Самая крупная туроператорская компания, представленная на белорусском рынке, это, безусловно, TEZ TOUR. Ситуация по целому ряду массовых направлений в Беларуси зависит от стратегии и тактики этого оператора. Сегодня мы беседуем с заместителем директора ООО «Компания TEZ TOUR» Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ о текущих программах оператора, а также о планах на сезон лето-2012.
– Алексей, как в настоящий момент реализуются минские программы TEZ TOUR?
– На сегодняшний день по направлению Египет летают две десятидневные цепочки в Хургаду и одна – в Шарм-эль-Шейх. Также выполняются программы в столицу Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби (перевозчик – авиакомпания Etihad Airways). Кроме того, с нами можно полететь в Таиланд (перевозчики – авиакомпании Etihad Airways и «Туркменские авиалинии»). И открытие этого сезона – Шри-Ланка (Коломбо), Мальдивы (Мале) с вылетом из Минска (перевозчик – авиакомпания Etihad Airways).
Характеризуя объем программ, можно сказать, что он пропорционален объему спроса. Поскольку программы взвешенные, то загрузка составляет 98–100%. Что касается объемов перевозки по Египту, то сейчас его можно сравнивать с объемом 2007 года. В целом, и это не секрет, у направления подорванная репутация за последний год.
– В какой степени это можно связать с кризисом на нашем рынке?
– Практически ни в какой! О Египте надо говорить как о направлении, которое фактически не имеет альтернатив на белорусском рынке в осенний, зимний и весенний периоды. Египет – это всего лишь 4 часа полета, комфортный климат, отличный сервис. Но, к сожалению, это общемировая тенденция – 30–40-процентное снижение потока туристов на этом направлении. Но вместе с тем стоит отметить, что у египетского направления в последнее время появились четкие тенденции роста.
– Осень на египетском направлении была отмечена невиданно низкими ценами. Сейчас продажи идут тяжело? Приходится ли продавать ниже себестоимости?
– У любого туроператора бывают моменты, когда надо продавать ниже себестоимости. Предугадать рентабельность в том случае, если по направлению существует какая-то нестабильность, сложно. В прошлом году у нашей компании были достаточно большие ожидания от египетского направления, мы надеялись, что сработает такой фактор, как отложенный спрос. Но ожидания не оправдались. Сейчас объем предложения соответствует спросу, динамика продаж невысокая, но стабильная. По нашим оценкам, уровень спроса по данному направлению дальше будет только расти, есть уверенность, что у египетских курортов в ближайшие два сезона получится вернуться к пиковым объемам.
– Самыми показательными для нашего рынка, безусловно, являются продажи по турецкому направлению. Как в конечном итоге вы оценили объем программ прошлого года?
– Заявленные объемы были на уровне 2010-го + 20%, но по ходу сезона, а именно во второй половине 2011 года, произошла оптимизация по Анталье и Измиру. Она составила -20% по отношению к выполняемой программе. Это была вынужденная мера корректировки объемов относительно спроса, существующего на тот момент. В целом это была общая тенденция, характерная не только для белорусского рынка. Можно отдельно сказать об испанском направлении, где мы прибавили 100% по сравнению с 2010 годом и обозначили свои позиции как лидирующие среди участников рынка.
– Прошлый сезон для туроператоров развивался под знаком снижения объемов, оптимизации программ. Для клиентов он был не менее лихорадочным – не было валюты, долгое время не существовал стабильный курс. По вашему мнению, клиентский рынок пришел в какое-то состояние стабильности после прошлогодних потрясений? И как вы себя ощущаете в нынешней ситуации?
– Мы ощущаем себя уверенно. И очень прагматично смотрим на белорусский туристический рынок – на все направления, по которым летаем. У нас взвешенная чартерная программа на сезон. Считаем, что все программы реально отражают текущий спрос. Что касается Турции, то мы запланировали шесть чартерных цепочек в неделю на Анталью и три еженедельных чартера по направлению Измир–Кушадасы. Эти объемы соизмеримы с объемами второй половины прошлого сезона. Мы с оптимизмом смотрим на сезон-2012 и видим перспективы роста. Мы готовы в любой момент увеличить объем перевозки, если будет спрос. Объемы программ на Испанию, Грецию и Италию сохраняются на уровне прошлого года.
– На ваш взгляд, принесло ли однозначную пользу рынку и оператору появление франчайзинговых агентств? Не создало ли это определенные противоречия между простыми агентами компании и франчайзинговыми? Кроме того, ходят слухи, что обладатели франшизы пытаются продавать туры как операторы, делясь своими повышенными процентами.
– В наших уполномоченных агентствах турист получает качественное обслуживание, информацию, необходимый сервис. Но мы подчеркиваем, что все наши уполномоченные агентства являются отдельными неаффелированными юридическими лицами. И коммерческий характер отношений не позволяет фирмам пребывать в состоянии статичности. Нужно действовать очень активно. У одних компаний получается работа во франчайзинговой цепочке, у других – нет. Поэтому кто-то «заходит» во франшизу, кто-то выходит. Нельзя забывать, что среди наших уполномоченных агентств есть весьма авторитетные, старейшие белорусские компании – такие как «АлатанТур», «СМОК Тревел», «Техностар». Для нас при данных изменениях важно, чтобы не страдали клиент и репутация нашей компании. Поэтому говорить о том, что франшиза TEZ TOUR идет вразрез с интересами белорусского рынка, – нельзя.
Отвечая на вопрос по субкомиссии, скажу, что моменты, когда нам приходилось вносить поправки в существующий порядок и правила работы отдельных уполномоченных агентств в сети, были. Это нормальная практика, когда компания контролирует качество и порядок работы в сети. Наши отношения с агентствами в сети носят характер хорошо построенного бизнес-диалога, мы слышим, что нам хотят сказать агентства, – они слышат нас.
– Как вы оцениваете результаты акции раннего бронирования?
– В этом году акция началась раньше, чем во все предыдущие годы: первые спецпредложения появились еще в середине декабря. Западноевропейский рынок давно ориентируется на ранние продажи. Восточная Европа – это в большей мере рынок продаж, которые происходят «в последнюю минуту». Беларусь сейчас находится где-то посередине, но культура раннего бронирования к нам уже пришла и завоевывает свои позиции. На сегодняшний день объем продаж по акции раннего бронирования по Турции в три раза больше проданного объема в аналогичный период прошлого года. Есть тут фактор раннего старта акции, но есть и осложняющие моменты, такие как рост средней стоимости турпродукта по сравнению с 2010 годом. Этот рост в первую очередь связан с политикой ценообразования турецких отелей в этом сезоне.
– Прошлогодний кризис в Беларуси сильно ударил по нашему туризму. Различные операторы повели себя по-разному. При каких условиях TEZ TOUR мог бы, условно говоря, свернуть минские чартерные программы?
– Прошлый сезон действительно был непростым. Но за долгие годы туроператорства у компании были разные периоды. И если бы каждый раз при появлении трудностей TEZ TOUR сворачивал программы, мы давно перестали бы существовать. Из года в год представленные нами направления переживают какие-то перемены и события. И это нормально – это так же, как и другие факторы, неотъемлемая часть общей схемы построения нашего бизнеса. Не все можно предвидеть, проанализировать и оценить. Но мы никогда не обсуждаем действия и поведение наших конкурентов. Наши планы неизменны – расти, развиваться и предлагать качественный турпродукт клиентам TEZ TOUR.
Беседовала Лилия КОБЗИК