Ттррунх”. Такое имя и пришлось дать кораблю.

За время работы айнажская школа подготовила более тысячи штурманов и капитанов, в том числе и дальнего плавания. Айнажи превратился в важный морской узел. Благодаря айнажской школе “лесные капитаны” превратились в “стальных” и пронесли имя латышских мореходов по всему миру: местные суда приставали к берегу в 80 портах, в том числе и в Америке. “В какой морской кабак ни зайду - повсюду слышу латышский язык. Наверное, Латвия - очень большая страна!”, - вспоминали иностранные капитаны того времени.

Узнать о том, какие болезни лечили ромом и почему на корабле сундуки с вещами всегда держали открытыми, сейчас можно в музее Айнажской мореходной школы - здании, где когда-то и проходило обучение моряков. В музее сохранились документы, вещи и фотографии “стальных” капитанов.

Айнажи Айнажи

Айнажская мореходка прекратила работу после Первой мировой войны. В советское время многие капитаны были сосланы в Сибирь и погибли.

Что ещё посмотреть в морском городе Айнажи?

Северный мол и айнажский пляж

Северный мол - напоминание о былом морском величии города Айнажи. Такие валы устраивали у входа в порты для защиты судов от волн. По дамбе в Айнажи шли рельсы: Северный мол соединял железную дорогу с портом, чтобы товар было легче доставить к судам.

Айнажи

По “дороге” из глыб - Северному молу - можно дойти до айнажского пляжа.

Если вы думаете, что жаркое лето у моря обязательно сопровождается наплывом туристов - приезжайте в Айнажи. Любители диких пляжей с мягким песком здесь легко смогут оказаться наедине с морем. Лучшее время для купания - июль и август.

Айнажи - пляж

Упавший маяк

Недалеко от музея мореходства находится лантерна старого маяка. Маяк был построен в 1926 году, прослужил 60 лет, а затем во время сильной бури упал в море. Его подняли, превратили в архитектурный монумент, а на досках выгравировали имена капитанов латвийского флота.

Айнажи

Музей пожарного дела

В 1925 году в Айнажи произошёл большой пожар. В скором времени жители создали Добровольное общество пожарных, которое существует и сейчас. С его деятельностью можно познакомиться в айнажском музее пожарных.

Усадьба Вейде

Знаменитую усадьбу в стиле “семейки Адамс” построил богатый капитан Вейде в 1902 году. Дом был поистине роскошен: три этажа, веранды, украшенные резьбой лоджии… В советское время усадьба пришла в запустение. Сейчас дом находится в довольно плачевном состоянии несмотря на то, что относится к европейским памятником культурного наследия деревянного зодчества.

Айнажи усадьба

Граница с Эстонией

Пройти пешком из Латвии в Эстонию и вернуться - обязательный ритуал, пожалуй, каждого, кто приезжает в Айнажи. И как не сфотографироваться на память, когда ты одной ногой в Эстонии, а другой в Латвии!

Айнажи

Старые дома Айнажи

Многие здания Айнажи построены в начале прошлого века и с тех пор практически не изменились. Оказаться в городе капитанов начала 20 века можно, просто прогулявшись по местным улочкам.

Айнажи

Аптека в Айнажи построена в 1930 году вместо деревянной, которая была разрушена во время революции.

Айнажи

Вообще, революция в Айнажи проходила бурно: так, в разгар событий из местного алкогольного магазина вынесли всю водку и разбили бутылки на центральной площади. А сейчас тут опять продают алкоголь, за которым охотно приезжают эстонцы: в Латвии он дешевле.

Айнажи - путеводитель

Кирпичи, из которых сделаны все исторические здания в городе, - исключительно местного производства. Кирпичная фабрика принадлежала семье Микельсонов.

Айнажи Айнажи

Как доехать до Айнажи?

Через Айнажи проходит автомагистраль А1 Via Baltika, ведущая из Риги в Таллинн. Можно приехать на машине и на автобусе, время в пути - примерно час. На подъезде к городу видны огромные ветряки - первая ветряная электростанция в Балтии работает до сих пор.

Остановиться можно у местных жителей или в одной из гостиниц.

Айнажи

Редакция благодарит Латвийское агентство инвестиций и развития за отлично организованную поездку по региону Видземе.

Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen

https://www.traditionrolex.com/8