https://www.traditionrolex.com/8
«У неё был при себе спальный мешок, а у меня зачем-то вместо этого ноутбук».

Жил в пещере и выгуливал собак. Как минчанин бросил всё и уехал волонтёром за границу

«У неё был при себе спальный мешок, а у меня зачем-то вместо этого ноутбук».

Саше 27 лет, он увлекается йогой и яхтингом. Впервые мысль всё бросить и умчаться навстречу неизвестности появилась у Саши ещё несколько лет назад, но осуществить задуманное минчанину удалось только в 2017-м: четыре месяца он волонтёрил за границей, сначала в Израиле, потом в Испании, а после — в Италии. TIO.BY узнал у Саши, в чём заключалась его волонтёрская работа, как обустроена для жизни испанская пещера и почему кришнаиты запрещают есть столовыми приборами, которыми они готовят.

Причиной, по которой у Саши возникло желание купить билеты в один конец, стало желание сменить обстановку. Саша работал проектировщиком в минском строительном магазине «Материк», и у него были разногласия с начальником.

— А ещё со времён университета у меня остались воспоминания об однокурснице, которая с минимумом денег стабильно улетала куда-нибудь зимой. Сейчас она и вовсе живёт в Дании, — рассказывает Саша. — С её подачи всё и началось. Она мне написала: «В Минск приезжает владелец хостела в Тель-Авиве, где я волонтёрила. Покажешь ему город?». Я и согласился.

А после встречи он получил личное приглашение «поволонтёрить» от владельца этого хостела. Саша принял приглашение и взялся планировать путешествие.

Израиль. Волонтёрство в хостеле

Через пару месяцев он ушёл с работы. Ему удалось накопить примерно тысячу долларов, ещё он планировал сдавать свою минскую квартиру. Из этого и складывался Сашин бюджет на путешествие. Возвращаться в ближайшие месяцы он не планировал и понимал: брать много вещей — абсурд. В итоге всё уместилось в большой рюкзак.

В Израиле Саша путешествовал не только на автобусе, но и автостопом.

Попав в Тель-Авив, Саша принялся осматривать и исследовать всё вокруг: ездил на море, посещал каньон, не забыл и про Иерусалим. Конечно, в свободное от работы время. Хостел, куда он приехал на волонтёрство, находился на юге города, в районе Флорентин, где много стрит-арта. В хостеле Саша помогал со всем понемногу: принимал гостей, убирал комнаты. Кормили утром и вечером, но этого, говорит путешественник, не всегда хватало.

Морской берег в Израиле, куда Саша иногда приезжал, чтобы отдохнуть.

— Цены в Тель-Авиве не самые низкие, особенно в ресторанах и кафе. Но питаться бюджетно можно в сети кафе-магазинов Cofix и супермаркетах.

Свободное время Саша коротал за йогой, медитацией, прогулками и чтением. Причём обычно он делал это где-то снаружи: в хостеле у него не было личного пространства. Однажды Саша решил поехать на хиппи-пляж к Мёртвому морю. Сел на автобус, проспал остановку и оказался в другом месте. С собой у него была палатка, потому Саша допоздна бродил по окрестностям и заночевал на скале.

Сашина палатка.

— Работая в хостеле, ты почти каждый день знакомишься с новыми людьми. Так, я однажды познакомился с японцем Масато, который после Тель-Авива поехал учить русский в Минск. Правда выдержал он тут 9 месяцев, — рассказывает Саша. — Со временем привыкаешь к потоку людей и меньше привязываешься к ним.

Саша с другими волонтёрами в хостеле в Израиле.

Так Саша провёл месяц в Израиле. Он хотел и дальше остаться в Тель-Авиве, но для этого нужно было либо оформлять визу, либо ненадолго уехать из страны, чтобы вернуться на новый безвизовый срок. В итоге Саша выбрал третий вариант: у него был «шенген», и он отправился в Барселону.

Испания. Льорет-де-Мар и пещера для жизни

В Барселоне путешественника ждала подруга Ира, которая и приютила его на несколько дней. Но Саша быстро нашёл интересное объявление на сайте workaway.info и отправился волонтёрить дальше (Workaway.info — проект, который создан для межкультурного обмена: люди из разных стран размещают на сайте свои объявления о поиске волонтёров на какую-то небольшую работу в обмен на проживание - Прим. Ред).

Бассейн в доме, где работал Саша.

Объявление, которое понравилось Саше, давала немка Энджи, примерно лет 60-ти. Она искала человека, который будет помогать по хозяйству на её вилле в испанском городе Льорет-де-Мар в часе езды от Барселоны. В туристический сезон Энджи сдавала комнаты, и их надо было привести в порядок. Саша взялся за дело: делал уборку и ремонт, ухаживал за садом, выгуливал собак. Тут немного покрасить, там чуток побелить — нужно было тщательно подготовить комнаты для туристов.

Одна из комнат в доме Энджи.

Каждое утро Саши начиналось с прогулки к морю вместе с собаками — спаниелем Фредди и застенчивой поденко ибиценко по кличке Бэмби. В доме была ещё одна собака — Кора, массивная и дружелюбная. Но с ней не гуляли: она кого-то покусала.

«В пещере — кухня, спальное место, коридор, камин и много свечей»

Так прошёл месяц. Надо было двигаться дальше. На том же workaway.info Саша нашёл необычное предложение. Некий Пучо предлагал пожить в своей пещере под Мадридом, взамен нужно было ухаживать за садом. Дома в пещерах — распространённое явление в Испании. Люди обустраивают выдолбленные в скалах пространства и полностью адаптируют их для жизни. Это что-то вроде дачи; можно встретить даже целые пещерные поселения.

Нежилые пещеры, которые встречал Саша, пока жил в пещере Пучо.

Договариваясь о встрече, Саша переписывался с дочкой Пучо, и она не оставила никаких контактов. Поиски Пучо обернулись квестом. Сначала Саша пытался добраться в Мадрид автостопом. Но как бы он ни улыбался, за четыре часа остановилась лишь одна машина. Двигалась она, к сожалению, в другом направлении. Так Саша узнал, что автостоп в Испании почти не работает.

Окрестности Льорет-де-Мара.

На следующий день он сел в автобус до Мадрида. В городе парень провёл два дня. Из Мадрида — в горную деревню, недалеко от которой и находилась пещера и где нужно было найти Пучо. Контактов не было, и Саша просто бегал по деревне, спрашивал о нём у местных. Английский они не понимали, но имя Пучо знали и подсказали, как его найти.

Так выглядели кровать и камин в пещере, где неделю жил Саша.

Сам Пучо оказался невысоким пожилым мужчиной, который по состоянию здоровья не мог оставаться в пещере надолго, и потому искал волонтёров. Он встретил Сашу в майке с надписью Last Survival. «Смотри, какая футболка! — на простом английском сказал мужчина. — Я тут последний коммунист». Пучо отвёз Сашу к пещере, где ему предстояло провести ближайшую неделю. Перед этим они заехали в магазин, чтобы набрать еды на пару дней. Пучо говорил, что позже привезёт ещё.

— Но я на всякий случай взял побольше еды, с запасом. И не прогадал. Пучо приехал через три дня и привёз мне сок и булочку, — улыбается Саша.

А это обустроенная кухня, где хранились запасы еды и воды.

Дни в пещере Саша потратил на единение с природой. Никакого телефона, только книга и желание исследовать местность. В пещере была кухня, комната со спальным местом, коридор, камин и много свечей. Воды и электричества не было. В целом, место довольно симпатичное и практичное. Когда солнце жарит, прохладная пещера кажется раем на земле.

— Первые дни было жутковато. С темнотой всё вокруг оживает, и сразу понимаешь, что повсюду много животных и насекомых. А днём их просто не замечаешь.

Местность вокруг пещеры Пучо.

В своё время Пучо с дочерью пытались вырастить небольшой сад недалеко от пещеры. Растения по большей части зачахли, но Саша добросовестно ходил туда каждый день с вёдрами воды, набранными из почти высохшего ручья.

Италия. Рим, кришнаиты и история курдской странницы

Следующей остановкой стала Италия, Рим. На workaway Саша познакомился с Анной, которая жила в часе езды от Рима и искала волонтёра-помощника. Анна — темпераментная итальянка. Она позиционировала себя актрисой театра. При этом работать ей не очень хотелось. Анна ухаживала за своей мамой, пожилой весёлой женщиной. Деньги они получали с пособия, а сама Анна пыталась заработать забавными способами. Один раз сдавала участок под парковку во время свадьбы соседей.

Саша и Анна, которая принимала путешественника в пригороде Рима.

Саша снова взялся помогать по хозяйству. Однажды Анна пригласила на обед девушку, та опоздала на несколько часов, но всё же пришла. На вид ей было около 35-ти, её звали Бахар. Она сразу запомнилась Саше крепким рукопожатием. И, как выяснилось, у неё была своя интересная история.

История Бахар

По народности Бахар - курд. Эта этническая группа не имеет собственного государства: расселены курды в основном на востоке Турции, западе Ирана, севере Ирака и севере Сирии. Но Бахар живёт на юго-западе Норвегии, в Ставангере: туда она мигрировала вместе с родителями.

Раньше семья Бахар жила в Турции. В 90-е её отец занимался бизнесом, был связан с политикой. Ходили слухи, что его собираются посадить в тюрьму. Кульминацией стало покушение, в результате которого отец Бахар чудом остался жив.

Бахар прошла пешком более 3500 километров, чтобы в пути рассказывать людям историю о своём народе.

После этого благодаря связям он улетел с семьёй в Норвегию. Там выбрал более спокойную профессию — водитель автобуса. Бахар же занялась социальной помощью, ухаживала за пожилыми людьми. И несмотря на то, что Бахар долго жила вдали от родных мест, она всегда помнила свой обременённый гонениями народ. В знак мирного протеста Бахар вместе с подругой решили пройти пешком 4 тысячи километров. Девушки договорились использовать транспорт лишь в крайнем случае, например, если оказываешься посреди местности, где нельзя устроить привал.

К моменту встречи с Сашей Бахар путешествовала одна: её подруга восстанавливала здоровье в Париже. За два года паломничества девушки прошли пять стран Европы, рассказывая людям о своей миссии и судьбе своего народа с целью обратить внимание на проблемы этнических меньшинств. Финальным аккордом должна была стать сидячая забастовка у Дворца Наций в Женеве.

Пешее путешествие в кришнаитский ашрам

Спустя неделю после ужина Бахар написала в Facebook, что покидает город. Саша, прожив под Римом три недели, тоже собирался двинуться вперёд: он нашёл кришнаитский ашрам под Флоренцией, куда принимали волонтёров. Увидев сообщение Бахар, он решил на день поддержать её поход, и они вместе пошли на север. Один день превратился в два, затем в три, а в итоге вылился почти в неделю. Бахар ничего не просила у тех, кому рассказывала свою историю. Но многих её рассказ трогал: нередко незнакомцы помогали с ночлегом, едой и средствами.

Ребята останавливались в местах для пилигримов при церквях. Лишь раз, в Радикофани, их не пустили внутрь: при себе не было креденсиаля («паспорт» пилигрима, такой делают в туристических центрах и соборах — Прим. Ред.). Тогда же ребята встретили англичанина Дина, который одолжил им свою палатку.


Дин, Бахар и дорога.

— Но однажды нам всё же пришлось спать под открытым небом. Ночевали на каком-то заднем дворе. У неё был при себе спальный мешок, а у меня зачем-то вместо этого ноутбук. Так и просидел в полудрёме под звёздами.

Кришнаиты

Добравшись до ашрама под Флоренцией, Бахар провела там пару дней, а затем отправилась в сторону Пизы. Саша же остался дней на десять. В ашраме он помогал на кухне, а в свободное время знакомился с культурой кришнаитов.

Один из коридоров в ашраме кришнаитов под Флоренцией.

— На кухне есть правило: ни в коем случае не пробовать еду приборами, которые используются в готовке. Однажды я ложкой попробовал арбуз и получил замечание. Сказал, что помою, мне ответили: эти приборы используются только для служения Кришне. Я отшутился: «Дважды помою». Но в чужой монастырь, как говорится... Кстати, приготовленную еду они подносят на алтарь, и так получается прасад — освящённая пища.

Комнаты для проживания в ашраме просторные: в одной может жить по шесть человек. Помимо работы на кухне Саша помогал с организацией большого йога-феста. «Ещё я пару раз сходил на кришнаитские службы. Было любопытно, но надо режим подстраивать. Первая служба у них в 4 утра».

Комнаты в ашраме кришнаитов простые: светлые стены, украшений интерьера нет.

Был в ашраме один русскоязычный мужчина. Однажды он словил Сашу в коридоре с вопросом: «Что такое йога?». Наш герой ответил что-то о спокойствии и поиске себя, но мужчину ответ не устроил. «Неправильно! Йога — это связь с Богом». С той встречи Саша избегал его, но перед отъездом решился на разговор.

— Я зашёл в его комнату, а он в позе лотоса кашу кушает под звуки мантры. Я подождал, пока он закончит, и мы поговорили. С чем-то я не был согласен, но весь скепсис постарался отодвинуть. Говорили в основном про Кришну. После нашего разговора я ещё несколько дней ощущал какой-то духовный подъём.

Норвегия и путь домой

Шёл четвёртый месяц путешествия, и Саша планировал возвращаться в Минск. Он составил маршрут через Брюссель, чтобы заехать в гости к друзьям, но сперва нужно было попрощаться с Бахар. Она была где-то между Пизой и Флоренцией, и ребята договорились встретиться.

Флоренция.

К тому моменту Бахар прошла около 3600 километров, и её организм с трудом справлялся с нагрузками. Во время встречи с Сашей у Бахар случился эпилептический припадок. «Мы пили кофе, как её вдруг затрясло. Я сделал всё, чтобы она не прикусила язык, но припадок не заканчивался. Затем приехала «скорая», и нас отвезли в ближайшую больницу. Бахар оказали нужную помощь, в итоге с ней всё было хорошо». После этого случая Бахар решила вернуться домой, и Саша купил два билета на автобус до Рима.

Совсем ненадолго ребята остановились у знакомых Бахар, а затем разлетелись в разные города: Ставангер и Брюссель. После встречи с друзьями в Бельгии, Саша полетел домой в Минск. Пробыл здесь несколько недель: занимался яхтингом, йогой и встречался с друзьями.

Старый город в Брюсселе.

Вскоре Бахар пригласила Сашу в Норвегию. У него ещё оставались деньги, срок действия визы не истёк, в минской квартире ещё жили арендаторы — было решено отправиться в новое путешествие. В Ставангере Саша пробыл неделю. Купался в ледяном северном море и наслаждался завораживающими видами.

Друзья Бахар на Северном море.

А однажды на улице встретил человека, который бродил со странным устройством за спиной. Как оказалось, он снимал улицы для Google Maps.

Неделя в Норвегии вместе с Бахар, её семьей и друзьями сменилась на родной Минск. Правда, опять ненадолго. Уже через неделю Саша отправился к подруге в Киев. Лёжа на очередном гостевом диване, он понял, что счётчик мест, где он останавливался в последние месяцы, перевалил за тридцать. Наш герой сообщил квартиросъёмщикам, что возвращается. Сезон путешествий подходил к концу.

Автор — Артём Шалак, все фото из личного архива героя


Подписывайтесь на TIO.BY в Telegram и Yandex Zen

https://www.traditionrolex.com/8