Рубрика Олега ПАВЛОВА
Taking Woodstock, США, 2009, 110 мин., R. Реж. Энг Ли («Крадущийся тигр, Затаившийся дракон», «Горбатая гора»); в рол.: Деметри Мартин (Элиот Тишберг), Джонатан Грофф (Майкл Лэнг), Юджин Леви (Макс Ясгур), Лев Шрайбер (Вилма), Джошуа Мак-Карен (Роберт Мэплторп), Имельда Стонтон (Соня), Эмиль Хирш (Билли).
Жанр. Романтическая ретро-драма с производственными мотивами, которые напрямую связаны с такими понятиями, как организация фестивалей, содержание мотелей, событийный туризм и привлечение туристов.
Личный фактор. Увы, я, конечно же, не был на том фестивале, зато помню, как после съемок репетиции модного у нас американского певца Дина Рида с аккомпанировавшими ему «Верасами», я поспешил на закрытый показ знаменитой документальной ленты «Вудсток». На следующий день, делясь впечатлениями с участником ВИА, ныне известным исполнителем, услышал от него нечто вроде: «Эх, жаль мне не удалось посмотреть, как делается настоящая музыка». Я же ему не признался, что более, чем звуковым рядом, был заворожен тем, как все происходило…
Первоисточник. Фильм снят по автобиографической книге Эллиота Тайбера и Тома Монте «Штурмуя Вудсток: правдивая история бунта, концерта и жизни». Первый из авторов (его настоящая фамилия Teichberg) – тот самый человек, без которого не состоялся бы величайший рок-фестиваль на Земле. Важно отметить, что при оформлении Элиотом согласия общественности на его проведение (с пошлиной в $1), во главе угла было пресловутое привлечение туристов. Оно традиционно преподносится панацеей, хотя иногда лучше бы заранее подумать о преодолении последствий. То, что Вудсток состоялся и имеет в истории и позитивную репутацию, если честно, диво дивное. Слишком многое было против. Ныне Вудсток – своеобразный эталон жанра, с которым приятно сравнивать, но невозможно достичь. Ибо ныне иные времена, иные нравы, точнее моды и порядки.
Центр Вселенной. Именно так, с гордостью и имея на то основания, называли организаторы «Woodstock Music & ArtFair», состоявшийся в августе 1969 года в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк. Его посетило около 500 тысяч человек. Учитывая, что сами концерты продолжались трое суток, а многие зрители приехали заранее, можно себе представить, какой должна быть инфраструктура, чтобы «переварить» сие событие. А ведь ее специально почти не создавали. Если, конечно, не считать, разбитие шторками гостиничных номеров на несколько «отсеков». В любом случае, очень интересно посмотреть, как выглядит «привлечение туристов» по максимуму и что делать, дабы оно не привело к беде.
Наоборот. Среди исполнителей, блиставших в Вудстоке, были Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Карлос Сантана, «TheWho», «JeffersonAirplane»… Однако в представляемом фильме о них даже не вспоминают. Ведь это тот самый случай, когда на первом плане не творцы, а те, кто делает возможными их художественные безумства. Причем даже не те из них, кто руководит процессом и вкладывает деньги, а «винтик», без которого система не работает.
Тишберги. На первом плане происходящих в фильме событий – колоритная еврейская семейка, содержащая заурядный придорожный мотель. Посетителей бывает мало, работать приходится себе в убыток и банк требует вернуть $5 тыс. кредита, иначе заведение заберут. Тишберги не просто рачительны, а выглядят безрассудными скупердяями (например, используют грязные простыни для новых клиентов), что, разумеется, плохо сказывается на репутации мотеля. Это осознает их сын Элиот, мечтающий стать художником и возглавляющий местный совет, но всегда готовый поддержать родителей. Он вкладывает заработанные деньги в фамильный бизнес, но это не приносит пользы. До тех пор, пока на полученное под свой скромный фестиваль разрешение, не удается привлечь нечто грандиозное. На нем Тишберги проявляют чудеса трудового энтузиазма и зарабатывают кучу денег. Особенно запоминается Соня, мама Элиота, которая по ее признанию, приехала в Штаты по снегу через Сибирь из российского… Минска.
Бизнес. Уверен, зрителей фильма впечатляет, сколь велик ворох возникающих у персонажей проблем. Поэтому им сопереживаешь и когда протестуют местные жители, и когда являются натравленные инспекторы да хваткие рэкетиры, и когда нужно быстро решить санитарно-гигиенические нужды сотен тысяч человек… Создателям «Штурмуя Вудсток» удалось передать ощущение величия и неотвратимости «железного потока» – люда, съезжавшегося на фестиваль со всех концов США. Важно отметить, что по нынешним мерам требований безопасности, они были фактически пущены на самотек, однако ничего страшного не произошло (пусть и зафиксировано 3 смерти). А сегодня в этом плане часто проявляют чрезмерное рвение, портя настроение и все равно оставляя без гарантий.
Наркотики. Хронически миролюбивые «дети цветов», естественно, употребляли много всякой «дури», однако внимание, проявленное к ней в данном фильме, все равно кажется чрезмерным. Ближе к концу возникает эпизод, который, на мой взгляд, является рекламой употребления наркотиков. С помощью массы художественных средств, произведена попытка передать счастье, возникающее от дозы. Причем эта сцена едва ли вписывается в общий контекст ленты, разве в той мере, что она объясняет: далеко не всем прибывшим на фестиваль нужна была музыка. А это помогло избежать давки непосредственно вокруг шоу.
Прочая информация. Участие в МКФ в Канне. Номинация на премию Ассоциации геев и лесбиянок GLAAD Media. Номинация на премию «World Soundtrac» за музыку Дэнни Элфмана («Бэтмен»). Сборы в США $7,5 млн. Бюджет $30 млн.